Перекати-поле-21

Иван Соболев
    Снова перечитал написанное мной и все откровения и делаю себе замечание. В своем послании потомкам я не осветил и тысячной доли задуманного. Писать о себе, оказывается, очень трудно. Самоцензура не дает высказаться! В этой главе восполняю пробелы...
   Мой дед - Иван Михайлович Соболев.

    Портрет моего деда я воспроизвожу по рассказам моего отца-Михаила Ивановича Соболева, по фото из семейного альбома, который я изучал еще в военной Рязани, а потом, уже в 1945 году в Свердловске. Но как я уже ранее писал, наша семейная ценность-фотоальбомы утонули весной при затоплении нашей квартиры в г. Свердловске,по улице Андре Марти, 12. И еще помню-у отца сохранился послужной список моего деда...Оказывается,мой дед до революции 17-года служил чиновником Государственного банка России, и много лет сопровождал банковские документы и деньги по маршруту Петербург-Хельсинки и обратно. Мне кажется-не каждому Банк России мог доверить денежные документы и письма. В царской России у чиновников были разряды по их квалификации. Кажется, их было 18 табелей о рангах. Помните байку, как наш великий поэт А. С. Пушкин после лицея короткое время служил в департаменте министерства иностранных дел. Служба его очень тяготила. и однажды молодой Пушкин, скучая на работе, писал много раз одно и то же.
    "О, ты, Великий император,
    а я -коллежский регистратор"...
   Повторил он эту фразу несколько раз. А в это время сам император России обходил важный департамент России и случайно заглянул в текст Пушкина, и начертал такую резолюцию: "Да будет сия тварь-коллежский секретарь". Так Александр Сергеевич получил 2 разряд по табелю о рангах. Мне отец не рассказал, а я не запомнил - по какому табелю о рангах получал жалованье мой дед. Но смутно помню, что его табельный номер не дотянул до получения дворянского титула всего два или три ранга. Наверно, не хватило протекций и нужных связей. Как всегда это было в России и мире. А жалованье чиновника Госбанка у деда, возможно, было 2 тыс 200 рублей в год. Эта цифра, помнится мне, была указана в его послужном списке.
     Спешу разочаровать своих читателей и потомков,что зарплаты чиновника хватало только на оплату 4-х комнатной квартиры , питание, оплату учебы двух сыновей и дочери плюс содержание прислуги. И, как рассказывал отец, вопрос покупки той или иной игрушки обсуждался на семейном совете-покупать или повременить. Так, паровозик моему дяде Ивану Ивановичу Соболеву купили через два года разговоров
в день рождения, когда он закончил начальный курс гимназии города Петербурга.
Таким образом, чиновники жили в основном скромно и не шиковали. Невольно вспомнился рассказ Н. В. Гоголя "Смерть чиновника", в котором главный герой носил свою шинель много-много лет, не имея возможности купить новую.
   Каким образом мой дед оказался работником Госбанка России, можно только догадываться. Наверно, это была протекция его знаменитого дяди Ивана Антоновича Соболева - настоятеля Исаакиевского собора.
    Теперь дополнения о старшем брате -Владимире, 1926 года рождения. Родился он на станции Нея, Северной железной дороги. Закончив 7 классов, поступил в строительный техникум города Рязани. Но грянула война и вместо учебы брат мой два года точит мины и снаряды на револьверном станке, просится на фронт, но попадает в город Переяславль-Залесский, где кончив школу механиков по авиавооружению,
отправляется на Белорусский фронт. А там он подвешивает бомбы на самолет Як-3 и Як-9 , провожая их в бой. Окончил он войну где-то под Калининградом (Кенигсбергом) и даже получил медаль за взятие города. Встретился я с братом только в мае 51 года. И очень скоро заменил его на Западной границе СССР- уже в сентябре того же года.
      А потом на гражданке -паровоз,автомобиль, буровой станок, и закончил он свой трудовой и жизненный путь на станции Чиганак(Казахстан). На южной оконечности озера Балхаш.

          О сестре Татьяне.

    О ней хочется рассказать больше, чем о Володе. Пока я находился 4 года в Армии, Таня заканчивает техникум железнодорожного транспорта и носит погоны техника-лейтенанта. Работает моя сестренка не в пример мне, на одном месте всю свою жизнь-в Свердловском институте "Уралгипротранспроект". Работает по изысканию
новых железных дорог по Уралу и Сибири. И в частности, в городе Урае, в Миассе Челябинской области и, конечно, на речке Бирюсе. В то время проектировалась Богучанская ГЭС. По моей просьбе она написала рассказ "Жизнь на Бирюсе".
            Рассказ Тани
    Давно это было, когда в научном мире шли споры о целесообразности строительства Богучанской ГЭС. Получила я командировку в деревню Ярки на знаменитой Ангаре. Летела самолетом АН-2 из Красноярска. Поселилась в доме на берегу Ангары. Красота невообразимая! Местные жители привыкли к ней -уже не замечают. Жизнь моей хозяюшки была похожа на жизнь Агафьи Лыковой. Мужиков в доме не было и сама хозяйка каждый день ставила "морды" на реке, а назавтра снова плыла на лодке собирать рыбу. Жарила она рыбу с яйцами,и вкус этой жарехи помню до сих пор. 
     Попутно Танечка закончила заочно Московский институт ж/д транспорта. Это было непросто-совмещать такую работу и учебу. Я горжусь ее подвигом! Теперь она стала настоящим инженером в своем институте и дослужилась до руководителя группы проектирования. А мне даже удалось потаскать рейку и теодолит, познав романтику инженера -изыскателя. Лето- работа в поле, зима-камеральные работы в отделе. Это, как смена декораций в театре.
     Наш отец-Соболев Михаил Иванович, очень гордился при жизни, как аттестовали его дочь. Очень шла ей шинель с погонами! А я через четыре года службы приехал в Свердловск с тремя лычками. Сестра меня обошла в званиях. А, главное, она на всю жизнь проросла в родном институте" Уралгипротранспроект". Я же имею две трудовые книжки и 45 записей в них. Ну, не "перекати-ли-поле?"

         Коротко о младшем брате.

   Жизнь его оборвалась в 50 лет. Своего брата я называю романтиком леса и вообще природы, которую очень любил. Часто он ездил в лес до станции Таватуй и до станции Мурзинка. Всегда один. Вдали от железной дороги у него были свои любимые места. Если он шел за грибами, брал только рыжики, остальные грибы почему-то не замечал. Еще в школе он увлекся поэзией Маяковского, а будучи в Армии с упоением читал только его. За это его сослуживцы изрядно избили, а попал он случайно в стройбат в город Верхняя Салда. И его стройбатовцы очевидно, не доросли до понимания этого поэта. А я с братом солидарен и наизусть давно выучил любимое стихотворение "Бродвей" и много других. Для нас Маяковский - величайший поэт
революционной эпохи. Мой брат воплотил в жизнь мою мечту - получил права машиниста электровоза, очно закончил Свердловский институт ж/д транспорта. После института работал в городе Нижнеудинске в крупном электродепо. Но в городе этом его семена не проросли. Ничего не поделаешь - мягкий характер романтика ...
По требованию жены он вернулся в Свердловск, где не нашел себя в новой жизни.
Скончался он от инфаркта в 50 лет. Похоронил я его во Втузгородке на кладбище "Бархотка".
      Коротко о близких я написал, а теперь о вечном...