Нужно ли экранизировать Пушкина?

Ирина Комова
Один прекрасный, замечательный режиссер хочет экранизировать сказку Пушкина.
Я не филолог, но уверена: Пушкина НЕЛЬЗЯ экранизировать, перекладывать на оперы и тем более балеты!
Не уверена, что допустимы аудиокниги. Чужие интонации сбивают восприятие.
Нет, дорогие, только по старинке – бумажная книга.

Попробую объяснить свою точку зрения.
Человек читает. Мозг вырабатывает видеоряд. Человек смотрит фильм – мозг не работает, он воспринимает ЧУЖОЙ видеоряд.

Я здесь уже писала о фантастической информативности Пушкина.
В сказках это проявляется наибольшим образом. Зримо, четко, ёмко. Почти нет прилагательных, только существительные и глаголы. Запоминается само.
Каждая сказка – как ожерелье. Каждый фрагмент – жемчужина. Каждая часть закончена внешне и внутренне.

«…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», — писал К. И. Чуковский.

Пушкинские сказки многослойны. Сначала – очевидное, затем – первый потайной слой, второй, третий… их можно читать и разгадывать всю жизнь. Каждый раз, беря в руки любую из его сказок, прихожу в восторг.

Например, "Сказка о царе Салтане", содержание которой малыши запоминают просто отлично благодаря интересному сюжету и особенному поэтическому стилю Пушкина.
Содержание такое простое и понятное даже ребенку 3-5 лет.

А на самом деле? Некоторое знакомство с искусством шифрования дает мне право предположить, что некоторые сказки только маскируются под сказки, а на самом деле – это шифровки. Кому предназначены? Да тому, кто поймет. А, может, и кому-то из современников.

Образ прекрасной царевны Лебеди:

 Днем свет божий затмевает,
 Ночью землю освещает —
 Месяц под косой блестит,
 А во лбу звезда горит.
 А сама-то величава,
 Выступает, будто пава;
 Сладку речь-то говорит,
 Будто реченька журчит.

Это же описание богини Исиды (Изиды).
Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи.
 Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сириус, а также созвездие Большой Медведицы. Часто изображалась с лунным месяцем, как символом плодородия.
 Одно из воплощений богини – рожденная из морской пены Афродита.
Сириус при приближении виден днем. Звезда, месяц. Само собой, речь рожденной морем богини напоминает журчание воды. Чьи крылья были распростерты над Пушкиным, когда он писал это?
Такое впечатление, что Пушкин, работая над сказкой, посматривал на подвеску розенкрейцеров.
Число «тридцать три» в ней упоминается целых шесть (три и три) раз.
В общедоступной литературе по масонству можно прочитать, что в масонской ложе зажигают тридцать три фонаря, на входе тридцать три ступени, поскольку все члены масонской организации разделены по градусам от первого до тридцать третьего, высшего градуса.

Был ли Пушкин масоном?
Об этом давно ведутся споры. Первоначально считалось, что единственный случай его связей с масонами – членство в кишиневской ложе «Овидий», где он получил посвящение 4 мая 1821 года. Так записано в его дневнике.
 В то время ложа «Овидий» работала как временная в ожидании официальной инсталляции, которой так не состоялось. В ноябре 1921 года она была вынуждена прекратить работы. Таким образом, посвящение Пушкина в масонство было как бы неофициальным, хотя и проходило с соблюдением всех тонкостей ритуала.
 Пройдя обязательный ритуал посвящения и смешав каплю своей крови с кровью братьев, Пушкин (масонское имя его нам неизвестно), получил белый лайковый фартук, белые лайковые перчатки, выйный (шейный) знак и перстень с гравировкой "SubRosa 1820". Лозунг "Под Розой" характерен для лож розенкрейцеров. Это позволяет сделать вывод, что Александр Пушкин стал членом ордена "Розы и Креста".
Судьба фартука и шейного знака неизвестна, лайковые перчатки он сохранил до конца жизни и по масонскому обычаю был в них похоронен, а перстень подарил на память Петру Чаадаеву.
  Но «неправильное» членство в кишиневской ложе было не единственной попыткой поэта стать членом братства. В сентябре 1818 года он подавал прошение о приеме в ложу «Трех добродетелей» в Санкт-Петербурге, но ему было отказано. Поэтому, говоря о формальной стороне, можно утверждать, что А.Пушкин в масонство так принят и не был.
 Но это вовсе не значит, что он не был масоном по существу. В письме Жуковскому, написанном 20 января 1826 года, поэт признается, что "был масон в Кишиневской ложе", т.е. считал себя полноправным членом братства.
 Пушкин просто не мог не быть масоном. Интеллектуальная среда, в которой воспитывался поэт, была пропитана масонскими идеями. В братстве состояли его отец Сергей Львович и дядя Василий Львович.
 В 1811 году он по совету масона А.И.Тургенева поступил в Царскосельский лицей, созданный по идее масонов М.М.Сперанского и А.К.Разумовского. Директор лицея В.Ф.Малиновский и многие профессора также были членами масонских лож и со значением называли себя «детьми вдовы», Исиды.
 На похоронах поэт князь Вяземский положил в гроб Пушкину белую масонскую перчатку, ритуально прощаясь с почившим братом. Не говорит ли это о том, что даже в те годы масоны видели в А.С.Пушкине своего брата? Не исключено, конечно, что напрасно.
 Кстати, сейчас столько масонских лож носят имя Пушкина. Ведь за кого Пушкин, тот и прав: Пушкин за масонов – правы масоны, за декабристов – декабристы…
 
 Такое впечатление, что Пушкин, работая над сказкой, посматривал на подвеску розенкрейцеров (на рисунке слева Подвеска 18-й степени  «Рыцарь Розы и Креста»).
Ну а сказка о Золотом Петушке?
Лично мне говорит о необходимости согласованной работы контрразведки и внешней разведки. Особенно если вспомнить о роде его занятий (не литературных).

И так далее.
Да, разгадывать и расшифровывать сказки Пушкина можно всю жизнь.

А если режиссер уже вложил свое толкование? Пусть даже гениальный.

Пушкина надо читать. Затем, набравшись знаний, перечитать. И – повторять последнюю фразу до бесконечности.

Россия может потерять многое. Закончится газ, нефть…
Но навсегда у россиян останется Пушкин.

Не надо забывать о том, что в любую секунду может начаться война, в которой мы с вами  должны будем защищать родную свою землю. Мы никогда не проиграем, потому что помним о том, что за нашими спинами.
За вами – Пушкин, Лермонтов, Есенин, Булгаков…
За нами – Купала, Колос, Короткевич…