Селфи

Наталья Фомина Кушнир
                Сразу же хочу оправдаться – не ханжа я. Ну, честно! И это самое занятие, которое теперь называется «говорящим» термином селфи, переродившимся у многих в мироощущение и способ жизни, впервые встретилось мне лет в одиннадцать. Тогда для нас это была игра. Сейчас все больше напоминает массовый психоз.
                В возрасте, о котором мне вспомнилось, все мы безнадежно молоды и сказочно прекрасны, чего уж греха таить. Наивно-изобретательны мы были. Даже и не подозревали о том, что идем давно проторенной тропкой, по которой до нас, оказывается, хаживали многие и многие. Словно тринадцатилетняя Великая княжна Анастасия Николаевна в далеком 1914 году, прилаживали рядом с собой фотоаппарат, и усаживались перед зеркалом со страшно красивыми начесами, в немыслимых кофточках, оканчивающихся в районе пупка, наспех сделанных из маминых платков и штор, скрепленных на юных плечах потайными булавками. Здесь сравнение с юной княжной не вполне корректно: навряд ли она сидела перед зеркалом в подобном наряде, уж у нее-то с этим все было хорошо. Понимайте правильно – это мы сидели на старых табуретках с грацией юной княжны в этих самых кофточках, совершенно не думая о том, на кого в этот момент похожи. Цель святая – получить самую замечательную по красоте своей в классе, в школе, в мире фотографию. Верный нам помогаюшка один - автоспуск фотоаппарата. Снимок получается тоже авто – автопортрет.
                С первого раза в точку не попадешь. То ухо в кадр не вошло, то умопомрачительный начес с цветком по центру. Делаешь обязательно несколько снимков. Ох, лукавлю! Да всю пленку безжалостно отщелкаешь, а толку нет – у кого-нибудь обязательно лучше получится! А потом – бессонная ночь с проявителями, закрепителями и фотоувеличителями в компании. Негодование папеньки за закрытой дверью ванной, совмещенной с тем, что ему, некстати-то совершенно, срочно потребовалось в половине четвертого утра. Сушишь снимки в своей комнате, подальше от родительских глаз. Почему? Отругают обязательно. Это – постыдное занятие, чем попало занимаешься. Лучше бы пейзажики, да кошечек снимала! Осуждалось, очень осуждалось. В моем окружении так и было, может быть, кому и больше повезло, конечно.
                Осуждали не то, что себя тиражируешь, а то, что снимаешь себя сам. Одиннадцать лет мне было где-то в конце семидесятых. Тогда автопортреты знаменитостей расценивались как признак неопровержимого таланта и популярности,  - поиск нового решения, авангард, богема. А вот подобные изыски рядовых граждан виделись как неоспоримый факт одиночества, - и сфотографировать-то тебя, бедненького, некому. Среди знакомых и друзей моих родителей подобным занимались только инвалиды, по понятным причинам ограниченные в общении люди. Чуть ли не народная примета тогда бытовала среди окружавших меня взрослых: снимаешь себя сам – в перспективе в личной жизни будет полный крах. Осуждали. Мягко, но настойчиво отговаривали от подобного занятия. Поэтому таких «самоделошных» портретов в моем архиве сохранилось совсем немного. Чаще собирались с подружками маленькими компаниями и фотографировали друг друга. Вот этих произведений осталось превеликое множество! И в фаз, и в профиль, и в контражуре, и с боковой подсветкой! Смотрят с этих фотографий на меня мои девчонки! Молоденькие! Счастливые! Со многими из них и не виделись больше никогда с той поры, как расстались после окончания школы. Но то, что самой себя фотографировать не есть хорошо – прочно засело у меня в голове.
