Мои кошки

Микола Обвинцев
               

          В детстве у нас в доме всегда были кошки. И собаки тоже были всегда. Но речь пойдет о кошках. О собаках позже. Я даже смутно припоминаю некоторых из наших кошек.  Их в деревенских домах не очень-то жаловали вниманием. Чаще всего они были предоставлены сами себе и целыми днями где-то гуляли по своим кошачьим делам, но домой все-таки приходили и тогда им перепадало что-нибудь с хозяйского стола. Если в хозяйстве была корова, то молочко для кошки - это главное лакомство. Кошка должна была исправно ловить мышей и это было ее главной обязанностью. Как правило, деревенские кошки очень ласковые, в отличие от наших, современных и породистых. Любая кошка считала за счастье устроиться на коленях члена семьи и поурчать от удовольствия.
       Всех кошек-мальчиков, как правило, звали Васьками, девочек Мурками или Муськами. Желательно, чтобы в имени присутствовали буква "с". Наверное, от "кис-кис". На большее фантазии не хватало. В детстве, я помню, как наш Васька встречал нас с рыбалки еще далеко от окраины поселка. Он расчитывал получить свежей рыбки прямо от первоисточника. И получал. Ерша или пескаря. Был доволен и громко урчал от удовольствия. И в это время его лучше было не трогать, если не хотели быть поцарапанными или покусанными. 
         А еще совсем в раннем детстве у нас была забава. Мы брали кошку и забирались с ней под одеяло. Там мы трепали ее руками против шерсти и из нее с легким потрескиванием сыпались искры. Попробуйте. Я думаю, что это статическое электричество. Считалось, что таким свойством  обладают только черные кошки. Надо проверить.
       Во взрослой жизни первая кошка появилась у меня вместе с первой женой Катей. Это был абсолютно черный котенок по кличке Клякса. Отличилась и запомнилась тем, что, когда мы ходили гулять вместе с нашей первой собакой южно-русской овчаркой Барой в ближайший парк, кошка добровольно ходила с нами, но немного в стороне и делала вид, что гуляет сама по себе. Однако постоянно находилась в поле зрения и далеко не отставала. С собакой в доме они уживались мирно, но большими друзьями не были, поэтому и на прогулке они друг на друга почти не реагировали.               
        В последующие годы собаки надолго и напрочь вытеснили кошек из моей жизни. Но через много лет в моей жизни снова появился кот. Прохор. Я тогда жил один и, чтобы мне не было одиноко, мне его и подарили друзья. Мне одиноко не было никогда, но коту я обрадовался. Мне его представили, как сиамского. По внешним признакам он соответствовал, но никто не знал его родословной. Мы тогда только начинали жить с Ириной и кот, конечно, тоже с нами. Он был довольно общительный, но ревнивый, а потому вредный. Из вредности и ревности мог наделать лужу в постель дочери-гимназистке Кате. А с работы он нас встречал всегда высунувшись по пояс из форточки на кухне, на четвертом этаже. Удивительным образом знал, когда мы идем с работы и подходим к дому и высовывался наружу.   Целый день его в окне никто не видел. Мы боялись, что он когда-нибудь вывалится из окна, но он закончил свою жизнь по другому.
            В те далекие уже времена сухие концентрированные корма для кошек и собак только входили в моду и мало еще кто понимал коварство этого удобоваримого и сбалансированного корма. У Прохора началась мочекаменная болезнь или что-то в этом роде. Он мучился, ветврачи уже помочь ничем не могли. Пришлось избавить его от мучений и помочь ему. Для нормального человека это всегда очень непросто. Хорошо, что эвтаназия для животных у нас не запрещена. Мы предали его земле и помянули добрым словом.
             Маленький мягкий пушистый комочек появился у нас лютой северной зимой. Ирине на работе предложили котенка, как будто сиамского, из благополучной семьи. Решили взять. Положили его в коробку из-под обуви, замотали в генеральские кальсоны с начесом, чтобы не замерз. Он был совсем маленький, только-только открыл глазки-бусинки и не мог еще самостоятельно ни есть ни пить. Он тыкался мордочкой во все стороны, наверное, искал мамкину сиську и беспрестанно пищал. Мы кормили его из соски и назвали Настей.
