Записки о культе Я

Вячеслав Курганов
Записка№1.
  Мои недавние изыскания в поисках чего - то необычного и занимательного, наконец, увенчались успехом. На одной из планет ближнего "Экватора" появилось нечто занимательное. Своеобразный культ "Я". Его сторонники пропагандируют необходимость наличия личности в каждом человеке. Иными словами, не будь серой, обыденной массой; стань личностью с большой буквы. Честно признаюсь, для меня это нисколько не ново. Подобное и на моей родной планете происходит. Но один из знакомых сказал, что есть пара характерных отличий от нашего и их понятия "личности".  Что ж, посмотрим какие. В принципе, я с этой целью и лечу туда.

Записка№2.
  Приземление было не мягким, но вполне терпимым. Решил, что первый день лучше никуда не выходить, поэтому сижу в своем продавленном местами диване, пью кофе и наслаждаюсь прекрасными фильмами о далёкой древности. Поблизости расположен небольшой город с населением чуть больше двухсот тысяч человек. Завтра прогуляюсь по нему.

Записка№3.
  Весьма мирный и добрый народ, должен отметить. Пока прохаживался по пыльным и полным улицам, прохожие улыбались мне, а некоторые даже кивали головой как - будто мы знакомы. От нас, землян, они не слишком - то отличаются. Разве что только более вытянутый сзади череп как у фараонов из Древнего Египта. По пути зашёл в одну из многочисленных кафешек, где встретился с одним из основателей культа - с ним я ещё до вылета договорился об этом. Он как можно красочно и подробно рассказал, что же всё - таки это за заглавная буква "Я".
  Не быть таким как все. Среди всех этих масс, среди безликого, тусклого, обыденного, коллективно - бессознательного должна быть личность. Если все будут мыслить как все, будут следовать стадному инстинкту, то весь социум погибнет. Загнётся от серости и сырости. Поэтому был создан культ "Я", который провозглашает мнение одного выше мнения большинства. Один человек - сила, толпа - лишь число и не более того. У каждого должны быть свои мысли, сходные с некоторыми, но не со многими. Иметь свою голову на плечах и не поддаваться давлению других - вот задача культа.
  Конечно, в своих отчётах я записываю лишь самую суть. Говорили мы с ним долго, порядком двух часов. Его речь была не столько насыщена нужной информацией, сколько оказалась перенасыщенной от излишних длинных оборотов и красивых шаблонных фраз. Хотя все люди, когда стараются что - то разрекламировать и т.п., всегда используют одни и те же слова, жесты, мимику и даже улыбку.
  Но суть культа я уловил. И на данный момент ничего странного или мало-мальски примечательного в нём не нахожу. Надеюсь, что не зря трачу своё время.

Записка№4.
  Зарегистрировался в их сетях. Теперь у меня есть самый надёжный источник информации, который только можно представить. К счастью для меня, местные жители тоже, как и мои сородичи, любят выкладывать в мировой паутине весь свой образ жизни. В большинстве своём я просматривал только тех, кто состоял в культе. Остальных обходил стороной.
  По виду страничек, конечно, можно ошибаться, но многие "личности" вешают к себе различные пафосные фразы с припиской "я тоже следую только этому". Сомневаюсь в правдивости, глядя на возраст и лицо, которое смотрит на меня с экрана. Лишь у немногих не было подобного, что не могло не радовать.
  Но, как я уже говорил, человек ведь и ошибиться может. Первое впечатление - не самое правдивое.

Записка№5.
  Сегодня выдался очень жаркий день. Из - за того, что в этой части планеты крайне высокая влажность, столбик термометра подскочил до своей крыши. Удивляюсь, почему нет бесплатных автоматов с водой. Неужели так трудно поставить их?
  Несмотря не изнуряющую погоду, я решил снова "выйти в люди", предварительно захватив бутылку с водой. На сей раз, я хотел побеседовать с другим, посторонним человеком. И я нашёл такого. Это оказался молодой человек, почти в полтора раза младше меня самого. У него были весьма резкие движения и вертел он языком слишком быстро. На мой второстепенный вопрос (в разговоре - да, но для меня очень важный), кем он себя видит или ощущает в этом мире, юноша ответил коротко: "Личностью." Я имел неосторожность усмехнуться, что он воспринял как недоверие и... На этом я его уже не слушал. Он, наверное, чуть не подорвал голос, пока кричал "я" да "я".
  Одна маленькая буква, а как много смысла, не правда ли?

