Марсианин или Пленник обстоятельств части 1 и 2

Джейк Нооле
"Пленник  обстоятельств" части 1 и 2
(впечатления после прочтения книги "Марсианин"  и просмотра экранизации).

1.

Премьера американского научно-фантастического  фильма "Марсианин" состоялась в сентябре 2015  (у нас в октябре).
В главной роли Мэтт Деймонд  (Matthew Paige «Matt» Damon), отличный актер, запомнившийся мне по трилогии "Джейсон Борн".
Сначала я прочел книгу, оригинал, затем, из любопытства, перевод. Что и вам советую сделать перед просмотром. Времени много не займет (в интернете книга и перевод лежат свободно).
У фильма явного слогана нет.
Начнете читать, возьмите "на вооружение" три следующие фразы:
"Хреново, когда не знаешь, да еще забудешь".
"Хорошо не то, что знал, главное вовремя вспомнил".
"Мастер, все. Что, уже сделал? Нет, сломал".

Итак, книга. «Марсианин» ("The Martian"),  повесть американца Энди Вейера.
Энди Вейр ( Andy Weir) - инженер-программист. Увлекается изучением релятивистской физики, орбитальной механики, истории пилотируемой космонавтики. Это его первое сочинение, которое он опубликовал в начале 2014 года. Энди выложил книгу бесплатно на своем сайте из-за отказа издателей ее напечатать. А еще, по совету друзей, воспользовался интернет ресурсом "Amazon", в результате чего было продано 35 000 копий за три месяца. После этого  издатели "очнулись", и книга сразу попала в список бестселлеров.
(режиссер отлично распорядится имеющимся материалом - текст, по сути, уже готовый сценарий. Так постарался автор. Изложение сжато, все по делу, без лишних отвлечений).
Сюжет, коротко, таков: "марсианская" миссия «Арес-3», экипаж в составе 6 человек, пробыв на планете всего 6 солов (1 сол на 39 минут длиннее земных суток) была вынуждена экстренно покинуть планету из-за надвигающейся песчаной бури. Один из членов команды Марк Уотни получает повреждение скафандра и датчиков биометрии.  Остальные сотрудники миссии, посчитав его погибшим и пропавшим без вести, спешно эвакуировались с планеты и направились домой. Очнувшись, Уотни обнаруживает, что он один, жив, но ранен, и при этом полностью функционирует автономная база, хотя никакой связи с Землей нет. Марк начинает искать способ продержаться любым способом. Ведь до возможного прилёта следующей миссии ещё целых 4 года. Или меньше?

Повествование идет в основном от первого лица и представляет из себя некий вид "бортового журнала", куда герой заносит все: ощущения, впечатления, описание различной "кипучей" деятельности. Язык, как вы понимаете, не всегда литературный, сообразуясь с обстоятельствами, в которых астронавт вдруг оказался. Очень много технической терминологии (на мой взгляд, иногда действительно лишней), но не пугайтесь, все подробно объясняется. Экипаж миссии был маленький и у каждого несколько специализаций. Марк, например, инженер и ботаник. Ботаник и "мастер
на все руки". В теории. На деле все оказалось не так просто.
"Бороться с проблемами по мере их появления" - такой девиз избрал для себя Марк Уотни.
Но с первых строк стало понятно - следовать ему он не собирается.
Количество неприятностей "зашкалило".  Приключений хватило бы на целый экипаж,
но расхлебывать авторскую фантазию Марку Уотни пришлось в одиночку.
Посмотрим, с чем ему довелось столкнуться и как он пытался это преодолеть.
Но сначала, несколько слов о том, как такое могло произойти. Начнем с песчаной бури. На Марсе не редкость. Изучены ее свойства и параметры. Скорость бури может достигать 175 км. в час. Значит, прочность оборудования должна была браться из расчета 2-х, даже 3-х кратной перегрузки. Ничего подобного. Заложили 0% и все. Хорошо. Взлетный модуль состоит из двух частей. Верхняя улетает, нижняя остается. Почему на опорах нижней части не предусмотреть заряды (пиропатроны), которые вбили бы в грунт опоры, как сваи? Быстро и надежно. А так, ветер буквально опрокинул взлетный модуль и на последних секундах удалось покинуть планету. Довести ситуацию до критической постаралась командир корабля. При такой буре она "побежала" искать пропавшего, вопреки инструкции, подвергнув смертельной опасности весь экипаж. Да ей с метлой на космодроме, и то не доверил бы.
Далее. Ну, ладно, ветром унесло антенну. Но ведь оборудование такого класса обязано дублироваться. В автономном модуле должен быть как минимум один запасной комплект. Фигушки! Вот морфия для принятия смертельной дозы нашлось, хоть обожрись.

