Мое крымоведение. Есть ли в Крыму вода

Мила Пархоменко
Очерк 3. Есть ли в Крыму вода?

Начало:http://www.proza.ru/2015/07/16/1624

С детства бабушка учила,
Что без хлеба - не еда,
Что святой источник силы -
Хлеб и чистая вода.

Пусть на вкус горька и странна,
Пусть из крана - по часам,
Ты, вода, всегда желанна,
Ибо жизнь даруешь нам.

Помню, как пришла другая
В Крым - днепровская вода,
Растеклась легко, играя,
Орошая берега.

Пусть мутна и грязновата,
Пусть из крана - не всегда,
Ты в палящий зной - награда,
Драгоценная вода.

Но уродливая дамба
Повернула время вспять.
Пусть засохнет все от жажды!
Знаем, нам не привыкать.

А вода бежит из крана,
И прозрачна, и вкусна.
Степь цветет, горят тюльпаны.
Здравствуй, крымская весна!
(стихи автора)

     Странный вопрос, не кажется ли вам? Есть ли в Крыму вода? Да сегодняшний  «остров Крым», по - сути, со всех сторон окружен водой! Хотя, конечно, все уже догадались: речь пойдет не о соленой морской воде, а о живительной пресной, которая с давних пор ценилась на полуострове «на вес золота».

    Существует выражение  «в Греции все есть». То же самое можно сказать и про Крым. Создавая этот живописный клочок суши, Бог и природа не поскупились. В Крыму есть все: теплое море и скалистые горы, тенистые леса и привольные степи, водопады и пустыни, редкие виды растений и редкой красоты пейзажи. И только воды на полуострове маловато. Тысячи лет люди собирали пресную воду и хранили ее в специальных емкостях, в каменных бассейнах, следы которых находят повсеместно. А многие горные источники носят похожие названия: Ай-Алексий, Ай-Андрий, Ай- Иори, Айлия, что означает «святые источники».

     Об одном из таких источников есть легенда. Жил – был старик со своею старухой у подножья крымских гор. Пошел однажды старик в лес за дровами. Набрав вязанку дров, взвалил ее на спину, и, кряхтя и спотыкаясь, стал спускаться к своей лачуге. Дойдя до одного из горных источников, дающего начало речке Хаста – Баш, старик вдоволь напился вкусной холодной воды и уснул. Когда проснулся, увидел, что уже вечереет и, легко вскинув вязанку на плечо, заспешил домой.
 
     А старуха, тем временем, не дождавшись мужа, отправилась его искать. Встретила она в горах вместо своего старика молодого, сильного парня с вязанкой дров. Видимо, источник- то был не простой, а тот самый источник молодости, о котором давно уже ходили легенды.  «Не жди меня» - сказала старуха, и, не разбирая дороги, поковыляла  к чудесному роднику. На утро, обеспокоенный ее долгим отсутствием, вернулся человек к тому самому источнику. Только нашел он вместо своей жены, прямо на земле, плачущего младенца в стариковских лохмотьях. Пожадничала старуха…

       В равнинном и степном Крыму долгие годы люди использовали для бытовых целей артезианские подземные воды. Однако, с развитием орошаемого земледелия, объемы отбираемой воды все увеличивались и  увеличивались.  Чрезмерный водозабор привел к снижению уровня грунтовых вод, на место отобранной пресной стала поступать морская вода, и произошло засоление и загрязнение подземных вод. Многие скважины пришлось срочно закрыть, хотя еще в 70х-80х годах прошлого века население пользовалось в основном артезианской водой.

    Помню, как будучи школьницей, я помогала маме и бабушке по хозяйству. Воду мы носили ведрами из водонапорной колонки в соседнем дворе. Воду, как и хлеб, берегли, зря не разливали, экономили, наполняли водой все имеющиеся емкости. Хотя и была она на вкус тяжелой, жесткой, горько – соленой. И в Керчи, и в Севастополе (где поженились мои родители, и где родилась я), воду из крана давали «по часам», в определенное время суток. Приезжие курортники долго привыкали к нашей воде, старались пить ее поменьше (бутылированной воды, как сейчас, в магазинах не было и в помине). А возвращаясь обратно, в Москву или в Ленинград, первое время не могли пить «свою», пресную воду.

     Потом моего отца, наконец- то, после Дальнего Востока и Азербайджана, перевели по долгу службы, обратно в Крым. Особенно радовалась этому моя мама, коренная керчанка, которая, как нежный южный цветок, не могла жить без тепла, без моря и жаркого солнца.  В эти годы на полуостров уже пришла днепровская вода по Северо – Крымскому каналу. Как мы радовались этой воде! Хоть и была она мутная, плохого качества, ее надо было отстаивать, и обязательно кипятить. Да и перебои с водоснабжением случались постоянно. Воды из крана могло не быть сутками, неделями, даже месяцами…бедные курортники…

     В Крыму есть и реки, и озера. Но, озера, зачастую соленые, либо с целебными грязями. В разные годы были сооружены многочисленные пруды и водохранилища, которые стали неотъемлемой частью местных пейзажей. А вот о крымских реках надо сказать особо. В Крыму не менее двадцати малых рек и просто речушек. Главная река полуострова – это Салгир, протекающий через крымскую столицу - город Симферополь. Другие реки носят не менее романтичные названия: Бельбек, Кача, Альма, Индол, Бурульча, Биюк – Карасу и другие.

