В поисках потомков Ершова

Евгений Пажитнов
Н.В. Винокурова (Тобольск)

В поисках потомков Ершова

Изучение рукописей и писем П. П. Ершова позволило установить, что у него было 15 детей. Но, к сожалению, большинство из них умирало в младенческом или детском возрасте.

Кроме того, случилось так, что после смерти Петра Павловича следы его родственников теряются. И восстанавливать картину их жизни приходится практически по крупицам. Вопросов пока больше, чем ответов. Как сложилась судьба его детей, внуков? Есть ли шанс сегодня отыскать потомков Ершова? Попробуем ответить на эти вопросы.

Итак, год 1869. Третья жена Ершова – Елена Николаевна, осталась с шестью детьми. Старшим – Людмиле и Юлии – к тому времени исполнился 21 год и 17 лет, младшему Александру не было ещё и шести. Надежда и Николай были чуть старше Александра (9 и 8 лет). Тринадцатилетний Владимир обучался в то время в Омском кадетском корпусе. Дети постепенно подрастали, но из шестерых лишь четверо дожили до зрелых лет (Надежда и Николай умерли в юношеском возрасте). Проследим же судьбы Людмилы, Юлии, Владимира и Александра Ершовых.

Людмила Петровна (1848 – 1907) вышла замуж за польского ссыльного Домиана Миляновского. Сведения об их жизни очень отрывочны. Несколько упоминаний о Миляновских встречается в “Тобольских губернских ведомостях”. Первое относится к 1871 году. В одном из благотворительных спектаклей в пользу Общества для вспомоществования бедным студентам, который состоялся 20 января 1871 года в зале Тобольского собрания, принимала участие, наряду с М. С. Знаменским, Людмила Петровна Миляновская [1].

Через 16 лет, в 1887 г., Л. П. Миляновская предстаёт перед нами как владелица магазина. «Тобольские губернские ведомости» публикуют рекламу: “В магазине Л. П. Миляновской получен большой выбор письменных принадлежностей, детских игр, ёлочных украшений, масок, перчаток и проч. Продажа по дешёвым ценам. Магазин по Пятницкой улице в собственном доме в городе Тобольске” [2]. По материалам Тобольского архива известно, что этот дом был приобретён Людмилой Петровной у тобольского купца Плотникова в 1882 году. Учитывая, что дом был двухэтажным, с флигелем, службами и с землею, и приобретен за 2300 рублей [3], можно сделать вывод, что семья Миляновских была достаточно состоятельной. После смерти Д. Миляновского в 1888 году его дочери Надежда и София Домиановны унаследовали по 5 тыс. рублей [4].

В 1892 г. Л. П. Миляновская приобрела дом “деревянного строения, с флигелем, службою и землёю, состоящий в нижнем посаде города Тобольска, во 2-й части, во 2-м квартале, в Благовещенском приходе, на Рождественской улице за 1000 руб.” [5].

В 1889 г. одна из дочерей Л. П. Миляновской – Надежда Домиановна, которой к тому времени было 18 лет, вышла замуж за поручика Тобольского резервного батальона Венедикта Стефановича Берникова. Венчание состоялось 8 февраля в Благовещенской церкви [6]. Впоследствии Берниковы переехали в Омск. О Софье Домиановне Миляновской известно лишь, что она стала Путинцевой.

Шанс отыскать потомков по линии Людмилы Петровны, на мой взгляд, есть.

Юлия Петровна (1852 – ?) была замужем за учителем Тобольской мужской гимназии Александром Смолевым. Их венчание состоялось 26 января 1873 года в Благовещенской церкви [7]. В 1875 г. у Смолевых родилась первая дочь – Елена, а в 1879 г. – Надежда. Юлия Петровна умерла рано, и Александру Александровичу пришлось самому воспитывать дочерей.

Александр Смолев сначала преподавал математику, затем стал инспектором Тобольской мужской гимназии, а впоследствии – инспектором Западно-Сибирского учебного округа. По свидетельству А. И. Ксенофонтовой, “он был хорошим преподавателем, был авторитетен в ученической среде и вёл дело благополучно” [8]. Помимо преподавательской, А. А. Смолев активно занимался общественной деятельностью – на протяжении нескольких лет входил в распорядительный комитет Общества вспомоществования бедным студентам Тобольской губернии, а также с 1894 по 1902 год был председателем ревизионной комиссии Тобольского губернского музея [9]. Умер в 1921 году.

О Надежде Александровне Смолевой известно, что в 1934 году она жила в Тобольске, на ул. Клары Цеткин, д. 24. Старожил Тобольска и педагог А. И. Ксенофонтова, знавшая Надежду Александровну, отзывалась о ней как об очень скромной, изящной, но не общительной женщине. Умерла Н. А. Смолева в Тобольске в 1945 г. [10]. Судя по всему, внучки П. П. Ершова Смолевы не были замужем, поэтому потомков по этой линии нет.

Судьба же сыновей П. П. Ершова – Владимира и Александра – также известна нам лишь частично.

Владимир Петрович (1856 – 1913) после окончания Омского кадетского корпуса, в 1875 г. сдал экстерном экзамены за гимназический курс в Тобольской гимназии [11]. Затем учился в Санкт-Петербургском университете на физико-математическом факультете.