Ладно, проехали.  Марк здоров, полон сил и самоиронии. Неунывающий, посмеивающийся над различными "нештатными" ситуациями и над собой.
Напомню. По программе потенциальный кандидат проходит многомесячную подготовку. Курс очень серьезный (лекции, тренажеры), бесполезной информации нет. Однако, столкнувшись с реальностью, возможна полная дезориентация с частичной  потерей памяти и многих накопленных знаний. Что и случилось. Но. Если в обычных земных условиях расплата за подобное несущественна и вы отделаетесь "легким испугом", то в космосе - почти моментально погибнете.
Изначально лимит времени, отпущенного на жизнь, после приблизительных расчетов, в которых учитывалось количество пищи и воды, составил  400 солов (которые еще можно немного растянуть, потом прощальный ужин из морфия.). Из оборудования был оксигенатор для очистки воздуха и регенератор воды.
"Ботаник" мог бы и отдохнуть. Как бы не так. Зачем все силы, время и ресурсы было тратить на возведение картофельной плантации?  За это я придумал Марку прозвище -Картофельная голова. Изуродовал жилой блок площадью почти 100 кв.м, сломал аппаратуру связи, практически уничтожил автономную базу. Молодец! Агроном -экспериментатор, твою мать.
А вот для инженерной мысли работы было хоть отбавляй. Не случилось. А ведь первым делом нужно было сесть и спокойно подумать. Припомнить все, чему тебя учили. Компьютеры под рукой. Включи и посмотри. Какие посадочные модули "обитают" на планете (неважно каких государств, ты здесь единственный житель. Все, что найдешь - твое. А в этом "мусоре" многое может работать и быть полезным.). Весь материал обязаны были заложить в память машин. Раз ты инженер - сориентируйся. Твоя основная проблема - отсутствие какой бы то ни было связи с Землей. Ты не можешь им сообщить, что ты жив. Но за планетой наблюдают, ее периодически фотографируют. Естественно, что после катастрофы место посадки не оставят без внимания (тем более, что профинансированы следующие миссии "Арес-4" и "Арес-5" и специалисты рассчитывают использовать то, что завезено и осталось на Марсе). У тебя под рукой два очень мощных марсохода. Можно кататься сколько угодно, главное, не забывать вовремя подзаряжать солнечные панели. Времени много. Не сложилось. Зря растратил 65 солов, а каждый потерянный сол, это ... про голод не забыли?  И только после этого, занялся делом. Направился к замолчавшей в 1997 году станции "Патфайндер".  Потратил на дорогу туда и обратно 22 сола, зато получил оборудование двухсторонней связи (и чего спрашивается тянул?).
Ура, жизнь налаживается. Но ненадолго.

А что творилось на Земле в это время? В НАСА как всегда - пофигизм и раздолбайство.
Пара ситуаций:
Миллиарды и миллиарды долларов тратятся на военную и космическую тематику, а в нужный момент под рукой оказывается только одна ракета-носитель,  да и та сразу взрывается. Вашу мать, во всем мире не нашлось средства отправки груза. Спасибо Китаю, выручил.
Что волнует в самый напряженный момент директора по связям с общественностью? Правильно, как она будет выглядеть на экранах телевизоров. Кроме того, она страшная матершинница. Автора, судя по всему, не очень волновала цензура. Но это  не шокирует, а добавляет "перца".
Каждый старается прикрыть собственную задницу и не высовываться. Зато никакой ответственности в случае чего! Работает всего человек 5-6. Все проблемы и вопросы решают между собой - напрямую. А остальные? Остальные тоже бы работали, в случае если бы не напрямую. Тогда в бумагах и согласованиях все просто утонули.