      Крымские реки имеют особый характер. В верховьях это настоящие горные реки: чистые, многоводные, быстрые, с перекатами и водопадами. А вот в низовьях (обычно в городской черте) превращаются в тоненькие ручейки или мелкие мутноватые потоки. Кстати, крымский водопад Учансу («летящая вода») самый высокий в Европе! Однако, если вы доберетесь к нему в разгар лета, то увидите лишь небольшую струйку воды. Но не стоит расслабляться! После сильных ливневых дождей уровень воды в наших реках очень быстро и угрожающе поднимается, иногда на 3-6 метров! Тогда вода смывает все на своем пути, разрушает дороги, заливает дома и виноградники, смывает мосты.

    Самой известной керченской речкой является Мелек – Чесме (переводится как "ангельская речка"), после войны переименованная в Приморскую (потому что впадает в  море – нелепое название!). В древности речка была многоводной, в устье ее заходили корабли, она называлась Пантикапой, и дала название городу Пантикапею, столице Боспорского царства. В советское время Приморскую одели в бетон, что привело к ее заболачиванию, отчего в народе возникло обидное прозвище «речка – вонючка». И, тем не менее, река иногда тоже показывает свой нрав, и вместе со своим притоком – речкой Катерлезкой, упрятанной ныне в трубу, вызывает сильные паводки.

     Однажды, будучи ученицей выпускного класса, я прогуляла учебный день из- за простуды и плохого самочувствия. За окном шел дождь, и было так приятно лежать под одеялом с книжкой в руках! А на следующий день выяснилось, что я пропустила нешуточное наводнение! Мои одноклассники, как настоящие герои, на лодках, а то и вплавь, спасали местных жителей с крыш затопленных домов частного сектора. Разгулявшаяся вода выломала тяжеленные бетонные плиты своего ограждения, разрушила мост, смыла тротуары. Однако уже на следующий день наша Мелек – Чесме, как ни в чем не бывало, спокойно и неспешно  текла  по направлению к морю в своем бетонном русле, не нарушая сонный покой камышей и лягушек.

     Ввод в действие Северо – Крымского канала в 50х - 60х годах XX века (а строился канал имени Ленинского комсомола усилиями всего огромного Советского Союза) должен была устранить недостаток водных ресурсов для развития курортов, городов и сельского хозяйства Крыма. Вместе со своими ветками, которые как крона мощного дерева, покрывают  территорию равнинного Крыма, канал по всем параметрам превосходит маловодные реки полуострова. За год по нему поступало воды в 4,6 раза больше, чем дает весь местный сток. Пресная днепровская вода, более 70% которой собирается с территории России и Белоруссии, создала основу орошаемого земледелия, рисоводства и прудового хозяйства в Крыму.

      Однако, строительство такого мощного гидротехнического сооружения, выполненное к тому же, с некоторыми просчетами, нарушило хрупкое экологическое равновесие степного Крыма. Неконтролируемая фильтрация воды через борта и днище канала вызвала подъем уровня грунтовых вод, подтопление населенных пунктов и их заболачивание (например, в районе Джанкоя), вторичное засоление орошаемых земель. Кроме того, из – за сброса дренажных вод, изменилась соленость Сиваша и Каркинитского залива. Таким образом, эффективно использовалось не более 38% воды Северо – Крымского канала.

      После присоединения Крыма к России, в марте 2014 года, Украина полностью перекрыла подачу днепровской воды в республику по системе Северо-Крымского канала. Спустя три месяца, в Херсонской области на границе с полуостровом, в русле канала спешно возвели дамбу, чтобы не допустить перетока воды. Пресную воду стали просто сбрасывать в море! (по принципу - «так не доставайся же ты никому!»). Парадокс в том, что теперь уже в Херсонской области быстрыми темпами идет заболачивание почвы и стремительное ухудшение  экологии дельты Днепра. А вот крымскому полуострову была уготована участь рукотворной пустыни. Да и в Каркинитском заливе, неподалеку от пограничного пункта пропуска, куда теперь сбрасывают всю грязь - желтая муть, мертвые водоросли и дохлые медузы.

     Ну, так есть ли в Крыму пресная вода? Есть! Скажу более того: в Крыму, на моей памяти, никогда не было так хорошо с водой! И вода наша, своя, чистая и вкусная!

     Необычайно дождливый июнь 2015 года позволил наполнить почти до предела наши водохранилища. Крымчан снабжают водой все те же местные реки и артезианские источники. Жители Ялтинского региона вообще купаются в минералке в буквальном смысле слова! Местные водопроводные сети запитаны к горному карстовому водохранилищу по специальному тоннельному водоводу, крупнейшему в Европе.

       Но, конечно, всего этого было бы недостаточно, если бы перед самыми новогодними праздниками не были сданы в эксплуатацию новые гидротехнические сооружения, решившие проблему питьевой воды в восточном Крыму. Высохшее год назад русло Северо – Крымского канала вновь заполнено водой, я видела это своими глазами!

      Ясно, что с поливным земледелием придется перестраиваться. Но, даже при  использовании древней агротехники, в Крыму благополучно цвели сады и виноградники, а великолепная крымская пшеница была основным продуктом экспорта в Древнюю Грецию, Рим и Византию. Так что и современные технологии должны дать свой результат.

     С момента перекрытия канала аграрии Крыма вынуждены выращивать урожай фактически без полива или с минимальным орошением. Несмотря на это, в прошлом году сельхозпредприятия полуострова собрали 1 миллион 100 тысяч зерновых, превысив урожайность последних трех лет. В нынешнем году урожай еще больше и, судя по всему, он станет рекордным за последние годы.

       Безусловно, проблемы с водой в Крыму еще сохраняются, и их нужно решать стратегически в ближайшие годы. Ведь бесперебойное водоснабжение – залог развития курортной и рекреационной отрасли. А мы всегда рады добрым гостям.

      И все же – вода в Крыму есть. Ну, а вода – это и есть жизнь! Спасибо, Россия - жизнь продолжается!

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/08/16/829