                Первый фотоснимок через зеркало, появился вскорости после того, как человечество изобрело фотокамеру. Если бы мы задались целью датировать первое селфи, то вышли бы год на 1839. Самое первое селфи в мире — фото американца Роберта Корнелиуса, появилось оно именно в этом году. В начале 20 века, когда камеры, чудо какое, стали менее громоздкими и стало возможно держать их в руках, и появились портреты в зеркале. Роберт сфотографировал себя с помощью дагерротипа (прототипа первого фотоаппарата). Оно и понятно – новое испытывают во всех его проявлениях. На то оно и новое, - читай, непознанное. В данном случае причина появления подобных снимков вполне понятна. К слову, Великая княжна Анастасия Николаевна, стоявшая у истоков этого фотоозорства, писала в письме другу, для которого и была сделана фотография через зеркало камерой Kodak Brownie, о том, что у нее практически случился нервный припадок от волнения и сильно тряслись руки во время всего этого действа. Потому, что все связанное с зеркалами явно попахивало колдовством, и, более того, злые языки открыто утверждали, что и астрал подпортить через такую фотографию можно, и судьбу изменить на свое усмотрение. Поэтому-то и взяла княжна с друга слово хранить эту тайну вечно.
                Когда это самое селфи быстро вошло, да куда там, взрывной волной ворвалось в молодежную моду – у меня некоторое время уж если не шок был, то изрядная оторопь. В чем причина такой популярности селфи? В 2012-2013 годах речи, конечно же, не идет об испытании нового, смартфоном человечество было удивлено гораздо меньше, чем фотокамерой. Да дело в нашем одиночестве и амбициях.
                Точно мы уже не узнаем, когда и кто придумал это слово «селфи». Чаще всего авторство приписывают анонимному пользователю австралийского интернет-форума. 13 сентября 2002 года он выставил свое фото со словами «Я напился в хлам, упал и разбил губу. Простите, я фоткал себя сам». Как говорится, слово не воробей, и случайно написанная фраза слегка нетрезвым человеком пошла в массы. Да так, что в 2013 году «selfie» объявили словом года и включили в Оксфордский словарь.    
                Хорошо помню, почему мы сами себя в ранней юности снимали: в фотоателье сидел дядька неприветливый с планом, лимитом времени на клиента, или тетька ехидная. А в предбаннике, на пути к фотоискусству -  "живая" очередь. "Творители", в ответ на твою просьбу, могли напрямую, без обиняков спросить: «Ты что, на «Плейбой» собралась сниматься? Ты что, не комсомолка?» Какую позу придали тебе в салоне – так и правильно, так и подобает. Хорошо, если позволят глаз слегка прищурить, или руку к подбородку загадочно поднести. Достаточно! Скромность – главный признак советской красоты. Кому надо – тот все и так увидит! С таким фотохудожником не поспоришь, лишнего не попросишь – он хоть и с похмелья, но весь социалистический. А ты буржуазные капризы ему предъявлять пытаешься. Не годиться. Пересниматься не пойдешь – дорого. Почти рубль стоит одна цветная фотография, меньше трех одинаковых в заказе не делают.
                Нам тогда слишком часто повторяли, что молодые идут в передовой колонне строителей коммунизма. Мы, и правда, очень часто куда-то шли: на первомайскую демонстрацию, на субботник, на комсомольское мероприятие. И, конечно, шли строить коммунизм. И обязательно колонной, и обязательно передовой. Что это значит - мы сильно в подробности не вдавались. Понимали одно, - что в этой передовой колонне, я одна - единственная такая! Неотразимая! Волшебно прекрасная! И снимали мы себя сами от обиды, от неоцененности, и, что тоже - правда, от одиночества. Не всегда найдется рядом друг или подруга с пониманием. Для подобной фотосессии нужен особый человек, кого попало позвать нельзя – ошибешься с выбором, и завтра же осмеют на всю округу.
                Только годкам к шестнадцати это все у нас прошло. Повзрослели безнадежно, утвердились. А вот теперь у современников моих до седин подмышечных селфи не проходит. Настораживает, однако. К чему бы это?

