Лирика. Мужчины

Александр Можаев 2
        Амиру А.
        ПРОЛОГ.
Говорят,что мой друг поумнел
И расчётлив во всем излишне.
Уже дом он построить сумел,
И машину пригнал цвета вишни.

Во всё больших кругах он свой,
А жена - настоящая леди.
Говорят,что доволен судьбой,
И довольно глядит на соседей.

Что ж,посмотрим.Я сам погляжу,
Может, в чём-то своём подраскаюсь.
Дружбой старою я дорожу,
Дружбы новой всегда опасаясь.

               1.
Я приехал.Дом - чистота.
Барахла полнакоплено - сила.
Тут всему бы сказал я - да,
Только что-то меня смутило.

Старый друг - он,конечно, рад.
И не дом,а почти государство.
Показал свой цветущий сад,
Расхвалил своё тихое барство.

Всё, конечно,всё уже есть...
Всё уложено в метры и камни.
Это можно ещё перенесть,
Если помнить о дружбе давней.

Если слушать:"Гость дорогой.
Для тебя этот дом с хлебом-солью.
У меня ты найдешь покой
И прохладой надышишься вволю.

Хорошо...Мы слабы на уют,
И не часто нас так привечают.
Здесь часы равномерно текут,
На секунды себя истончая.

Хорошо,что он прав во всем,
Правота его несомненна.
Нужен этот,конечно, дом
И другое,многое,верно.

Что стихиями он дань отдал,
Что на свете всему есть мера.
В облаках он уже отлетел.
По земле отбродил,по серой.

Он поспорить теперь готов,
Что мир лучше, когда разграничен,
Он ко многому стал суров,
И ко многому стал безразличен.

             2.
Я не спорю.Молчу.Курю.
Он такой же - худой,курносый.
Знаю,ждёт он,заговорю,
И из Юности ждёт вопросов.

Что он хочет мне доказать?
Что с разгона взял Измаил?
Он так много сумел рассказать.
Только главное он утаил.

Только главное он умолчал,
Что запряталась в стены душа.
Он с друзьями зарю встречал
И хватало ему шалаша.

Как улыбка была добра!
Как речушка была быстра!
Как хватало ему для тепла
Одной искры ночного костра!

Как горел он со всеми огнём!
Как не бегал когда-то от бурь!
Потому и осталась в нём
Лишь в глазах былая лазурь.

Потому он ни сложен, ни прост.
Потому ни о чём не забыл.
Я из Юности поздний гость
В его Зрелость случайно заплыл.

Знаю,Зрелость больше права,
И надежней у Зрелости крыша.
Вижу,всё же - он хочет слова...
Затаенные мысли услышать.

Нет!Не буду его бередить!
Он создал,и я не разрушу.
Мне пора,мне пора уходить
И не трогать усталую душу...

            3.
Знаю,может ещё навзлёт.
И вперёд, на едином дыханье.
Потому,и глаза мои - лёд,
После долгой дороги и дальней.

Уже вышла спаситель-жена,
Видно, женщины чуют что-то.
Друг смутился,будто вина
Его есть за прошедшие годы...

Только ей одного не понять,
В нашей памяти что хранится.
Почему её мужу опять
Снятся ей незнакомые лица.

Она - женщина у очага,
Её мысли этим цветут.
Ей не надо мыслью в века,
Лишь бы дети,и дом,и уют.

Не понять ей,как взор потух,
И закат для неё - лишь закат.
У меня очень хороший слух
На уже отгоревший взгляд.

"Да,конечно, идемте в дом!
И попробуем Вашу навагу!"
Как мне хочется думать о нём,
Про былую его отвагу!

Про былые его дела.
И про грустные наши итоги.
Развела нас судьба,развела,
Разбросала на длинной дороге.

И обоим сейчас молчать
Нам под взглядом его "половины".
Только надо мне отвечать
На вопросы её невинно.

           4.
" Да,конечно,давно женат.
Дети есть.Их целая куча.
Да,мне нравится. Очень рад.
Хотя сам я не очень везучий..."

Но ушла.И спасибо на том!
Любопытство вечер расплавит.
Его милый ухоженный дом
Мои плечи невидимо давит.

Он всё понял.И руки в круг.
Много в памяти нашей печально.
И опять ни единый звук
Не нарушит наше молчанье...

Зрелость любит большие слова,
Они очень нужны для фасада.
Зрелость - это всегда глава,
Ей страниц одиноких не надо.

Ей не надо размах и полёт.
И не любит она неизвестность.
Ей всегда не хватает нот,
А без нот не получится песни.

Он всё понял.Ему грустить.
Нас опять догоняет Эпоха.
Можно Зрелости много простить,
Только вот почему в ней так плохо?

Но ему оставаться здесь.
Здесь спираль его в круг замкнулась.
А мне многое надо пронесть,
И дорога моя затянулась.

И мне рано ещё грустить,
Меня ветер ещё обдувает.
Просто друга хотел навестить,
И понять,что уже разделяет...

            5.
И не надо своё вынимать,
Рассыпаясь по новым тропам.
Зрелость учит нас понимать,
Что по Юности мы галопом.

Только стали ли мы умней?
От упругих мыслей безводных?
Теперь больше спокойных дней,
А,вернее,очень холодных...

Да,и холод теперь другой,
Потому,что даёт ответы.
А для многих вечный покой
Оборвал молодое лето.

Их глаза,их слова - у нас.
Это наше - ни кто не тронь!
Не бывает прекраснее глаз,
Если в этих глазах огонь!

Но огонь так быстро горит!
И не может спорить с водою.
Наша Юность в могилах спит
И прикрыта серой плитою.

Не у каждой могилы берёз
Порассыпал задумчивый веер.
Была горечь и много слёз,
Когда их увозили на север.

То была без войны - война,
Оторвались мы рано от дома.
И одна лишь за нами вина,
Что мы думали по другому.

Мы дожили до этих лет.
Кто в домах,кто имеет квартиру.
До сих пор по привычке - нет!
Мы готовы кричать всему миру.

            6.
Наша Юность за нами вслед.
Наша Юность - она не уходит.
Мы прожили тысячу лет!
Ветер мысли хороводит.

Ты сидишь,расстегнув пиджак,
Торопливо альбом открываешь.
Но напрасно сжимаешь кулак,
Зрелость этим не напугаешь.

И назад мы уже не шагнём,
Не откликнется даже эхо...
И пусть будет ухоженный дом,
Чтоб куда-то я мог приехать.

Здесь мы можем всегда помолчать
Среди новых заученных правил.
Чтоб над Юностью нашей печать
Торопливо ни кто не поставил.

Не нужны здесь слова-броня,
Здесь подольше продлиться лето.
Эти яблони нас сохранят,
Добавляя белого цвета...

Сейчас друга,его не узнать.
Он впервые за вечер - прежний.
И одним нам дано понять,
Почему не сбылись надежды.

Лоб его состоит из морщин.
Наша память друг другу пасует.
Сединою всегда мужчин
Юность головы разрисует.

Фотографий закрыт альбом.
Я не здесь, хотя ещё рядом.
Пусть останется этот дом
И мой друг с загоревшимся взглядом...

         2000г.Июнь.
         г.Москва.