Шопен в парке и сад в библиотеке

Корсакова Елена
 С первых дней приезда в Варшаву, мне хотелось ощутить себя европейкой, прочувствовать вкус жизни в Европе. Прочувствовать-то можно, но только слишком много помех заглушают это ощущение. Это и бытовые проблемы, и языковой барьер, за который так хочется перебраться, но он стойко тебе преграждает дорогу вперед…

  Хочу рассказать про два события, которые позволили мне в полной мере ощутить себя европейкой. В один из случайный выходных я решила посетить Варшавскую университетскую  библиотеку. Многие туристы стараются это сделать, когда бывают в Варшаве. Моя дочь уже была там и рассказывала о своих бурных впечатлениях.

  Находится библиотека недалеко от Старого города. У нее довольно необычная архитектура. При входе стоит непонятная конструкция ярко-фиолетового цвета, чем-то напоминающая стойку из огромных пластиковых ящиков. С одной стороны фасад библиотеки закрывает плетущаяся зелень. С другой стороны фасад болотистого выцветшего цвета, на котором выгравированы на разных языках какие-то рукописи. Эти свитки можно читать, они величиной с пятиэтажный дом. Языки все древние: старославянский, еврейский, латинский, восточные иероглифы…
 
  Когда заходишь в холл, сразу хочется поднять голову. Такое ощущение, что ты попадаешь в огромный необычный дворец. Высота холла, вероятно, где-то с пятиэтажный  дом, и полностью из стекла, так что видишь небо. Стоят колонны, холл-коридор длинный, в котором разместились, как на улице разные магазинчики, кафе. Даже стоит выставка фото-картин польского журналиста, посвященная войне в Украине. Кадры очень четкие, огромные. Впечатление создают невероятное.

  Я пошла направо, чтобы осмотреть немного библиотеку. Дежурят пару охранников в форме, стоит турникет. Здесь также холл до самого потолка просторный, а по бокам – разные этажи с разными залами. Здесь царство металла и стекла! Винтовые металлические лестницы, по которым можно подняться на этаж. Стеклянный потолок, перегородки, все создает атмосферу простора и свободы. Под потолком стоят несколько фигур статуй. Я плохо вижу, поэтому не смогла узнать, кого же увековечили и здесь поставили…

  В холле стоят столы, на которых открытые ноутбуки. Столы свободны, ведь сейчас студенческие каникулы. Я поднялась по лестнице. На этаже сидел пожилой охранник в форме. Он меня ничего не спрашивал, как впрочем, и на входе, когда я свободно прошла, с фотоаппаратом в руках. Я прошлась по этажу. Залом это трудно назвать. Стоят рядами стеллажи с книгами, возле лестницы между рядами стоят столы с ноутбуками и стульями – рабочие места для посетителей. На полу – кавролин. Ходишь тихо, никому не мешаешь, как мышка, между рядами книг. Я спросила у охранника: как пройти в ботанический сад и он мне подробно с жестами рассказал.

  Оказывается, чтобы попасть в сад, надо пройти первый холл-коридор и выйти во двор. Я вышла в жаркое лето, передо мной открылась зеленая полуарка, под которой стояли лавочки. Справа были ступеньки вверх, между кустами зелени. Я стала подниматься. Между ступеньками были стеклянно-металлические штуки. Стекала вода в озеро внизу сада. Не знаю, на какой высоте самая верхняя площадка сада, но подъемов было несколько. Удивительно, что практически на крыше растут не только кусты, цветы, но и трава с клевером. Я сижу на лавочке, смотрю, как пчелки перелетают с цветка клевера на другой, собирая нектар. На другой лавочке сидят две старушки, которые пришли немного позагорать. Они сняли кофточки и оставшись в бюстгальтере, отдались власти солнца. Много посетителей приходят сюда, с детьми, группами, все фотографируют вид города с смотровых площадок. Несколько площадок, с уютными местами для отдыха, много лавочек, скрытых от взглядов других. А главное, что отдыхая на лавочке, мне не нужно поднимать голову, чтобы увидеть небо. Бескрайнее небо, с воздушными кучерявыми облаками! В большом шумном городе так не хватает неба. Кажется, что ты сдавлен отовсюду каменными домами, множеством транспорта, снующими людьми…

  Насмотревшись на небо, надышавшись хвойным ароматом растущих маленьких  хвойных деревьев, я спустилась вниз. Сразу увидела озерцо с кувшинками и камышом. Посидела при журчащем ручейке, стекающем в озерцо. Дальше – зеленые полянки, на котором даже лежит один загорающий мужчина. Цветы, озеро с цветами водяных лилий и табличкой: «Глубина озера 1,8м», чтобы никакой смельчак не вздумал полезть за цветами в воду. Фонтанчик прямо в озере журчит, а кругом тихо, даже не верится, что за стеной этого места проходит дорога с автомобилями.

  Зеленая беседка, которая сделана практически из вьющейся зелени, под ней стоит огромный камень, из середины которого струится вода. Да-да, вода из камня! Прямо, как во времена Моисея – такое чудо. Подходя ближе, я увидела, как один молодой мужчина подошел к камню, нажал на струю и большой фонтанчик стал обрызгивать его маленькую дочку, которая бегала под водой и пела какую-то детскую песенку. Было очень мило за ними наблюдать. В тени деревьев, на лавочках сидели отдыхающие люди, читали книжки.

