З. П. Шайхуллина. Соседи о соседях

Михаил Васьков
       М.А. ВАСЬКОВ : В 2013 году я был основателем и редактором рукописного журнала «Ферма два». По моей просьбе жители   дома, в котором я живу,  написали друг  о друге. Самой активной писательницей оказалась моя соседка по подъезду Зоя Павловна ШАЙХУЛЛИНА. Все эти замнтки дают некоторое преставление  о жизни простых советских людей.
Вот записи Зои Павловны:
« МИТРЯЕВЫ.
Так сложилось, что кафедра, на которой мы с Гузелью Гариповной Зиятдиновой  работали, находилась в главном здании, а мы вели наш предметна мехфаке, который располагался на ферме.
   Деканом  мехфака долгие годы был Николай Игнатьевич  МИТРЯЕВ. При решении самых разных вопросов  мы, нарушая всякую субординацию, обращались не к зав. кафедрой, а непосредственно к декану. Не было случая, чтобы Николай Игнатьевич  проигнорировал наше обращение. Всегда уважительно выслушивал нас, и, чаще всего, решал вопрос в нашу пользу,  если отказывал в чём-то, то аргументировал  так убедительно, что нас удовлетворяло его решение.

    
Порядок был на факультете. Во многом он достигался авторитетом декана.  Среди сотрудников. Иногда я встречаю в разных ситуациях  выпускников мехфака  разных лет. Все они, как один,  в первую очередь вспоминают  Николая Игнатьевича   как требовательного, справедливого , трудолюбивого честного декана. Я навсегда сохранила уважение к  Николаю Игнатьевичу.

  Н.И. – прекрасный семьянин. Жена Зоя славится выращиванием овощей на даче.

       ТУКТАМЫШЕВЫ.

Эмма Яковлевна – близкая подруга моей мамы, очень дружила со всей нашей семьёй. Когда моему сыну  было около четырёх лет, ему долго не могли поставить диагноз. Решили позвать соседку – педиатора. Она вошла, встала на пороге комнаты, где лежал Тимур, оглядела его с расстояния   полутора метров,  и выдала :» Товарищи, да у вас корь!»  После осмотра диагноз подтвердился. 
    Я потом отрыла медицинский справочник 40-х годов  прошлого  века, и убедилась в типичной клинике  кори (при отсутствии прививки. ).
 
     Этого времени началась дружба. Э.Я. часто забегала к нам на огонёк, она хорошо общалась с мамой. Она была нашим домашним доктором, лечила не только Тимура, но и всех нас. Часто говорила:»  Буду лечить, Тимурчик,  твоих детей!»  Не довелось….К сожалению, рано ушла из жизни. Когда Тимур уехал учиться за границу, всегда справлялась о нём. А Тимур приезжал на каникулы, всегда общался  с Эммой Яковлевной, отвечал на её вопросы.

   К дочери её Гузели – Ильгизовне  ,то же педиатру, мы тоже иногда обращались  с внуками. Всегда с готовностью  даёт квалифицированные советы. Ильгиз Саидович – ответственный преподаватель начертательной геометрии и черчения на мехфаке.  В его бытность студенты знали  начерталку . они проходили этот предмет  на 1 курса и ругали преподавателей за излишнюю. Как им казалось. Требовательность. Но к третьему курсу, огда они начали курсовые работы,, связанные с начерталкой,  и черчением, их мнение о ТУКТАМЫШЕВЕ  резко менялось.это был оин из самых уважаемых преподавателей  факультета.

    Подводя итог, можно сказать что с соседями  нашей семье повезло.  Из ферменских соседей, живущих в нашем доме, хочется отметить Алину Алекссевну СРОСЛОВУ. Её мужа Михаила, Евгению Владимировну ГАЛОНСКУЮ, Гузель Гариповну ЗИЯТДИНОВУ (ШАЙДУКОВУ) ,  мою  коллегу  по  работе и подругу по жизни, Татьяну Григорьевну ЧЕРНИЦИНУ, Луизу Тахововну,
Эмму Яковлевну , САФИУЛЛИНУ  Нину Александровну, КОНДРАТЬЕВУ Е лену Михайловну, Амину Садыковну БИЛАЛОВУ. Мама успешно общалась   Гулей ДОЛОТИНОЙ, тётей Ниной ПОЛЕЖАЕВОЙ,  и многими другими.

КОЛЕСОВЫ

   Мы с Толей учились в одном классе. Более покладистого парня я не помню.если надо было в классе что-то приколотить,
Повесить, снять, то все учителя об этом просили только Толю, и он умело приколачивал,
Вешал, снимал. Знаю, что и на работе он пользуется заслуженным авторитетом.

   Нина немного шумновата,
О в целом добрая женщина. Я ей благодарна за то,  что она  в последние месяцы жизни, когда  мама лежала,
Нина постоянно навещала её. Когда после смерти родителей, я устраивала поминки, Нина помогала мне.  Мама умерла в пост, и надо было  печь постные блины.  Я не знаю, кто может это  сделать без никакого масла, и молока. Нина пекла  такие блинчики на воде, что пальчики оближешь.,

   Как-то перед встречей Нового Года она принесла нам  только что испечённую вкуснейшую пиццу, чем привела в неописуемый восторг Акилю.. Она и сейчас вспоминает эту пиццу . Она  уважает тётю Нину.