Благодаря тому, что в Тобольском архиве сохранилось дело “О негласном надзоре полиции над В. Ершовым”, удалось легко восстановить его передвижения по службе в первые годы после учёбы. С 11 сентября 1880 г. он занимал должность штатного смотрителя Омских училищ. Затем, в июле 1881 г., был назначен учителем-инспектором Семипалатинского пятиклассного городского училища. В августе 1882 г. подал прошение об увольнении и переехал в Тобольск. В 1883 г. исполнял должность Тобольского окружного стряпчего. Летом 1884 года переехал в Омск, где поступил на службу помощником делопроизводителя Управления Государственными имуществами в Западной Сибири [12]. Был женат на Анне Михайловне Слагуевой – племяннице второй жены П. П. Ершова Олимпиады Васильевны Кузьминой.

В сентябре 1885 г. Владимир Петрович с семьёй переехал в Благовещенск, где сначала получил должность заседателя окружного суда Амурской области, а впоследствии – учителя естествоиспытания и физики в Благовещенской женской прогимназии [13]. Чуть позже В. П. Ершов перевёз в Благовещенск свою мать Елену Николаевну и брата Александра. Из письма Л. В. Азадовской известно, что в начале XX века он побывал в Париже. По возвращении в 1910 г. жил в Киеве [14]. У Владимира Петровича было две дочери – Надежда (родилась 6 сентября 1881 г.) и Ольга (родилась в 1888 г.). Обе они продолжили династию Ершовых-педагогов. Об Ольге Владимировне сведений не так много. Мы знаем, что в 1940-50-е гг. она жила на Украине и была преподавателем математики в Бышеве Киевской области.

Её старшая сестра Надежда Владимировна была личностью неординарной. Получив гимназическое образование в Благовещенске, впоследствии она училась в Парижском университете. Была лично знакома с А. М. Горьким, переписывалась с ним. Именно А. М. Горький посоветовал ей вернуться на Дальний Восток для просвещения народа. Надежда Владимировна сначала преподавала иностранные языки, а затем – русский язык и литературу (в гимназии и средней школе № 4 города Благовещенска).

Воспоминания её бывших учеников Ю. П. Залысина и Т. Г. Лахтионова показывают, что Н. В. Ершова была прекрасным учителем литературы, удивительным человеком, поражала эрудицией, памятью, артистизмом, интеллигентностью. В её доме была огромная библиотека: книги на русском, немецком, английском, греческом и французском языках. Оценены были таланты Н. В. Ершовой и государством – она получила звание “Заслуженный учитель школы РСФСР”, а также была награждена орденом Красного Знамени [14].

О последнем сыне Ершова – Александре Петровиче (1863 – 1911) вся информация до последнего времени ограничивалась несколькими строками из письма В. П. Ершова: “...Умер мой брат (учитель одной из казачьих школ на Амуре), оставив в Благовещенске без всяких средств большую семью...” [15]. Произошло это в 1911 г. Пока не удалось найти сведений о том, где А. П. Ершов получил образование, с какого времени жил в Благовещенске, но благодаря О. В. Утковой – дочери исследователя жизни и творчества П. П. Ершова В. Г. Уткова*, выяснилось, что Александр Петрович был женат на крестьянке – украинке Екатерине Архиповне Музыченко. Одну из их дочерей звали Софья (по мужу Феликсова), а у сына Григория, который не вернулся с Ленинградского фронта, остались сын Шура и дочь Мая. Следы их теряются в Восточной Сибири...

Вот и все, что известно о потомках нашего знаменитого земляка на сегодня. Даже из этих скудных, отрывочных сведений понятно, что среди детей и внуков Ершова были люди очень интересные, талантливые в разных областях, особенно в педагогике. А потому поиск продолжается!

* Выражаю благодарность О. В. Утковой за помощь, предоставление информации и возможность поработать с личным архивом В. Г. Уткова.

Примечания:
1. ТГВ. 1871. - 4. - с.21.
2. ТГВ. 1887. - 49. - с.12.
3. ТФ ГАТО. Ф. 329. Оп. 5. Д. 670. Л. 1-11.
4. ТГВ. 1888. - 11. Часть официальная. - с.9.
5. Там же. 1892. - 7. - с.12.
6. ТФ ГАТО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 19. Л. 93-93об.
7. ТФ ГАТО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 19. Л. 11-11об.
8. ТГИАМЗ. ТМ КП 12052/1392.
9. ЕГТМ. 1894. Вып. II.
10. ТГИАМЗ. ТМ КП 12052/1392.
11. ТГИАМЗ. ТМ КП.
12. ТФ ГАТО. Ф. 402. Оп. 3. Д. 207.
13. РГИА ДВ. Ф. 704. Оп. 8. Д. 420, 421.
14. ТГИАМЗ. ТМ КП 12052/1192.
15. ТГИАМЗ. НВ 2188/1; Азадовская Л. В. К вопросу об издании Полного собрания сочинений П. П. Ершова // Сибирские огни. 1962. № 9. с. 168-172.

Список сокращений:
ЕГТМ - Ежегодник губернского тобольского музея
Н/а ТГИАМЗ - Научный архив ТГИАМЗ
НВ - Научно-вспомогательный фонд
ТГВ - Тобольские губернские ведомости
ТГИАМЗ - Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
ТМ КП - Тобольский музей, книга поступлений
ТФ ГАТО - Тобольский филиал государственного архива Тюменской области