8. Мальчишеский интерес. В блиндаже. Взрыв

Тот Кто Сегодня За Сказочника
                ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ 


Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/08/11/1640      


То, что Максим и Ваня оказались возле карьера, было не случайным совпадением. Они туда стремились целенаправленно. А всё потому, что имелась у них там своя тайная находка, о которой больше никто и не знал. А у ребят, облазивших всю округу и изучивших её за все свои сознательные годы, как говорится, «вдоль и поперёк», подобная находка должна была рано или поздно появиться.
И название ей было вполне подходящее по мальчишеским интересам – блиндаж. И не просто какой-нибудь, а ещё со времён войны.
Обнаружили они его недавно, поэтому изучить ещё как следует не успели. Но по первоначальному осмотру он показался им довольно-таки вместительным и глубоковатым. Спичками, которые были в карманах у них, к сожалению, ничего особого не удалось осветить и выявить. Поэтому решили при повторном визите сюда захватить с собой фонарики.
А сегодняшний случай с обнаружением немецкой бомбы только подстегнул их поскорее отправиться на приключение. Но, увы, их вспугнули сапёры, по воле судьбы оказавшиеся как раз в этой же местности и в это же самое время.
Теперь же, возвращаясь в деревню, мальчишки проезжали мимо возводимой дедом Архипом часовенки. Там же они застали и Диму. Вика как раз в это время ушла домой.

– Бог в помощь, – Максимка притормозил возле ямы, которую раскопали сапёры и которую сейчас уже почти засыпал землёй Дима. – Нехилый они вам тут подкоп организовали.

– Вынужденная необходимость, – ответил Дима и приостановил свою работу. – А вы чего такие запыхавшиеся? Откуда гоните своих «коней»?

– С карьера. Там военные хотели бомбу взорвать.

– Я слышал минут пять назад. Но мне показалось, звук шёл немного с другой стороны.

– Да, они, наверное, где-то в поле рванули. В карьере мы им помешали.

– А вы-то что туда дёрнулись?

– Совпало, – уклончиво ответил Ванюшка и поглядел на Максимку.

– Ну… бывает, – и Дима снова взялся за лопату.

– Ну? Может, расскажем? – спросил Максим друга и, видя, как тот неопределённо пожал плечами, решил начать издалека. – Я слышал, у тебя фонарь мощный имеется. Не одолжишь на время?

– А вы снова в ночное собрались? Уж не в карьер ли?

– Туда. Но днём.

– А днём вам, что ли, света маловато?

– Света хватает, но там другое…

– Другое измерение? – улыбнулся Дима.

Возникла пауза, в течение которой было видно, как Максимка мнётся, что-то не договаривая.

– Короче, Макс, не мути воду, – сказал Ванька. – Решил говорить – так говори, а не кота за хвост тяни.

– Ну, ладно,  – Максимке как будто даже стало легче. – Блиндаж мы там обнаружили. Такое впечатление, что ещё с войны он там заброшенный. Хотелось бы его поподробнее рассмотреть. А с нашими батареечными фонариками ничего там особо не увидишь. Хочешь, бери свой, аккумуляторный, и айда с нами.

Дима скоренько обдумал перспективу, и почему-то ему захотелось глянуть.

«Ох, уж эта подземная тема, – подумал он. – Везёт мне на этот тёмный мир, будь он неладен».

– Только если надумал, на «велике» выдвигайся, – сказал Ванька. – Иначе пока ты дошкрябаешь до нас, уже вечер наступит. И там уж не фонарь, а целый прожектор понадобится…


…Блиндаж действительно оказался времён войны. Сейчас вряд ли так сооружают. Да и сооружают ли вообще?
Место было выбрано вполне надёжное – блиндаж был расположен под корнями здоровенного дуба, охватившего его со всей, так сказать, «любовью» – надёжно, по-отечески. Лаз был немного уже подсыпан землёй и зарос травой, что ещё больше скрывало его от посторонних глаз.

Дима на половину корпуса пробрался внутрь и включил фонарь. Мощный луч тут же выхватил из темноты деревянный потемневший и местами рассохшийся сруб – стену. Затем нырнул глубже в темноту, добил до тупиковой стены. Метров шесть было точно.

– Ну, что там? – нетерпеливо спросил Максимка. – Давай, либо вперёд, либо назад.

– Полезли, – отозвался Дима глухим голосом из-за замкнутости пространства и аккуратно пробрался вовнутрь.

Максимка и Ванька по очереди протиснулись за ним.