ЛОГИНОВЫ

   Михаил Трофимович был моим наставником в преподавательской работе. Когда я начала  работать преподавателем, пришлось заниматься  параллельно  с М.Т.   с  4-м курсом  экономического факультета. Не  имея  с/ х  образования,  работать с 4-м курсом  достаточно сложно, поэтому  я постоянно обращалась за советами  к М.Т.. И всегда он терпеливо   вводил меня в курс дела,
Объяснял непонятное, за что я благодарна ему.
   Мама дружила  с Евдокией Порфирьевной ( мамой Екатерины Александровны).  Мама рассказывала мне о нелегкой судьбе  Е.П. , как  трудно ей пришлось одной поднимать детей,
.  тоже любила эту старушку, , и часто разговаривала с ней.. Неутомимая труженица до глубокой старости   не могла ни минуты  сидеть без дела, постоянно что- то шила. Вязала. Екатерина А.  и Нина унаследовали   от неё эту замечательную черту. Е.П. подарила нам  с мамой несколько самодельных ковриков.





ЛОДВИГОВЫ

Наталья Андреевна – очень близкий мне человек. Хотя у нас и не такая большая разница в возрасте, она мне, как мама. Всегда иду к ней с радостью и бедой. Она радуется вместе со мной, сопереживает, даёт дельные советы,  иногда поругивает, если я делаю что-то не так. Прекрасная хозяйка. Таких вкусных пирогов, какие печёт Н.А., чя никогда не  пробовала.

      Мама дружила с Н.А., а я сблизилась с ней во время болезни родителей. Когда мама слегла,
 Н.А. помогала мне физически и морально. Заходила по несколько раз вдень, поддерживала меня.
После маминого ухода  всё повторилось с папой. Когда я отсутствовала,
( а я тогда ещё работала), Н.А.приходила к папе, и разговаривала с ним. А с ним было уже трудно общаться, т.к.он потерял слух.

Наталью Андреевну, одну из многих,  папа понимал. Однажды я пришла домой, открыла дверь, и с изумлением услышала как поют Н.А . и папа.  Они пели советские песни: «Широка страна моя родная», !Утро красит белым светом», «Легко на сердце от песни весёлой», и ещё что-то. Я, как завороженная,  стояла и слушала, боясь пошелохнуться  и помешать им. Сколько же понимания, нежности, умения расположить к себе нас было вложить,
Чтобы папа запел. Ведь я за свою жизнь никогда не слышала,
Чтобы папа пел песни. И думала, что у него нет слуха.

   Если бы у меня за 9 месяцев болезней , и ухода из жизни мамы и папы, не было такой поддержки в лице  Н. А., не знаю,
Как бы я тогда справилась , и пережила всё это. Я очень благодарна, ей, и буду очень благодарна, пока живу. У Н.А.замечательная семья.  Недавно ушел муж – участник войны Аркадий Александрович.  Дети Вера, Лена, Артём. Дай БОГ им всем здоровья!   

   РАЧКОВЫ

     Сейчас здесь живёт внук  не так давно умершей   Ирины Андреевны РАЧКОВОЙ, Я хочу сказать о сестре  - Нине Андреевне. Это тоже  мамина подружка  Она помогала во всём семье РАЧКОВЫХ, ухаживая до последнего за больной сестрой Ириной Андреевной, потом  за мужем Риммы, ( дочерью И.А.) Юниром.

   Исключительно доброжелательная, приветлива . и красивая женщина. Мои внуки, чуть завидев её на улице(она много гуляет), всегда подбегают к ней,
Целуют, разговаривают. Жаль, что живёт она теперь в 76 доме, и мы не имеем возможности часто видеться с ней.

ВАСЬКОВЫ

С Маргаритой Николаевной я познакомилась в первый год  работы в институте. (1973). Работая в библиотеке, она обещала мне кой-то журнал, и забыла об этом. А когда вспомнила, расстроилась  так сильно, что мне стало неудобно. М.Н.светлая женщина, обязательная, честная, умеющая  сопереживать. Она очень хорошо отзывалась о моей маме.  Мама отвечала взаимностью.Жаль, что так рано ушла. С Михаилом Александровичем  всегда здоровалась, и  не больше.Могла бы и дальше ходить  мимо, не узнав его.  И вдруг летом 2013 года заново познакомилась  с этим замечательным человеком, и очень рада этому. яУмный, образованный,
Всесторонне развитый человек. Пишет интересные стихи, прозу. Особенно впечатлели меня светлые стихи, посвящённые правнучке  Анечке. Выпускает лукописный журнал « Фермер» для соседей. Своим творчеством  симулирует и нас , за что все мы ему признательны.

   Невестка Галя спокойная,
Деловая,
Обстоятельная. Моя мама очень хвалила  Галю.