Ближе к середине книги у главного героя стали появляться мысли, что во всем виноват Марс. Уотни ненавидит его за все дерьмо, что тот вывалил на "бедного поселенца". Странно. При чем здесь планета?  Работал бы себе в ЖЭКе инженером. Чего сюда приперся?

Концовка тоже порадовала. Авторская фантазия напряглась и выдала "happy end".
Представьте себе взлетный модуль, состоящий из одной только рамы, к которой закреплены двигатели, привинчены баки с горючим и кресло пилота. Да, забыл про главное. Все дыры закрыты брезентом. Чтоб вам не дуло. Как конструкция?
Двигатели просто зашвырнули в космос этот странный предмет, напоминающий "велосипед",  в котором отсутствовала какая-либо аэродинамика, со смещенным центром тяжести, дистанционно неуправляемый и болтающийся в пространстве словно "цветок в проруби". Отклонение от заданной точки составило 70 км (вместо 200 метров). Класс!

И напоследок.
Книга, тем не менее, интересная (читал и все время в голове "крутился" сюжет фильма "Аполлон-13 или потерянная Луна"). Хотя, кто-то может воспринимать ее просто как сборник анекдотов. Автор повести показал нам главное - как не надо себя вести в подобных ситуациях. Аппаратура, электроника, автоматы. Прекрасные подсобные средства. Но, вмешательство "человеческого фактора" сведет их полезность "на нет". Веселый, неунывающий, душа компании. Это здорово. Но "массовик-затейник" - это не профессия, особенно в космосе.
Кто-то скажет - хорошо рассуждать сидя дома в уютной обстановке. Что ж, готов слетать на любую планету и на тех же условиях. Хоть завтра. Даже без возврата.

2.

