Тертуллиан. Логика или Вера?

Андрей Незванов
Знаменитая максима Credo quia absurdum est («верую, ибо абсурдно») является парафразом фрагмента сочинения Тертуллиана «О плоти Христа» (лат. De Carne Christi), где в полемике с гностиком Маркионом он пишет:
Et mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile.
Что в переводе означает:
И Сын Божий умер: вполне вероятно, ибо неуместно. И, погребённый, воскрес: несомненно, ибо невозможно.

Спрашивается, выражает ли помянутая максима: Верую, ибо абсурдно;  аргумент Тертуллиана в споре с Маркионом? Ведь она является манифестацией веры, сразу полагающей конец любым разумным дискуссиям. Зачем тогда спорить? В самом начале Тертуллиан мог бы сказать гностику Маркиону: Знать тут нечего и спорить не о чем. Я верю, невзирая на доводы разума. И ты можешь верить или не верить, независимо от того, подтвердит разум твою веру или опровергнет.
Но реальная ситуация, в которой Тертуллиан произносит свои фразы вовсе не такова. В его устах это аргумент, обращенный к разуму Маркиона. Следовательно, это не манифестация веры, но умный довод в споре. Тем более, что слово «вера» во фразах Тертуллиана отсутствует вовсе.
В чем же тогда разумность Тертуллиана, долженствующая убедить Маркиона? Рассмотрим слова нашего героя подробнее. Он говорит:
             И Сын Божий умер: вполне вероятно, ибо неуместно.

Именно, смерть Сына Божия событие неуместное, поскольку выпадает изо всех причинных и логических рядов, находимых в мире. Значит, событие это принадлежит к разряду внепричинных, которые нельзя предсказать; возможность наступления которых нельзя отрицать; и вероятность наступления которых нельзя вычислить. Отсюда полная вероятность этого события уравнена с полной невозможностью. Однако кто возьмет на себя смелость утверждать полную невозможность чего бы то ни было? Значит, остается полная вероятность. Ее и утверждает Тертуллиан.

Рассмотрим вторую фразу. Тертуллиан говорит:
            И, погребённый, воскрес: несомненно, ибо невозможно.

Очевидно, что сомнение в наступлении может быть высказано только относительно возможных событий. Сомневаюсь, что Маркион придет поклониться Христу. Это событие возможно, но сомнительно. Ведь, если бы оно было невозможно, то мы бы не сомневались, и говорили уверенно Маркион не придет. Следовательно, невозможно означает несомненно. Но именно это и утверждает Тертуллиан: несомненно, потому что невозможно!
Таким образом, Тертуллиан, вопреки распространенному мнению, убеждает Маркиона вполне логично и разумно, – а не просто самоутверждается, оглашая публично свое кредо.