Правила жизни 2012

Светлана Лозинская
Я сегодня досыта начиталась правил жизни. Процитировать полностью захотелось только, пожалуй, Джоди Фостер. Что я и сделала: отправила ссылку по Скайпу человеку, которому актёрство отнюдь не чуждо. Кажется, я обеспечила его чтивом надолго.

Странно, что мне захотелось написать  что-то своё в том же духе. Из всех правил я лучше всего знаю правила правописания. На втором месте, с большим отрывом, - правила дорожного движения.

Если ты что-то можешь не делать - не делай это как можно дольше. Но если уж пробил час, когда бездействовать смерти подобно, сделай всё от себя зависящее. Кажется, не надо это правило переносить на алкоголь и наркотики, но это уж каждый решает сам для себя. Кто я такая, чтобы кому-то что-то указывать?

Неважно, вложили ли в тебя родители  помимо денег, времени и души ещё и яйцеклетку со сперматозоидом; хотя кто-то это сделал, иначе как бы ты появился? Просто те люди, кого ты называешь папой и мамой, и ещё хренова туча родственников, с которыми у тебя нет общего генетического материала, - всё равно это пока твоя семья. Пока у тебя не родится ребёнок. Я это не знаю. Я это чувствую. И поэтому пришла пора мне обзавестись настоящей семьёй.

Я догадываюсь, что у меня будет мало времени  на кино и книги, когда появится ребёнок. Но я быстро утешусь тем, что чукча - не читатель, чукча - писатель. Возможно, посмотрю и прочитаю гораздо меньше всякого дерьма. И ещё: в моём доме будет телевизор. Но он не будет подключён к общедомовой антенне. А комнатная будет вечно ломаться. Или я придумаю какой-нибудь другой способ приучить ребёнка к чтению. А потом вспомню свое детство, и мы отправимся гулять и исследовать окрестности. Или вместе пойдём в кино. Конечно, с трёхлеткой это не очень-то прокатит, так что подождём четвёртого дня рождения.

Я очень убедительно могу излагать  своё видение мира. И если мир не вполне соответствует, мне на это наплевать. Я излагаю своё видение мира, а не то, как мир на самом деле действует, развивается и так далее. Это не значит, что мне не интересно, как мир устроен. Я с увлечением читаю «Концепции современного естествознания». Больше всего мне врезалось в память описание крысиной иерархии. И эксперимент с «крысиным королём». Зоопсихология, в общем.

Общечеловеческих ценностей нет. То есть существуют, конечно, люди, которые некоторые ценности называют «общечеловеческими». Чушь собачья! Я с ними даже не спорю. Есть ценность «не убий». То есть жизнь человеческая превыше всего. Расскажите про это эскимосу, которому нужно накормить прежде всего себя, чтобы на следующий день не сдохнуть, а снова пойти на охоту (которая направлена на выживание, а не на удовлетворение каких-то херовых желаний), потом накормить детей и жену, и только потом выделить хоть что-то старикам, если те сами не умерли еще от голода. Если в период голода у стариков умирает сын, то они тихо угасают сами, ибо нет милосердной руки, которая бы затянула на их слабых шеях прочный шнур. Так что не надо мне рассказывать об общечеловеческих ценностях. И тем более о том, что они родом из христианства. Это просто другая культура, и ценности там другие. И когда все признают этот простой факт, мир станет чуточку иным. Лучше.

С математикой я не дружу.  Я дружу с арифметикой. В жизни это очень полезно. Тем более женщине. Тем более когда встроенный калькулятор есть в сотовом телефоне. Но то, что на освоение арифметики у меня уйдёт много времени, стало ясно очень рано. По крайней мере, должно было стать ясно. Я очень чётко помню тот момент, когда спросила у мамы, сколько мне лет (возможно, я сказала «сколько мне годиков»), и в ответ услышала: полтора. И тут же задала вопрос: сколько это - «полтора»? Мама не насторожилась, а достала из пачки целое печенье, а другое разломала на две половинки. Вот это один год, а это - половина. Вместе - полтора. Я удовлетворилась ответом. И позднее имела по математике приличные отметки. Но всё равно, как только появилась возможность свалить из математического класса, я ею воспользовалась. В тот момент я меняла школу: просто гимназию на языковую, так что гуманитарные знания и английский язык представлялись мне тогда, да и теперь тоже, более приемлемой комбинацией.

Если у тебя нет фотографий с места путешествия  (ха, прикольно звучит), значит, и путешествия не было, считают люди. Ерунда, наверно. Бездушные фотографии (я ж не гений!) вместо живых воспоминаний? Ну-ну. Да и как бы я сфотографировала тот момент, когда мы с мамой сидели в компьютерном зале Казанского филиала Эрмитажа (что находится в Казанском Кремле), уже побродив по выставке реальной и погрузившись в выставку виртуальную, и вдруг мама начала засыпать? Да не просто засыпать, а с высокохудожественным храпом. Тут надо было кино снимать, да кинщика не было. «Кинщик» - наглядный пример народного словообразования. Модель ясна: баня - банщик, кино - кинщик. Да, забыла сказать: я филолог, и пристальное копание в словах - часть моей профессии.

Иногда мне кажется, что я живу для того, чтобы изредка напоминать окружающим: стереотипы вредны. Как вредны консервированные с уксусом продукты, газированные напитки с сахаром, картофельные чипсы... Они привычны, и не кажутся такими ужасными, как героин или алкоголь. В конце концов, мы ничего не знаем о чипсомафии или коламафии, а о наркомафии снимаются фильмы и пишутся книги. И о стереотипах тоже пишут. Иногда даже с юмором. Но они, стереотипы эти -  вредны по большей части. Я в свои 32 года в этом убедилась, потому как люди, мыслящие стереотипно, основательно засрали мне мозги. И мне стоило больших усилий выгрести это дерьмо. Заметьте: не отмыть мозги дочиста. Просто выгрести. А не было бы всяких замечательных стереотипов, я бы уже, возможно, воспитывала парочку спиногрызов. А не выгребала дерьмо из мозгов. Но я не жалуюсь. Так, констатирую факт. Мне моя жизнь, как ни странно, нравится. Более того, мне ещё и завидуют. Только мне от этой зависти не радостно.

Важно красиво уйти.  И красиво закончить книгу. Иногда открытый финал - это очень круто. Даже условно открытый - всё равно класс. Это я сейчас про третью часть «Миллениума» Стига Ларссона. И после такого финала даже не жалко, что мы никогда не прочитаем четвёртую часть, написанную той же рукой. Там наверняка было бы про Лисбет и Камиллу. Мне так хочется думать.

Я не помню, как именно нас в школе  учили писать заключения для сочинений. Но помню, что в университете, при написании курсовой, стало ясно, что париться особо не надо. Просто надо вооружиться словарём синонимов и повторить то, что было заявлено в начале. Все, кажется, обходились без словаря. Я-то уж точно. И я до сих пор не знаю, почему я всё это пишу. Просто пишу. Для себя. Кстати, слово «дерьмо» компьютер не подчёркивает красной волнистой линией, а слово «засрали» - подчёркивает. То есть процесс - засрать - ещё воспринимается составителями словарей как ярко окрашенное, экспрессивное, а потому запретное слово, а вот результат - дерьмо - уже нет. Забавно.