Род Масловых. Елена Михайловна 1897-1972

Надежда Мартынова45
 http://www.proza.ru/2015/08/12/1446

На фотографии: моя бабушка Лена в гостях у моих родителей в Ленинграде,1971год.
    

     В архивном фонде Вологодской духовной консистории,     в метрической книге Успенской Мегринской церкви Белозерского уезда
   
     - за 1897год значится  Елена, родилась 14/27 ,крещена 15/28 мая, в селе Мегры, регистр. №12.
     Родители: отец, Михаил Иванов Маслов, запасной матрос.
               мать Екатерина Стефанова.
     Оба православного вероисповедания.
     Восприемницей при крещении была Татиана Фёдорова, дочь крестьянина Фёдора   Иванова Маслова.
    
     В метриках и исповедных росписях из Димитриевской    Городищенской   церкви    Мегринской волости Белозерского уезда Новгородской губернии            (Вологодской области)имеется актовая запись под №10:
      
    - за 1917 год   от 29 октября( 11 ноября)   о бракосочетании Николая Стефанова( Степановича) Козлова, 20-ти лет, сына крестьянина деревни Старое Село, Мегринской волости, Стефана Алексеева Козлова, и Елены Михайловой Масловой, 20-ти лет,дочери крестьянина села Мегры, Мегринской волости, Михаила Иванова Маслова.
     Оба православные, первым браком.
     Поручителями при бракосочетании были крестьяне   Мегринской волости :
     по жениху , - деревни Старое Село Мегринской волости, Даниил Стефанов Комаров и Евдокия Козлова,
     по невесте, - села Мегры той же волости, Михаил Михеев и Лукия Маслова.

     Это документы, а со слов мамы и моих тёток я знаю, что бабушка Лена выходила    замуж "самоходкой", значит без разрешения родителей? Так я понимаю?
    
     В Энциклопедическом  словаре Брокгауза и Ефрона  читаем выписку(помечено скобками):
   
[[   Идти /пойти (выходить/ выйти) самоходкой, это выходить замуж  без венчания.   
«Не  по - солидному выходила я» (Вологодская обл., Вашкинский р-он, Покровский с/с, д. Калитино, Сафонова О. А.). Это значит, что не было ни сватовства, ни девичника, ничего такого, что в традиционной культуре понимается под свадебным обрядом, а было что-то иное.
     Это чаще всего и называется «самоходкой выходила»:
1. Самый распространённый вариант:
      парень понравившуюся девушку силой уводил  или  увозил с беседы, а она идти не хотела. В увозе мог помогать  ещё один парень. Приводили  в чужой дом. Тем временем в доме,  да и в деревне девушки уже узнавали, что её самоходкой такой-то увёз. Родственники могли поехать забрать девушку, но она оставалась, так как парень угрожал убить её. Через два, три дня уже молодые  приходили на поклон, на мировую к родителям. Те, конечно, прощали. Это чаще всего называлось «самоходкой  увёл ».
2. Второй вариант:
     если девушка согласна, а родители её против, то между парнем и девушкой происходил договор заранее, когда и как он её увозит.
«Договорились заранее, где подведeт, где подтащит, где подойду» (Вологодская обл, Вашкинский р-он, д. Мыс, Мурашева Л. М.). Уже после молодые шли на мировую, их прощали, потом уже устраивали свадьбу, праздничный стол. Это называлось «самоходкой ушла».
3. Третий вариант:
     если родители не возражают, но материальное положение не позволяет широко справлять свадьбу. Здесь парень и девушка сами решают, что распишутся. Называют «самоходкой выходила». Такие случаи были особенно распространены после  войны.
4. Четвёртый неудачный вариант:
     после того, как ушла самоходкой или увeл,  девушка возвращается обратно.

Много распевалось частушек :

Самоходкой идти ходко,
К утру раннему домой.
Вот те, мама, самоходочка:
Прогнал мужик долой. ( частушка)

Дома еe, конечно, принимали:
   - Пришла, так чего? Куды еe девать?
Могло быть и так, что девушка сбегала из дома парня, но если она была уже оклеветана, то к ней было иное отношение.
   - Я от него ушла, я домой пришла, а мама узнала, что ушла за его, да как меня ругать-то:
     "... он тебя использовал, да он тебя прогнал! "
   - У-у, мама у меня! Неделю жила, дак  мама что делала!
У ей рот не затыкался:      
     "...опозорила нас топерь  всех! " (Вологодская обл., Белозерский р-он, Панинский с/с, д. Борок, Бобкичева Н. В.)