Итак. Режиссер и продюсер Ридли Скотт, сценарист Дрю Годдард. Актерский состав подобран превосходно. Диалоги, интонации, акценты. Все здорово.
Фильм, вопреки прогнозам скептиков, получился интересным. Посмотрел дублированный - не понравилось. Оригинал совсем другое дело. Приятной неожиданностью (для меня) явился факт, что сценарий прописан местами лучше авторской (книжной) задумки. Например, был изъят диалог Иохансен с отцом (помните сюжет, где некоторые члены экипажа общаются по видеосвязи с семьями). Очень правильное решение. Суть в следующем. Отец говорит дочери о том, что высока вероятность погибнуть от голода. В ответ Иохансен раскрывает тайну. Она точно останется живой и долетит до Земли. Экипаж решил, что в случае катастрофы, все кроме нее примут смертельные пилюли. А она воспользуется их телами, как "консервами". Как вам "сказка на ночь"? Более нормального выхода из ситуации автор предложить не смог, фантазия иссякла. Идиот! (кстати, он не одинок. Еще один пример, уже из итальянской фантастики. Автор Лино Альдани. Рассказ «Луна двадцати рук». В двух словах сюжет следующий. Космолет не может взлететь с планеты, так как имеет место банальный перевес, и капитан решает отрубить экипажу по одной руке и таким образом справиться с проблемой. Полный мудак! Другого выхода этот гений найти не смог. Да только за одно это решение, я бы выкинул его к чертям собачьим с корабля, и все дела). Ладно, вернемся к нашему фильму.
Режиссер сократил часть неприятностей выпавших на долю главного героя (Уотни по глупости сжег Патфайндер). Ну, и переработал некоторые несущественные детали (не 6 солов, а 18. Один ровер вместо двух и т.д.). Были смещены акценты при подаче персонажей НАСА. В книге они прописаны более жестко. Соответственно сглажены некоторые острые углы. Директор НАСА, в исполнении Джеффа Дэниелса, именно такой, каким и должен быть чиновник подобного ранга. Спокойный, невозмутимый. В нужный момент, как "холодный душ" для авантюрных идей, и в то же время не боящийся взять ситуацию под свой контроль и личную ответственность. Коммандер Льюис получилась как в книге - плохой образец для подражания. И в фильме это ярко прозвучало - чуть не угробила весь экипаж. Единственный раз проявила твердость, когда приказала свернуть миссию. И пол картины размазывала сопли. Ни хрена не командир. Да, вот еще что. В фильме не объясняется (и соответственно непонятно для зрителя) пара моментов. Почему взорвался шлюз и зачем в крыше вездехода нужно было сверлить огромное отверстие. В книге все подробно рассказывается. Например, насчет шлюза. Марк все время пользовался одной и той же "дверью" (хотя их было несколько). В земных условиях она бы сначала стала скрипеть, затем ее бы заклинило и в итоге слетела с петель, отвалилась. В условиях космоса не выдержали швы (разошлись на пару миллиметров) и ее просто
разорвало. Такие вещи обязаны были предусмотреть конструкторы. Хотя, кто-нибудь
может возразить, что жилой модуль был рассчитан на 31 сол, а простоял в несколько раз дольше. В ответ могу сказать одно. Вы серьезно? Или прикалываетесь?
Насколько фантастика получилась научной? На мой взгляд, вполне. Фильм неторопливо повествует о приключениях "марсианина". Но держит в напряжении. Много юмора. Мне скучно не было. После первого просмотра захотелось посмотреть еще раз. Люблю сказки. Профессионально снятые.
Порадовал самый конец - рассказ Уотни перед аудиторией потенциальных астронавтов.
В книге все более прозаично: главный герой выходит из кафе, усаживается на скамейку и тут на него натыкается маленький мальчик, гуляющий с мамой. Далее идет диалог.   
- эй, а я вас знаю. Вы Марк Уотни! - закричал мальчик, - вы были на Марсе, это круто!
- да, и я чуть не застрял там навсегда.
- скажите, мистер, если бы вы могли снова полететь, если бы вас позвали, вы бы
  согласились?
- ты чего, спятил? ("you out of your fucking mind?" - а так в тексте оригинала).
Мама увела ребенка, а Марк закрыл глаза и ощутил солнце на лице. Был прекрасный скучный полдень.
Так заканчивается повесть.

Маленький повтор: книгу все-таки лучше тоже прочитать.

Еще несколько слов по теме:
Как бороться с психологической нагрузкой, с совместимостью членов экипажа в космосе?  Если уже до чертиков надоело живое общение после рабочей смены. Когда шахматы, карты и прочие настольные игры хочется засунуть кому-нибудь в задницу. Тренинги на Земле (команда живет в полной изоляции, как бы полная имитация реального полета) - ерунда и не стоит затраченных усилий. Итог теста некорректен, т.к. каждый подопытный прекрасно знает, что в любой момент может выйти из программы. И сознание или подсознание это фиксирует, подгоняя ответ под результат. Вот если бы приспособить МКС для тренировок, добавив несколько жилых и научных модулей. Ведь станция это по сути конструктор. Но об этом можно даже не мечтать. Что же остается? Да, книги, кино, музыка, в их цифровой интерпретации, никто не отменял. Флешки на 1 Тб - реальность. Уже есть технологии, позволяющие делать флешки на 25 Тб и более. Сколько туда всего можно записать. И весят они десяток граммов. А еще можно создать голографическую иллюзию, имитатор нашей (или любой другой) реальности, сделать "сон как явь" - вот действительно интересное решение и, кстати, это не такая уж сказка.
Только не надо кричать - "а вы знаете сколько все это может стоить?"
Встречный вопрос, вполне уместный. А сколько стоили атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки?