Схиархимандрит Батюшка Иона - Одесский

Юрий Субботницкий
    
             
     ...СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ СХИАРХИМАНДРИТА,
   БАТЮШКИ ИОНЫ ОДЕССКОГО /ИГНАТЕНКО/,
            ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА
        СВЯТО-УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
        00.00.1925 - 18.12.2012гг.

    "...ВЕЛИКОГО СТАРЦА, ПРАВЕДНИКА,
         ПОДВИЖНИКА БЛАГОЧЕСТИЯ,
         ХРАНИТЕЛЯ СЛОВА БОЖИЯ,
     СЛАВНОГО ДЕЯТЕЛЯ НИВЫ БОЖИЕЙ..."

          С ГЛУБОКИМ УВАЖЕНИЕМ 
      И  СЕРДЕЧНОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ
               
                АВТОР

   "А ПОТОМ, ВДРУГ ПРИШЁЛ МОМЕНТ
        КОГДА ПОНЯЛ,ЧТО ВСЁ,
       ЖИТЬ ТАК ДАЛЬШЕ НЕЛЬЗЯ,
         ПОРА ДУШУ СПАСАТЬ" 
    
                СХИАРХИМАНДРИТ
                ИОНА ОДЕССКИЙ
         
      ...Я - моряк!
         Я - профессиональный моряк!
         И я очень горжусь тем, что в своей далёкой юности, я не ошибся и выбрал именно эту, глубоко мужскую по смыслу  и содержанию профессию.
         Достаточно нелёгкая работа на океанских транспортных судах дальнего плавания  и особенно работа на пассажирских океанских лайнерах, предоставляет уникальные возможности побывать в самых экзотических местах и странах земного шара.
         Побывать там, где вряд ли можно побывать, имея обычную сухопутную профессию.
         Более того, что конкретно очень важно лично  для меня, появляется так же и  великолепная возможность познакомится и "пообщаться" с весьма неординарными людьми.
         А так же узнать и получить дополнительную информацию, о тех кто, в той или иной сфере своей профессиональной деятельности, достиг заметных, звёздных вершин.
         Это, прежде всего - Высокое православное Духовенство, космонавты, известные художники, литераторы - писатели и поэты, журналисты,кинорежиссёры и киносценаристы, артисты театра, кино, эстрады, цирка, спортсмены,  и, просто умные "обычные" и даже очень, сверх разумные  и "не совсем обычные люди"...
            То есть, у меня  появлялся уникальный шанс, находясь с ними рядом, взглянуть изнутри на феерическую  жизнь  представителей элитных и элитарных слоёв человеческого сообщества, с которыми общение в обычной жизни для их "рядовых" сограждан бывает... практически недоступно.
            А в доброжелательной, уютной, почти семейной и родственной атмосфере совместного пребывания на круизном лайнере, да иногда, надо сказать и за рюмкой вина в баре или в каюте , всё это решается "запросто", без дополнительных проблем,  "на короткой волне".
            И, следовательно таким образом, удаётся поговорить, пообщаться с достаточно известным человеком, а иногда, повторюсь,  и с "настоящей звездой".
           Поэтому в контексте такой дружеской беседы удаётся  получить ответы на интересующие меня /и не только меня/ вопросы. а так же обсудить  различные  темы, то есть,  взять своеобразное интервью.
           И всё это, без всяких дополнительных и надуманных проблем и не представляет, абсолютно никакого труда...
           Я и моряк и журналист...
           Такой вот весьма интересный "MIX"...
           Тридцать семь лет моей жизни отданы морю, работе в составе экипажей научных, транспортных и  пассажирских  океанских  лайнеров дальнего плавания  Черноморского Морского Пароходства.
            Как члену экипажа, именно пассажирских судов,  мне довелось  выполнять специальные рейсы - круизы с паломниками.
           Так вот, именно эти круизы дали  достаточно редкую и прекрасную  возможность побывать в самых  "святых" и экзотических местах планеты.
           Паломнические рейсы выполнялись с некоторыми вариациями, но, как правило по маршруту: Одесса - Стамбул - остров Лемнос /Греция/ - остров Кипр - порт Хайфа/Израиль/, а из Хайфы выполнялось несколько разных экскурсий -  поездка в Иерусалим и Вифлеем /Бетлехем/, поездка на Иордан, поездка на Мёртвое море, Порт-Саид /Египет/ с поездкой в автобусах на Синайский полуостров и с ночным восхождением на саму гору Синай и встречей незабываемого по красоте восхода солнца и посещением монастыря Святой Екатерины и возможностью взглянуть на библейский куст Неопалимой Купины, в итальянский порт Бари, с посещением Усыпальницы Святого Николая Угодника, Остров Корфу/Греция/, с посещением церкви, в которой покоятся мощи Святого Спиридона - в греческий порт Салоники и с подходом к Святой горе Афон, вблизи которой, на внешнем рейде русского православного монастыря, теплоход бросает якорь /греческие власти категорически запрещают судну приблизиться к берегу и никому из паломников не разрешается сойти на берег!!!/.
