Лодейное поле. День восьмой

Анатолий Дудник
(Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2015/08/09/421)

К 12-ти часам 24-го мая, пройдя Ладогу и часть Свири, пришли в Лодейное поле.  Мне давно хотелось побывать в этом местечке по одной причине: здесь в  Великую Отечественную воевал мой дед - Дудник Иван Васильевич. Много лет из разрозненных сведений о трагической судьбе бойцов 2-й Ударной армии мне никак не удавалось понять, как дед не сгинул в болотах под Мясным бором вместе с другими?!

Я и сейчас не очень хорошо  представляю боевой путь 1076 стрелкового полка 314 стрелковой дивизии, сформированной в Северном Казахстане, но теперь, благодаря Интернету и вновь открываемым страницам военной летописи,   лучше понимаю происходившее в то время. Дедова дивизия во время разгрома 2-ой Ударной армии в 1942-м,  оказывается, держала оборону против финнов на Карельском фронте совсем в другом месте - по левому берегу Свири в районе Лодейного поля.

Помню, что на мой выпуск из училища в 1981-ом году дед немного опоздал  - был на встрече с ветеранами в Лодейном поле. Под вечер приехал в наше с супругой общежитие  на Васильевском острове, мои родители тоже были, посмотреть на только-только  родившуюся  правнучку и поздравить меня.  Дед при полном параде  в медалях. Таким и запомнился! Дед сказал, а я запомнил, что в Лодейном поле есть музей 314 сд.

Пролетели 25 лет моей службы. За это время дед - фронтовик помер. А память осталась! В наших разговорах  с отцом тема войны всегда присутствовала.  Часто вспоминали деда, как он  за праздничным столом пел фронтовые песни, а затем - неизменно плакал.  Я чувствовал, что надо в  Лодейном поле побывать, тем более, что  после десяти лет службы на корабле много лет ещё служил в Ленинграде, за который дед воевал. Но все никак не мог собраться: то одно мешало, то другое. Однажды, рыбача с Андреем Завалишиным в устье Свири, отметил появление на льду большой группы рыбаков. "Из Лодейного поля подъехали!" - коротко пояснил напарник. Внутри что-то ёкнуло.

А потом,  уже не из Ленинграда, а из Санкт-Петербурга пустили  быструю электричку до самого Лодейного поля. Всё равно - не съездил! Закончил службу в Москве, вышел на пенсию - появилась возможность исполнить давнюю мечту - пройти по Волге. Сходили в круиз по Верхней и Средней Волге. Понравилось. В 2011 -ом пошли в Питер с внуком - отвозили его после каникул. Тогда просто прошли мимо Лодейного поля. Оно было рядом! Следующий круиз уже подгоняли под задачу - побывать там, где дед воевал. Когда шли в Северную столицу, погода была, мягко говоря, "морской": сквозь сплошную пелену дождя  ничего интересного в свою оптику  рассмотреть не удалось.

И вот -  супруга, внук и я в Лодейном поле!  Пристань, переходящая в чистый заросший травой и одуванчиками пустырь. Справа и немного поодаль - белая церковь с тремя золочёными куполами. "Маленький, наверное, намоленный храм!" - подумалось мне.  Слева и по центру за дорогой высокие, но редкие деревья. За городком видны сосны. Слышен шум автотрассы. "Поле есть, лодий - нет!"

Накануне супруга, приведя веские аргументы, отговорила меня от того, чтобы не ехать в монастырь согласно плану круиза, и  посетить местный мемориальный комплекс. Согласно той информации, что я накануне нашёл - музея 314 сд в Лодейном поле уже нет - он в Петропавловске-Казахском. Наверное, я бы выполнил нынче то, что давно задумал, но теплоход за время экскурсии должен был, высадив туристов в Лодейном поле,  перейти  выше по реке в Свирьстрой и ждать туристов там. "Ищи потом ветра в поле!"   

"Не судьба!" - думал я, пытаясь замаскировать собственное малодушие, глядя в окно автобуса: за бортом был классный лес. Сосны  высокие и стройные, как на родине в Зеренде или Боровом.  Перед посадкой в автобус я попросил экскурсовода подробнее остановиться на военной странице этих мест. Внимательно прослушал то, что уже читал в Интернете перед круизом.  "Хорошо, хоть, что с внуком успели сфотографироваться!" - думал я. Минут через 35 подъехали к  монастырю.

"Ничего нет хуже, чем мягкий характер!"  -  думал я  остаток дня.

(Продолжение http://www.proza.ru/2015/08/28/311)