Записка№6.
  Сидел в другой кафешке на окраине города и пил то, что местные называют безалкогольным махито. И случилось мне увидеть картину ссоры двух людей. Каждый их них орал на другого, заявлял, что он серая бесполезная масса, которая молча повинуется. Однако скучный поединок двух личностей получился. Я ожидал увидеть чего - то более... Чего - то более.
  Данный инцидент заставил меня задуматься о культе "Я", посмотреть на него с другой стороны, не как на обычное социальное движение.
  Первое правило индивидуума - общайся со всеми наравне. Не важно, богатый человек или бедный, добрый или плохой (если совсем Зло, то зачем общаться?), умный или глупый, но нужно слушать и слышать его. Так вы показываете свою отличительную черту от других. К чему начинать хвататься за пистолеты и ножи, если можно всё обсудить? Вы же личности!

Записка№7.
  Очередной день на этой забытой планете. Как оказалось, она ничем не славится, ничем не отличается от других.
  Для лучших и достоверных ответов на интересующие меня детали, я провёл опрос. На его основе я выявил, что 79% думают, что личность - это человек, который имеет право судить других, но сам не может быть осуждён. Таков был ответ большинства. Ещё 20% - человек, к которому должны прислушиваться. Это уже лучше, но звучит как - то неуверенно. И лишь один процент сказал, что каждый - особая личность и судить других, не узнав их (а так часто делают, я заметил) нельзя.
  У каждого человека есть своё мнение, своя жизненная позиция. И никто не в силах навязать ему чужое ярмо на шею.

Записка№8.
  Сегодня приступил к анализу внешности и особенностей ведения диалогов и монологов приверженцев культа "Я".
  В глаза сразу бросилась одежда: яркая, заметная, кричащая, что "Я" и только "Я" здесь. Как это ни странно, но какого - то одинакового стиля сканер не заметил. Что ж, иметь разные вкусу никто не запрещал.
  Затем со мной беседовали в отдельной комнате порядком ста человек. Не больше трёх - четырёх минут на каждого. В диалогах они постоянно пытались говорить громче, чем я; несознательно смотрели свысока, частенько усмехались над моими словами и по сути дела, затыкали мне рот - стоило начать говорить и дойти до самой сути, так тут же вырывался огромный поток слов, перекрыть который никак не удавалось. Когда я случайно дотронулся до одного молодого человека, тот вскочил со стула и сбросил с себя кофту, заявив, что брезгует её одевать снова.
  Ещё хуже дело обстояло с монологами. Очень часто повторяли местоимение "я". Слишком. Говорили, что чужое мнение для них ничего не значит, и человека слушать не будут.
  Интересно - скучные люди.

Записка№9. Последняя.
  В принципе, я собрал достаточно материала для написания научной работы. Всё - таки мне жаль этих людей. Возможно, изначально культ был правильно сформулирован и его требования тоже были верны. Но затем кто - то что - то недослышал, как это часто бывает, и сарафанное радио распространилось далеко - далеко через уши людей. Само понятие "личность" оказалось исковерканным до предела возможного. И получилось то, что... получилось. Всё считают правильным оспаривать мнение другого, никого не слушают, ставят себя выше остальных.
  Без буквы "я" не обойтись, но и злоупотреблять её не стоит тоже. Прикрепиться к языку на всю жизнь. Потом не отдерёшь.
  Основной лозунг культа можно выразить в следующем: "Я - умный, они - нет." Вот и вся суть этого искусственно - созданного движения. Почему "искусственно"? Потому что подобная теория долга не живёт. Думаю, лет так через пять культ перестанет существовать.
  Хочешь быть одним - единственным? Так знай, ты и так, без всяких культов, уже особенный. Только по - своему. Чтобы быть личностью, у человека обязаны быть моральные нормы, уважение к себеподобным, знание жизни. А без этого и много - много другого весь твой пафос, все твои сворованные умные фразы - ничто, просто мусор.
  Эх, пора бы сматываться с этой планетки. Может, в соседней галактике найдётся кое - что позанятнее, чем культ "Я"? В любом случае, превозносить себя над другими - я никогда этим не занимался.