  Выйдя из сада, в холл библиотеки, я почувствовала себя по-другому. Я стала ближе к местной культуре, и это как-то приятно. Даже не задумываясь, я зашла книжный магазинчик в холле. Меня удивило, что книги стояли очень плотно на полках, на столах перед полками, стопками лежали книги, и все они разные… Мне трудно было понять: где какие книги. Указателей не было, а продавцы ко мне не подходили со своими дурацкими вопросами: чем помочь? Что подсказать? Я сама не знаю, что хочу. Знаю, что хочу только выбрать себе книжку для чтения, недорогую, интересную. На входе написано было: дешевые книги, и я пошла за рекламой. Посмотрев книги, я пробыла в магазине минут десять, и в итоге, вышла в холл с нужной покупкой. Я купила всего за пять злотых толстую книжку «Вернись, Сопхе» австралийской журналистки, с польским переводом. На обложке написано краткое содержание: книга о реальной истории, произошедшей с домашним псом, который стал бродягой, прожив сам на островах несколько месяцев. Забегая наперед, скажу, что книгу я буквально «проглотила» за десять дней, читая только в дороге на работу и с нее, где-то около двух часов в день. На польском я читаю медленно, потому что много непонятных слов и выражений. Но таким образом, при чтении, я учу язык. Книга меня настолько впечатлила, что я как-нибудь напишу о ней свой очерк.

 Выйдя на улицу с помещения библиотеки, в сумке у меня была новая книга, много снимков в фотоаппарате и отличное умиротворение у душе. Я оставила свои переживания где-то там, позади, среди тихих уголков сада на крыше библиотеки. Как настоящей европейке, мне захотелось пройтись по Старому городу, который где-то рядом – я видела со смотровой площадки библиотеки. Не сразу, но я вышла к этому району, делая по пути снимки интересных зданий, красивейшего моста со скульптурами. В Старом городе я захотела  купить мороженное. Так сказать, для полного ощущения летней прогулки. Цены на улицах Старого города, конечно, немного выше, чем на такой товар в супермаркете. Но, когда я шла по узким улочкам, с огромным рожком мороженного, то видела себя частью туристической толпы, которые также ходили рядом со мной с мороженным или гофрами в руках.

  На одной улице играл коллектив музыкантов: скрипка-альт, аккордеон и баян. Я остановилась послушать, когда ела мороженое. Но не смогла уйти, пока они не закончили свое выступление. Они виртуозно играли самые популярные техничные произведения. Песня «Аллилуйе» сменялась классикой, затем был «Чардаш» и другие популярные мелодии. Я получила массу удовольствия!

  В погоне за музыкальными впечатлениями, я решила не пропустить воскресный концерт Шопена, на который давно планировала попасть. В парке Королевские Лаженки по воскресеньям в 12 и в 16 часов проходят часовые бесплатные концерты фортепианной музыки Шопена. Надо заметить, что поляки очень трепетно относятся к музыке Шопена, которого родился в Польше. На улицах есть музыкальные лавочки, на которых есть кнопка, нажав которую, слышно фортепианное исполнение Шопена. Садишься и наслаждаешься музыкой, которая переливается, как ручеек.

  Я ехала в автобусе в парк, который по мере приближения к парку, становился все полнее от туристов. На остановке «Парк Королевские Лаженки» вышли почти все люди с автобуса. Большинство спешно перебегали дорогу, чтобы успеть на концерт, который уже пять минут, как начался. Когда я зашла в ворота одного из входов в парк, то перед глазами была удивительная картина. Было оо-очень много людей! Они сидела на лавочках, плотно прижавшись друг к другу, они сидели на огромных лужайках, на своих ковриках, просто на газетках (которые раздавали, как рекламу при входе) или на самой траве. У меня не было коврика, на траве не было места, поэтому я присела на бордюр клумбы – кирпичики. Рядом цвели розы, передо мной по проходу ходили опоздавшие слушатели, а я погружалась в море журчащей музыки. Так, вдалеке, возле огромного памятника Шопену, стоял рояль, а впереди были большие динамики. Исполнитель играл, а конферансье мягким обволакивающие голосом объявлял произведение, краткую историю его написания или зачитывал чьи-то высказывания о музыке Шопена, а затем переводил на идеальный английский – для множества присутствующих туристов.

  Я слушала музыку, смотрела на слушателей, которые могли просто так лежать на траве или ковриках, даже читать, слушая музыку. Мне было немного неудобно сидеть на корточках, но чарующая музыка Шопена отвлекала от этого. После концерта я сделала несколько фото, неспешно прошла в парк. В парке на огромной зеленой лужайке меня ждал второй концерт! Оказывается, в то воскресенье по парку были в разных местах всевозможные музыкальные мероприятия. Эти места назвали: «Зона тишины». Музыка Шопена как-то соответствовала этому определению, но этот концерт – никак нет. Играли пять человек: труба, ударные, кларнет и еще что-то, что не запомнила. Солировал в пении тот невысокий парень с кларнетом. Песни были настолько заводными, что я сидя в шезлонге, не могла удержаться от танцевальных движений. Он смог расшевелить публику так, что ему все подпевали в припеве! Я оглянулась и увидела позади себя много людей, которые остановились послушать этих чудаков. Уходила я с приподнятым бодрым настроением. Не хотелось уходить домой, хотя время того требовало. С парка Лаженки я всегда не хочу уходить. Я бы по нему гуляла подолгу…

  Удивительные все же местные поляки. Ходят, как на работу, на воскресные концерты Шопена, приводя с собой детей, даже в колясках младенцев. Приезжают на велосипедах, ставя возле себя свой «ровер» (по-польски велосипед). Старички нарядные, улыбчивые, слушают музыку. Все очень тихие, умиротворенные. Наверное, у них и проблем нет?!

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/08/23/529