– Ого, хоромы! – сказал Максимка, поудобнее усевшись на земляном полу. – Наши, что ли, прорыли?

– Наверное, – Дима потихоньку исследовал каждый уголок, выхватывая лучом из темноты. Разломанные прогнившие ящики, солома, тряпьё, какой-то прочий неопознанный хлам…

– От немцев, наверное, прятались, – предположил Ванюшка. – Или какой-то засекреченный объект был. Может, разведывательный…

– О, а это что? – Максимка тем временем порылся в соломе и достал что-то наподобие консервной банки, увесистое и холодное, и тут же его самого осенило. – Граната, что ли?

Ванька посветил своим фонариком в его ладонь:
– Вот это находочка у тебя! Смотри только, аккуратнее…

Ребята осмотрели неожиданную находку. Корпус имел плоские дно и крышку, которые были соединены с боковой стенкой закаткой. К крышке заклёпками крепилась центральная трубка с фланцем, имеющая отверстие с резьбой для запала.

– Я такую даже и не видел никогда, – сказал Максимка.

– Я тоже, кроме «лимонки», никаких больше гранат не знаю, – согласился Ванюшка.

Дима же видел такую однажды. Правда, на иллюстрации плаката. В школе у них был предмет НВП (начальная военная подготовка). И пожилой военрук Михал Степаныч им как-то рассказывал о гранатах и показывал несколько их видов. Эта, насколько он помнил, была похожа на ручную осколочную РГ-42, для поражения живой силы и военной техники противника на близких расстояниях. Как раз во время Великой Отечественной войны она массово и производилась. В настоящее же время давно уже была снята с производства. Так что им сейчас попался настоящий раритет.

– Она боевая? – с некоторым недоверием спросил Максимка.

– Ну, не муляж же ты держишь, – усмехнулся Ванюшка.

Дима порылся в соломе и среди обломков досок нащупал ещё одну гранату.

– Лучше их не трогать, – сказал он. – От греха подальше. Пусть себе спокойно лежат… Так, что у нас тут ещё имеется?

И продолжил осмотр, в принципе, ничего такого и не выявивший. Попался лишь гнутый в стволе и поржавевший автомат ППШ, расшифровывающийся как пистолет-пулемёт конструкции Шпагина (это тоже Дима помнил по предмету НВП). Только вот данный вариант был с отсутствующим магазином и расщепленным прикладом.

Максимка тоже увлёкся осмотром старого барахла и, сам того не замечая, игрался в руках гранатой. Опомнился он лишь тогда, когда кольцо предохранительной чеки оказалась в одной руке, а граната в другой.

– Ой, оторвалась, – лишь смог растерянно проговорить он.

Дима отреагировал мгновенно:
– Быстро зажми рычаг и не отпускай.

– Он зажат, – Максимка, видно, чисто подсознательно сделал это сразу, когда почувствовал отделение кольца.

Ванюшка отпрыгнул и плотно прижался спиной к стене – это всё, что он сейчас смог сделать от испуга. До выхода было метра три-четыре. Да и не успел бы он выскочить…

– Так, давай её сюда, – почти шептал от волнения Дима. – Только не разжимай, пока я не перехвачу.

Граната медленно и аккуратно перешла от Максимки к нему.
Как в полусне в его сознании возник голос преподавателя:
«…Граната может продолжать оставаться в руке сколько угодно долго, так как пока не отпущен рычаг, ударник запала не может разбить капсюль. После выбора момента броска и цели бросаем её в цель. В этот момент рычаг под воздействием пружины ударника повернётся, освобождая сам ударник, и отлетит в сторону. Ударник накаляет капсюль и через 3-4 секунды происходит взрыв…»
Также он рассказывал, как вставить чеку обратно, разогнув проволочные усики, но от сказавшихся волнения и страха Дима не помнил в подробностях. Да и лишний риск тоже был ни к чему – он же не специалист.

– Светите мне! – Дима медленно стал двигаться к выходу. – И лягте на землю. Как брошу, затыкайте уши, чтобы не оглохнуть.

Дима не знал, сколько у него в распоряжении осталось секунд. Может быть, даже уже ни одной. Всё зависело от того, когда Максимка зажал рычаг.
Наконец, у самого выхода наружу он остановился и подал знак ребятам: ложись.
Спрятался за стенку и, резким движением метнув гранату, тут же прижался обратно.
Оглушительный взрыв действительно произошёл почти сразу.
Взрывной волной Диму даже отбросило немного в сторону. Сверху же посыпалась земля. И показалось, что слишком уж много её сыплется…


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/08/13/1546