Замечательный мастер портрета Антонис Мор

Алина Алексеева-Маркезин
        Портрет Марии Тюдор - Антонис Мор ван Дасхорст. 1554. Холст, масло. 109x84
 Первая коронованная королева Англии с 1553, старшая дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской. Также известна как Мария Кровавая , Мария Католичка.

             Познакомившись с творчеством великого испанского портретиста  Висенте Лопеса Портанья,захотелось узнать,а кто стоял у истоков испанской портретной живописи.Это прежде всего  Антонис Мор   нидерландский  портретист  XVI века,  работавший  при  дворах  Испании,  Италии,  Англии.Напрашивается вопрос.

ПОЧЕМУ ЖЕ ТАК ЦЕНИЛИ ЕВРОПЕЙСКИЕ МОНАРХИ ЕГО ЖИВОПИСЬ?

                Испанские искусствоведы называют Мора отправной точкой великой школы портретистов испанского двора. Пути развития придворного портрета определила сдержанная манера этого художника, предложенные им иконографические схемы и приемы, призванные концентрировать интерес на модели, и не рассеивать внимание на антураж.

                Он прививает испанскому портрету приемы живописи своей родины — в изображениях монархов исчезает пространственная среда, остается один темный фон. Акцентируется сильное и живое в модели, на нейтральном фоне выделяется суровая телесность.

           Его лицам свойственен глубокий психологизм, реалистичность в передаче характера, без каких-либо элементов идеализации.
            Он предпочитал холодную палитру без вспыхивающих цветов, создавая в своих полотнах настроение сдержанное и замкнутое.

ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА.
                Он родился в Утрехте в 1519году. Учился у живописца Яна ван Скореля , нидерландского мастера, известного тем, что он был первым голландским художником, понявшим важность обучения в Италии и попытавшимся познакомить Нидерланды с высоким итальянским Ренессансом.
 
                В 1547 году Мор был принят в члены гильдии св. Луки в Антверпене, вскоре после этого он привлек внимание кардинала Николаса Перрено де Гранвеллы, епископа Аррасского, фактического наместника Габсбургов в стране и известного мецената. Он стал его постоянным покровителем и представил императору Карлу. Художник легко вписался в атмосферу двора. Стал часто путешествовать по различным дипломатическим и художественным поручениям.

                Его посылают в Лиссабон, где он пишет портрет португальской королевы Катарины и ее детей. Позже он возвращается в Мадрид и пишет изображения германских родственников правящей династии.
               
      В преддверии подготовки свадьбы Филиппа II и Марии Тюдор он отправляется в Англию, увозя с собой портрет жениха в латах, написанный Тицианом. В Лондоне он создает свой шедевр — портрет Марии Кровавой, за который, как предполагают, ему было присуждено рыцарское достоинство.

                В английский период Мор создает ещё несколько работ, стиль которых так совершенен, что относительно них часто возникает сомнение в атрибуции, не принадлежат ли они более прославленному Гольбейну, также работавшему в Британии в тот период.

          После смерти Марии художник вместе со вдовым Филиппом возвращается обратно в Испанию, где живет несколько лет. Со временем он возвращается на родину — возможно, из-за трудностей, возникших у него с испанской инквизицией, возможно, из-за личной ссоры с испанским королем, с которым, что редкость, они были друзьями.

                В свой поздний период он создает изображения Вильгельма Оранского,Алессандро Фарнезе, других представителей знати.
      
ГАЛЕРЕЮ РАБОТ художника можно посмотреть по ссылке

Elisabeth de Valois,

Reina Maria de Portugal

Карлик кардинала Гранвеллы (1549 - 1553, Лувр, Париж)

Маргарита, герцогиня Пармская. 1562

Portrait of Giovanni Battista di Castaldo (1550, Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid)

Portrait of Mary of Austria, wife of Maximilian II.(1551, Прадо, Мадрид)

Portrait of Mary of Austria, wife of Maximilian II.(1551, Прадо, Мадрид)

Peter Ernst, Count of Mansfeld-Vorderort

Portrait of Sir William Hewett

Maria of Portugal (1538-1577), Princess of Parma and Piacenza

Portrait de Jeanne Lullier, femme de Simon Renard (1557, Mus;e du Temps - Besan;on)
Антонис Мор - Королева Анна Испанская
Портрет жены художника.
        Испанские художники, работавшие при дворе Филиппа II, на творчество которых повлияла манера Мора: Хуан Пантоха де ла Крус, Алонсо Санчес Коэльо.

            Антонис Мор создал образцовый тип ренессансного придворного портрета, вызвавший массу подражаний. Изображал свои модели обычно поколенно или по пояс, в размер натуры и в трехчетвертном повороте, представляя лицо и взгляд таким образом, чтобы его персонажи казались «переглядывающимися» со зрителем.

             Отмеченные чертами маньеризма парадные портреты художника Антониса Мора отличаются торжественной строгостью и внутренней напряженностью композиции, остротой передачи психологических особенностей модели, тщательной выписанностью скупых аксессуаров, сдержанностью изысканного колорита

      Предпочитал темные красочные гаммы – со светлыми островками лица и рук. Мастер чопорно-сдержанных, но очень содержательных характеристик.

Посмотреть работы художника можно здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/3079695