Интересным представляется и то, что большинство опрошенных нами женщин  выходили замуж именно так, хотя и говорили, что такая форма заключения брака неправильна. Но, в то же время, она существовала как альтернативная, к которой прибегали в случае необходимости. Таким образом, получается, что даже отклонение от нормы само оказывается нормой и как-то регламентируется.
Вот что говорила нам тётя Галя:
    « Первый раз я замуж самоходкой выходила...»
    - Как это — самоходкой?
    «...по бедности. Коль венчаться, так надо приданое. А где его взять? Тогда много самоходкой выходило. Да и церкви порушили, не венчали боле... »
    — Тут тетя Галя заулыбалась и запела частушку:

Запирай, мама, ворота,
Я сегодня не приду,
За которого ругала,
Самоходочкой  уйду.

     Странное   какое слово "самоходка". Похоже, не старинное. Расспрашиваю других бабушек, из их объяснений с трудом понимаю, что хоть и раньше такое встречалось, но чаще всего стало случаться в деревнях в довоенные годы, как раз в пору коллективизации. Зазорным для невесты этот поступок не считался. Молодые сговаривались, невеста уходила к жениху и жила в его доме, а он задним числом шел к её родителям улаживать сговор. Свадьбы не играли, приданого не давали.
    
     Самоходка или  самокрутка — так называется на севере России  девушка,  вышедшая  замуж без дозволения, родителей, как говорится, убегом, уходом;
затем самокруткой называется и сам  брак, заключенный  без  ведома родителей.
При обыкновенном браке   по общепринятому обычаю, в то время, как молодая после венчания выходит из церкви на паперть, совершается  особый обряд, называемый окрутка,  или  крутня: он состоит в том,что"сватья  - крутельщица"  крутит молодой волосы,  заплетает в две косы   и затем "крутит" (одевает) ей на голову повойник.
     Самокрутки,  - при отсутствии сватьи -  крутельщицы сами подбирают свои волосы под повойник (отсюда и название С.) и при этом не заплетают их в две косы, а оставляют по-девичьи одну косу; поэтому самокрутками  называют и тех замужних женщин, которые имеют обыкновение носить волосы в одну косу.
   
     Заключение брака  самокруткой довольно сильно распространено среди крестьян северных губерний России, что объясняется многими причинами. Часто С. заключаются во избежание подневольного брака; во многих случаях поводом к С. служит нежелание родителей выдавать дочерей в замужество, чтобы не лишиться даровой рабочей силы;

иногда браки С. заключаются вследствие того, что обычная свадьба у крестьянского населения  вызывает непосильные для многих расходы на угощение; наконец, такие браки заключаются и тогда, когда, по местному выражению, "женихи идут наперебой", т. е. если несколько женихов сватаются за одну невесту.
    
     К бракам С. прибегают и молодые старообрядки вследствие бесправного положения жен у раскольников; в таком случае венчание часто совершается в православной церкви. При заключении брака С. жених по предварительному соглашению с девицей тайно увозит ее, причем случается, что родители невесты устраивают погоню и отбивают дочь. Часто невеста увозится с посиделок, супрядок и т. п.
     В большинстве случаев С. носят характер тайны для родителей, но в некоторых местах заключение браков без участия родителей бывает совершенно открытое. Оканчиваются браки C. "покорою", т. е. новобрачные должны вымолить прощение у родителей невесты.]]
 
     А вот как пишет  Василий Иванович Белов  в  рассказе « Привычное дело »:   

 [[    «… он помнит, как она, словно бы в шутку, спела частушку, выходя в темное, но еще теплое поле, пахнущее ржаной соломой и сухой земляной пылью:

Не ходи, подруга, замуж,
Как моя головушка,
Лучше деверя четыре,
Чем одна  золовушка.

     Но ни братьев, ни сестер не было у Ивана Африкановича,  Катерине нечего было бояться золовок и деверьев.Получилось другое: тогда еще живая мать прочила Ивану Африкановичу не ту невесту, Катерина была ей нелюба. Пришли в деревню уже под утро, мать, сердитая, отворила ворота. В избе девки сели на лавку, а Иван Африканович  уже разувался, для него, фронтовика, все было ясно и четко. Мать то заслонкой забрякает, то выбежит в сени, стонет и охает. Вышла на поветь, там воротца как раз на сосновскую сторону, на невестину деревню. Прибежала в избу, всплеснула руками:
     «Ой, девки - матушки, Сосновка горит!»
Нюшка и Катерина кинулись из избы опрометью, ворота за ними сами захлопнулись на защелку. Пока Иван Африканович надевал сапог, мать закрыла ворота еще и на крюк.
   «Неправда,Ванька, не бегай,ушли, дак  и слава Богу»,– спокойно сказала она.]]

     Подробностей свадьбы бабушки Лены я не знаю, мама рассказывала только о крутом нраве  её свёкра, Стефана( Степана Алексеевича) Козлова.    Жена его, Параскева( Просковья)в девичестве носила фамилию Комарова, мама помнит, что её в деревне называли Комарихой. Жили они в селе недалеко от Николая с Еленой,    вырастили  тоже семерых детей, так что родни по свету у нас много, жаль со многими потеряна связь.   

   http://www.proza.ru/2015/08/18/1654