                Выходит, что все вокруг – обиженные и одинокие, да не сумевшие самореализоваться? Некому их снять так, как бы им хотелось, и именно в тот момент, и именно в том ракурсе, в котором они особенно прекрасны. Так получается? Нет рядом человека, который видит их через объектив красивыми? Да и просто видит. Кстати сказать, по фотографиям очень читаемо как человек по ту сторону фотокамеры к тебе относится, нравишься ты ему или нет, и насколько. Мы и замуж в свое время выходили за тех, на чьих снимках получались особенно обворожительными, и не ошиблись.

                Глобальное одиночество? И эгоизм, крутейший эгоизм и самолюбование – сниму себя сама, лучше все равно никто не снимет. Я – бесподобна! Вот я, неземной красоты, ем, сплю, читаю, иду, чешу, и чего там еще делаю. Вот мои губы, а вот, пардон, - я чуть ниже. А на сколько ниже мой пардон, я решу сама. Смотрите на меня! Я – не тайна! Так? Ой, как же не хочется мне сейчас не ошибиться! Все напоказ. А как же наши бабушки говорили, что нельзя на людях расчесываться, как и стричь волосы себе самой, даже челку – дурная примета, пророчество того же одиночества жизненного. А мы и естественные потребности не стесняемся теперь прилюдно исполнять посредством этого самого селфи – круче меня, будьте уверены, никто не мочится! Сравните! А? Сравнили? То-то и оно!
                Фотография перестает быть искусством, - при ошеломляющем количестве снимков селфи в жизнях граждан профессиональные кадры мастеров в именитых журналах перестают быть эталонными. Фигня, знаете ли! Вот если бы «селфанул» кто из мировых знаменитостей, тогда прикольно! Сверху вниз ракурсочек с вывернутым плечом вперед, и голова в положении, привычном для  больного остеохондрозом. Например, английская королева! Вот был бы взрыв в сетях! Вот бы налайкали! А вот ей-то это и в голову придти не может по одной простой причине хорошего воспитания. И я здесь оказываюсь на ее стороне. И с превеликим удовольствием, лгать не буду.

                Я утрирую не слишком, поверьте. Есть и подтверждение моей теории «антиселфинизма». Писатель Кейт Лосс утверждает, что между 2006 и 2009 годами селфи носило репутацию дурного вкуса для пользователей новой социальной сети Facebook, как пережиток MySpace, и было увлечением только недалеких и малолетних. А теперь селфи не знает границ ни возрастных, ни сословных. Прекрасен Дмитрий Медведев в кабине лифта напротив зеркала, с телефоном на изготовке в руках. Улыбается, нравится себе. И всей России тоже нравится. Вот и папа римский Франциск выкладывает для своей 60-миллионной интернет-аудитории селфи-фото, на которых он запечатлён с посетителями Ватикана. Главное - попасть "в струю", осовремениться. И, соответственно и следовательно, стать примером для подражания. А потом председатель Совета муфтиев России Рушан Аббясов напоминает, что фотографирование паломниками самих себя на фоне исламских святынь в Мекке с публикацией и обсуждением этих снимков в социальных сетях не может одобряться, если это отвлекает верующих от главного — правильного совершения хаджа. Не за духовным просветлением едут, а за фото? Выходит так. Уж если об этом напомнил председатель Совета муфтиев, то выводы делайте сами.
                И вот уж, что называется, совсем неожиданный селфи-ракурс: в октябре 2014 года Роспотребнадзор предупредил о возможности распространения педикулёза среди подростков из-за чрезмерного увлечения селфи. В памятке по профилактике педикулёза, опубликованной управлением Роспотребнадзора по Курской области говорится, что совместные съёмки группы подростков или пары способствуют передаче вшей при соприкосновении головами. Ну, это я так, не со зла упомянула, просто интересный факт. Вот что–что, а проблема распространения педикулеза посредством селфи меня беспокоит меньше всего.
                Гораздо страшнее другое: МВД России устал предупреждать в специальных памятках о рисках селфи любителям экстремальных фото. За вычурную картинку многим и жизнь положить не жаль.

                Не перебарщиваем ли, граждане россияне?

https://ru.wikipedia.org
Смотрите картинки по запросу «селфи что это такое»