             Настя выросла и оказалась по мнению экспертов не сиамской, а тайской. Мы спорить не стали. Тем более, что это почти одно и то же.
              Первый раз Настя ступила на землю будучи уже взрослой, когда мы переезжали на ПМЖ в Москву. Мы ехали на машине и пришло время остановиться перекусить и отдохнуть. Мы остановились в поле и решили выпустить Настю. Для нее это был, наверное, шок. Говорят, что обоняние у кошек в десятки если не в сотни раз острее, чем у человека. Представляю, что ощутила кошка, впервые оказавшись на земле, в поле, среди массы цветов и растений, среди тысяч незнакомых, новых запахов. Мы долго не могли ее поймать и расстроились. Она никак не хотела идти обратно в машину. Ей было так здорово. Было лето и погода была отличная. Тогда мы сделали вид, что бросили ее, сели в машину и медленно поехали. Вот тогда она и поняла, что без нас ей совсем никак и смирилась с судьбой.
                Однажды мы ее потеряли. Она каким-то чудом ушла из дома и пропала. Ночевать не пришла и на другой день ее тоже не было. Мы всполошились и стали ее искать. После долгих поисков вокруг дома и в ближайших окрестностях, мы обнаружили ее в подвале дома в окружении дюжины матерых котов. Она сидела в центре этой компании и наслаждалась всеобщим вниманием и, наверное, обожанием. Была весна. Пора любви!
                Кошка любила бывать на даче. Оно и понятно. Природа, свобода, цветочки, птички, мышки. Но ездить на машине кошки не любят. Наша была не исключение. Удивительно, как она понимала, когда мы собирались на дачу. Она забивалась куда-нибудь в дальний угол и ни в какую не хотела оттуда вылезать.
                Она была очень любвеобильная. На даче она постоянно находилась в окружении нескольких разных котов, в результате чего она первые годы каждую зиму приносила нам потомство. Котята были разные и мы не знали, что с ними делать, но кое-как пристраивали. Один до сих пор живет у Андрюшкиного друга, совершенно редкого шоколадного цвета. И с характером.
                Это была Андрюшкина кошка. Ему было тогда лет шесть. Он возил кошку по квартире на своей знаменитой красной машине, на которой он тогда отрабатывал навыки вождения. А она обреченно и покорно сидела в кузове и даже не пыталась сопротивляться. Спала она только на подушке, которая всегда была рядом с подушкой Андрюши. Если же ее подушки не оказывалось на месте, она упрямо вытесняла его со своей подушки и занимала ее. Она была ласковая и любила посидеть на коленях или на руках членов семьи. Я научил ее прыгать на грудь при похлопывании ладонью по груди. Но прыгала она только ко мне. Умела жалеть. Когда Андрюшка плакал или кто-то болел, Настя подходила, тыкалась мордой, иногда жалобно мяукала.
                На даче она возомнила себя охотницей и добытчицей. Сначала она приносила в дом лягушек, потом ящериц. Потом к земноводным она интерес потеряла и переключилась на традиционную добычу - мышей. Она ловила мышку и сначала с ней забавлялась: то ловила, то снова отпускала. Потом ее съедала, но внутренности аккуратно оставляла нетронутыми. Они ей не нравились. Ловила и кротов.
                Она была простая и общительная. Могла зайти в любой дом, устроиться на хозяйской постели и по-свойски свернуться калачиком. Там где не гнали. Однажды она снова пропала. Вездесущие дети подсказали нам, что видели такую кошку в крайнем доме по нашей улице. Мы пошли разбираться. Это была действительно наша Настя, но нам никак не хотели ее отдавать, утверждая, что это их кошка. Они, конечно, все похожи, но не до такой же степени. Пришлось доказывать по известным только нам признакам, что это наша кошка. Она по особенному лежала у меня на руках и вообще, свою кошку мы ни с кем не спутаем. Но однажды и мы попали в просак. Кошка долго гуляла и наконец появилась. Она стремительно залетела в дом с улицы в открытую дверь и, как водится, сразу ринулась к миске. Но минуты через две точно так же неожиданно залетает с улицы вторая Настя, абсолютный клон и двойник и тоже к миске. Мы были в шоке и не знали, как реагировать. Проверили себя на адекватность. Вроде все нормально. Значит кошки действительно две. И абсолютно одинаковые. Мы присмотрелись более пристально и , конечно же, свою определили. Но главный отличительная признак был - это надломленный кончик хвоста у чужой кошки.