                Местные монахи самостоятельно, на специальном катере, под тщательным присмотром греческих полицейских, привозят Великие православные Святыни - несколько серебренных рак с мощами известных православных Святых, в том числе и раку с Чесной Главой Пантелеимона - Целителя.   
                В одном из таких рейсов, Её Величество сама Судьба преподнесла мне необычайно ценный во всех отношениях, именно щедрый царский подарок - мне посчастливилось познакомиться с широко известным  среди православных верующих одесским схиархимандритом - Батюшкой  Ионой.
                Для меня, до сих пор остаётся полной загадкой то, что по каким-то особым, только ему одному  ведомым  критериям, из всех членов экипажа, а их 250, он почему-то выделил, именно  меня.
                Так сложились жизненные обстоятельства, что мы с Батюшкой совершили совместно двенадцать  паломнических рейсов на протяжении пяти лет, я - как член экипажа, а батюшка - как приглашённый монах.
               Здесь надо отметить, что в то время, без его присутствия, не выполнялся ни один подобный рейс.
               Наша первая встреча на теплоходе "Ольвия" и  "морское" знакомство, со временем переросло, если так можно сказать в данном случае, в своеобразную дружбу Наставника и ученика...
               Мы часто и подолгу беседовали, если и у него и у меня  выдавались свободные  минуты
               Иногда прогуливались по многочисленным судовым палубам, а иногда, то он меня, то я его, приглашали друг друга к себе в гости в свои каюты. 
              Я узнал от Батюшки  Ионы много интересной и дотоле, совершенно неизвестной и недоступной мне информации!
              За это знакомство, за эти, иногда весьма и весьма эмоциональные беседы.             
              За его, воистину монашеское христианское стоическое терпение и благожелательность при беседах - лекциях со мной о высших сферах и сложных вопросах христианства, в которых, честно говоря и "положа руку на сердце", я совершенно ничего толком не понимал и не разбирался, но подобно молодому задиристому петушку, подобно павлину, распушившему  свой пёстрый хвост, я  рьяно отстаивал свои позиции, навязанные мне атеистическим образованием и воспитанием, и в школе, и в техникуме, и в морской академии.                За эти благодатные и благостные беседы и за само общение,  я бесконечно и искренне благодарен Батюшке!...
               А за саму, чудом  предоставившуюся  возможность лично познакомиться с Батюшкой Ионой, премного благодарен Судьбе.
               Однажды он мне подробно рассказал о своей жизни и о том как он, мальчишка, окончивший профессионально - техническое училище и ставший сельским трактористом - механизатором, стал глубоко верующим человеком.
               И, более того, уже осознанно посвятил свою дальнейшую  жизнь, истинному служению Всевышнему.
               Я же ему ответил, что не смотря на то, что пытался  самостоятельно разобраться во многих аспектах православия, многое нашёл не убедительным и даже весьма сказочным!
              И  что расцениваю вероятность существования Бога или Высших небесных сил в соотношении 50 процентов на 50процентов.
             То есть, что постулаты - "Бог есть" - 50% и 50% - "Бога не существует".
               Батюшка лукаво усмехнулся:
             - Для начала, уже неплохо! Уважаю твою точку зрения!
               Почему - НЕТ?!
               Каждый человек имеет право мыслить самостоятельно, как ему подсказывает его собственный разум!
               Только обрати внимание на то, что если ты сам колеблешься между этими равными процентами и не можешь определиться, к какому берегу пристать, то справедливее и более правильно, и более грамотно следует сказать:
             - Я НЕ ЗНАЮ!!!
               Это и  будет ИСТИНА!
               И, признавая своё незнание, ты с себя снимаешь грех богохульства!
               Задумайся более тщательно над этой мыслью!
               И ты, я надеюсь, сам поймёшь, что она глубоко ВЕРНА!
