Звезды над урманом книга 2 глава 22

Олег Борисенко
Предыдущая страница: http://www.proza.ru/2015/08/09/415


ТОБОЛЬСК

Архип, выслушав Ваню, поднялся с лавки. Тяжело облокотившись на столешницу, прокашлялся.
– Вот Севастьян, вот опарыш! Воду мутит за спиной воеводской. Не мытьем, так катаньем, себе пользу выискивает. Все же донес, паскудник. Поди и воеводу очернил, выслуживаясь.
– Что же теперича будет, Архипушка? – выставляя на стол чугунок, всхлипнула Ксения.
– Покамест боярин не прибыл с царевой грамотой, пойду до князя, разведаю. У нас же на Руси кто первый прибег, тот и безвинен.
Ванюшка вышел на двор, вывел лошадку из конюшни, запряг в сани.
– Может, мне с тобой, дядька Архип?
– Не стоит тебе пока на вежды  народу являться. Ты лучше, покуда я до воеводы езжу, Святополка зарежь да кур поруби. Видать, и впрямь дорога дальняя нам вскоре предстоит. А ты, – обратился он к Ксении, – пробеги по посаду, якобы корову собралась продавать, и слух пусти, что к Максиму на Енисей уезжаем. Зовет, мол, давно, вот и дерзнули туды податься.

Воевода, выслушав Архипа, тяжело поднялся с лавки. Раскрыл оконце. В светлицу хлынул поток свежего, морозного воздуха.
– Не избавлю я тебя, Архип, от происков дьяка думского. Мой совет: покуда тучи не разойдутся, схоронись на время. Коли уж и государь в байку про Еремино золото поверил, так ничего не сладить тут, как токмо укрыться тебе в урмане. А потеплеет – я знать дам. Сегодня вечером жди сватов. Давно твоя Полина и мой Олешка глазки друг другу строят. Вот подворье свое в приданое и отдашь, вроде как и не отберут его тогда.
На том и порешили.
Архип, спускаясь со ступенек крыльца, лукаво усмехнулся:
– Вот плут воевода! И рыбку съел, и на трон сел! Все, чем одарил меня, назад себе и вернул. Видать, загодя рассчитал все. А я-то, дубина стоеросовая, думал, все от души дарено. Действительно молвит народ, дураков не сеют, не жнут, они сами растут.
А воевода из раскрытого оконца, прищурившись, взглядом прожигая тулуп на спине Архипа, рассуждал:
– Коли не суждено у тебя мне выведать про Еремино злато, то все одно, передашь ты тайну по наследству. А окромя Полинки, никого у тебя нет. Не я, так сын мой, Олеша, выведает место схрона. Не зря же я с грамоты государя пыль сдул и в бояре тебя произвел, подворье и мельницы, изъятые у опальных людей, тебе в дар отдавал. Можно было бы, конечно, и на дыбе все выведать. Но тебе, старому лопуху, не сдюжить пыток. Неладом околеешь, и уйдет в могилу тайна твоя. А я ждать умею, Архип, и тайну хранить могу, я не болван, как дьяк Севастьян. Государь далеко, Бог высоко, а в Сибири я голова, и сын мой по праву местничества тут воеводить станет.
Вечером воевода прислал сватов.
Полина, пылая румянцем щек, стояла, опустив голову, у печи. Девушке давно приглянулся сын воеводы. Она и не подозревала о закулисных играх будущего тестя. Как, впрочем, не подозревал ни о чем и стоящий под полатями счастливый Алешка.

***
ЮЖНЫЙ КАЗАХСТАН

Исатай попросил остановить арбу. Терпеть тряску он уже был не в силах. Видимо, у него был жар, так как лоб покрылся мелкими капельками пота, а тело бил легкий озноб.
Еле заметным движением пальцев он попросил сына наклониться.
– Передай Ботагоз, что твоя мать была любимой и единственной женщиной. Я буду ее ждать в цветущих садах. Дед Валихан и я оставили тебе все, что имеем, управляй с умом. Джунгары, бухарцы – наши враги, у нас много врагов, и только с орысами наш народ может их одолеть. Когда я покину этот мир, похороните меня там, где это произойдет. Сынок, складывая камни на мою могилу, говори с ними и проси у Всевышнего для меня рая, – Исатай прокашлялся и продолжил: – Сегодня ночью ко мне явился старец. Он поведал, что род наш прославится, а внуки твои станут великими людьми, будут служить русскому царю. Я ему верю, старец являлся мне и раньше, и все, что он предвещал, сбывалось.
Исатай вновь потерял сознание.
Отряд двинулся дальше.
Воин умер тихо, ночью, во время привала.
Утром Ваулихан подошел к отцу поправить овчины, но душа аркара  была уже далеко.

К полудню следующего дня отряд двинулся далее, оставив в степи небольшой курган из камней. На воткнутом копье трепеталась зеленая ленточка. Каждый проходящий путник знал: здесь покоится не отомщенный воин.

***
СИБИРЬ

Наступил жгучий морозами декабрь.
Обь начинала гореть. Вся рыба, которая еще не задохнулась, поднялась в малые речки и встала в ямах у живунов, чтоб хоть как-то выжить. Ей было уже не до еды. В ямах, сбившись в плотную стаю, стояли рядом, бок о бок, хищники и травоядные. Наступил загар , а значит и сезон рыбной ловли.
Вогул каким-то третьим чутьем отыскал на речке новую, ранее не найденную, яму-заводь. С утра две упряжки выдвинулись к ней по руслу.
Выдолбив майну, Никита первым запустил сак в воду. Мамарка, присев, ахнул от восторга, когда увидел, что волхв еле-еле вытащил на лед полный сачок чебака.
Следом запустил снасти Угор.
Так и работали они, пока не начали сгущаться первые сумерки.
Уложив промерзшую рыбу в нарты, рыбаки двинулись в обратный путь.
– Богатый улов нынче, можно в Тобольске хорошо выменять. Мука нужна, соль нужна, – рассуждал вогул, шагая рядом с переполненными нартами.
– В Тобольске будешь, к Архипу загляни да упреди, что донос Севастьян отписал на нас и на него. Чтоб он нос по ветру держал. Мне Пайза об этом, умирая, поведал. А я с Мамаркой покамест тут побуду.
Угор суеверно посмотрел по сторонам:
– Не поминай мертвых в полнолуние!
Уже далеко заполночь они подошли к избушке.
– Стой! – прошептал вогул, – огонь в избе.
Сквозь бычий пузырь окошка пробивался мерцающий отблеск свечи.
– Это дух Пайзы за нами вернулся! Зачем ты в ночь глядюче помянул? – испуганно отступил назад Угор.
У Никиты вмиг стали ватными ноги, спина покрылась холодным потом.
Ведун было поднял руку, чтоб вновь осенить себя крестом животворящим, но дверь в избушке отворилась, и на крыльцо выбежал помочиться Ванюшка.

 ***
СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН

Ботагоз опустила руку, из-под ладони которой она вглядывалась вдаль. На горизонте показался конный отряд.
Верхом на коне ехал ее сын Ваулихан, держа в поводу оседланного жеребца без седока.
У женщины подкосились ноги, и она безвольно опустилась на снег.


*-вежды - глаза.
**-орыс - русский.
*- аркар – уважительное обращение к потомку Чингисхана.
*-загар- отсутствие кислорода в воде.


продолжение: http://www.proza.ru/2015/08/18/893