                Дети принесли кошку на руках и ревели навзрыд. У нее был разорван живот и кишки болтались снаружи.  Ее перекусила собака. Пополам. Надо было кошку спасать.   Мы поехали в ближайшую Можайскую ветлечебницу. Там на приеме был один врач-женщина, которая операцию делать отказалась, ссылаясь на отсутствие помощников и большую занятость. И посоветовала поехать в Москву. Мы с женой Ириной поехали, с трудом нашли по адресу частную ветлечебницу, но когда услышали, сколько будет нам стоить операция, поняли, что у нас просто нет таких денег. Ни с собой, ни дома. Был разгул неуправляемого, нецивилизованного частного бизнеса, а рынок подобных услуг еще не сформировался. Мы поехали обратно. Кошка умирала. Приехали снова в Можайскую ветлечебницу и взмолились о помощи. Ирина ассистировала - доктор все-таки. Дай бог благополучия той женщине. Операция стоила сто рублей.
                Настя прожила тринадцать лет. Ее еще не раз лечили. Но с онкологией справиться уже не могли. Она умирала молча, спокойно, отрешенно, как говорят, умирают домашние кошки. Мы пытались ее лечить, но безуспешно. Она умерла у меня на руках, в машине, когда мы в очередной раз ехали в ветлечебницу. Я плакал.
                Теперь у нас Алиса. Тайская кошечка, которую мы взяли у заводчиков почти сразу же после смерти Насти. Она была не совсем законнорожденная, т.к.случилась внеплановая вязка, причем по родственной линии. Но мы особенно не заморачивались по этому поводу, т.к. участвовать в выставках не собирались да и обошлась она нам недорого. В первый же день я ее потерял. Обыскал всю квартиру, все закутки и уголки. Нет кошки. Я подумал, что она случайно и незаметно выскочила в открытую дверь, ушла и заблудилась. Расстроился. Пошел искать по этажам. А их у нас семнадцать. Звонил во все двери, спрашивал соседей. Написал объявление о пропавшем котенке, развесил на всех этажах. Прошло часа четыре. Она появилась из ванной, заспанная, грязная и помятая. Она там нашла местечко между ванной и туалетом. Там было тепло и тихо. Она там спала.
                Девочка оказалась с характером. На руки не идет. А если возьмешь, то раздраженно и даже брезгливо вырывается, пока не освободится. Но иногда сама приходит ко мне, когда я лежу на спине и начинает мять передними лапками мой живот, именно в том месте, где была операция, а потом ложится на это место.  И делает эту процедуру она очень добросовестно, сосредоточенно и старательно. Настоящий лечебный массаж. Наука о кошках называется фелинология, лечение с помощью кошек соответственно фелинотерапия. 
                Любит лазить по верхам и созерцать на мир сверху. Взгляд прямой и наглый. Никогда сама не отведет глаза. Любит смотреть телевизор. Особенно передачи о животных. Иногда реагирует. Спит с нами в постели, как правило у меня в ногах, поверх одеяла.
                Мышей не ловит, но за птичками на даче гоняется. Приносила птенчиков и несколько раз птичьи гнезда. Не любит ни кротов, ни лягушек, ни ящериц.
                Отзывается на свист. Не так, как собака, но нехотя и лениво все-таки реагирует и подходит. Трудно в это поверить, но это правда.
                Я, как старый собачник, никогда не думал, что от общения с кошками можно получать столько впечатлений и положительных эмоций. А забот с ними на порядок меньше. Заводите кошек!