               Георгий, так звучит моё имя Юрий на церковно-славянском языке (а моим небесным покровителем является Святой Георгий Победоносец. прим.С.Ю.), ты стоишь пока в самом начале сложного, трудного и весьма тернистого пути, и к воцерковлению, и к познанию, хотя бы в первом приближении, и многих божественных истин и самой сущности Бога!...
            ...На каждом пассажирском судне существует достаточно большое помещение /его размеры зависят от конкретной пассажировместимости для данного типа судна/, которое называется музыкальный салон.
              Оно предназначено, когда пассажиры на борту, для проведения концертов, танцевальных вечеров, лекций и прочих общественных мероприятий.
               Когда же пассажиров на борту нет, то здесь проводятся большие сборы всего экипажа и тоже вечера отдыха уже для самого экипажа.
               Во время же рейсов с паломниками, музыкальный салон тщательно освящается, окуривается ладаном и окропляется святой водой и на всё время круиза превращается в "походную" плавающую церковь Святого Николая.
              Здесь устанавливаются иконы, проводятся все необходимые церковные службы.
               Таким образом, музыкальный салон становится настоящей функционирующей в полном объёме церковью.
               Теплоход "Ольвия" рассчитан, при полной загрузке, на 850 пассажиров, а экипаж составляет 250 человек.
               То есть общее количество - 1100 человеческих душ.
               Теплоход "Ольвия" - восьми палубное судно.
               На нём, естественно, существуют для вертикального перемещения - передвижения трапы /лестницы/, которые ведут с самой нижней палубы, где расположены каюты экипажа, через пассажирские палубы на самый верх, на пеленгаторную палубу.
               Однажды направляясь на вахту, а в последствии - неоднократно, смог увидеть следующую, буквально поразившую меня картину.
              С самой нижней палубы, где пассажирам находиться категорически запрещено, стояла огромная, бесконечная очередь, которая извиваясь по поворотам трапа, поднималась на верх и заканчивалась у входа в музыкальный салон.
            - Что за чудеса?!, - задал я сам себе вопрос.
               Повинуясь чувству любопытства я, поднявшись по служебному трапу, смог заглянуть внутрь салона - церкви.               
               То, что представилось моим глазам, несказанно поразило меня.
               Внутри зала было расставлено десять столов, пять с одной стороны, пять с другой.
               Проводилась исповедь.
               Десять священников и отец Иона в том числе, принимали присутствующих в рейсе паломников.
               Девять столов, за которыми находились и "скучали", судя по толстенным золотым "цепям", массивным золотым крестам и обилию сверкающих бриллиантами церковных наград, высокопоставленные в духовной иерархии чины - пустовали...
               И, лишь  к одному столу, возле которого находился в простенькой, видавшей виды монашеской рясе батюшка Иона... и стояла эта немыслимо огромная очередь из 850 человек, к которой, впоследствии, дополнительно присоединилась и "добрая" часть членов экипажа...
            ...Мне довелось так же воочию видеть, как батюшка своим ручным крестом, изготовленным афонскими монахами из сандалового дерева, проводил обряд изгнания бесов.
               То, что происходило в морской церкви Святого Николая и как вели себя в этот момент обряда люди - просто не поддаётся восприятию сознания обычного, более - менее здравомыслящего человека!
               Батюшка Иона, ловко оперируя крестом, постукивал им и по темени подопечного и по позвоночнику.
               Губы его шевелились, наверно он читал подходящую к этому случаю, святую молитву...
               Подвергающегося этому обряду человека в этот момент держали двое крепких ребят, но он их с  завидной лёгкостью "мотал" из стороны в сторону, как мокрую тряпку для швабры...
              Тело его изгибалось и выгибалось так, как физически не может выдержать и само тело и позвоночник - позвоночник должен был бы сломаться, но не ломался!             
               Изо рта с пеной вырывались дикие вопли, бессвязные крики, проклятия и жесточайшая, отборная площадная брань!...
              Это были... не человеческие крики...
              Мне думается, здесь будет очень уместно привести слова стихотворения моего друга, известного одесского поэта, Леонида Пермилова:

                ...Возможен БОГ,
                Но дьявол рядом,
                Спешить Величество затмить,
                Витриной зла, соблазмом ядов,
                И грязью совесть перемыть...

             Мне хочется рассказать ещё об одной, просто удивительной сценке - картинке, выхваченной из батюшкиной жизни и запомнившейся мне навсегда!   
              И это тоже было  подсмотрено мною тайком и всё со стороны, того же служебного входа в музыкальный салон...
              Проходя мимо салона - церкви однажды я увидел, что на обоих входных дверях висели предупреждающие таблички:
            - ПРОСЬБА НЕ БЕСПОКОИТЬ !
              И что же я увидел?!...
              Внутри салона, по красной ковровой дорожке, вдоль которой буквально по стойке "Смирно", стояли всё те же высокопоставленные церковные иерархи  с цепями и наградами, как старшина перед рядовыми солдатами, из стороны в сторону ходил батюшка Иона и назидательным тоном им о чём-то говорил
              Здесь, я бы употребил слово  - "растолковывал".
              Внимающие ему, вслед за ним одновременно поворачивали головы, буквально ловя каждое его слово...
              В, какой-то степени, это было достаточно потешно!
              И ещё один нюанс, на который я хочу обратить ваше пристальное внимание!
              Это было просто не вероятно, не возможно!...
              А дело вот в чём: батюшка был, как сказала бы медицина - худощавой конституции.
              Он носил обычную монашескую рясу с обычными карманами и заподозрить его в том, что под рясой он прятал и носил постоянно какие-то, просто безразмерные мешки, ну просто банально - было бы глупо!!!
              Но, но... каждого, кто подходил к нему, батюшка Иона обязательно, это было его обычное повседневное естественное  правило - чем нибудь, да одаривал!
             Причём безошибочно угадывал то, что кому, в данный момент, наиболее необходимо...
             Из, просто безразмерных карманов, извлекались иконки и картонные и деревянные, крестики деревянные и медные, образки святых, нательные цепочки для ношения крестика, просфорки(!!!), иногда деньги, причём и значительные суммы то же...
             Это была какая - то совершенная фантастика!...
             Да, это было просто непостижимо...
          ...Очередной приход пассажирского теплохода с православными паломниками в итальянский порт Бари /он расположен у входа в Адриатическое море/, всегда светлый праздник, и для прибывших на судне, и для местных жителей.
              Да и не только для местных.
              Думаю, что в такие дни  в Бари съезжаются , и верующие, и любопытствующие со всей Италии.
             Дело в том, что в цокольном зале местного католического собора покоятся и хранятся мощи, одного из самых почитаемых православными верующими всего земного шара - мощи "любимца Божьего" - Святого Николая Угодника.
             Католическая Италия, ну не то, чтобы равнодушна к нему /и Италия и Европа, да и другие страны католического мира, просто отождествляют Святого Николая с Санта Клаусом или ещё проще - Сантой, то есть с обычным дедом Морозом!            
             Для православного же верующего, такая упрощённая, примитивная трактовка - эмоционально не приемлема!
             Но когда приходит теплоход с паломниками - на причале и по маршруту движения колонны верующих - начинается настоящий красочный, феерический праздник!
             Само шествие верующих от борта судна к костёлу оформляется невероятно празднично и красочно!
             Уверяю вас - есть на что посмотреть!
             850 паломников с присоединившимися к ним свободными от работы и вахт моряками, с развёрнутыми хоругвиями и иконами самого Святого Николая, с молитвенным пением торжественно шествуют по набережной, до отказа заполненной местными и прибывшими зрителями.
             Повторюсь - всё оформлено невероятно красочно и торжественно!
             Обычно зал, где находятся мощи Святого Николая - безлюден.
             Но...но... когда одновременно пребывает такое огромное количество верующих, случается всякое...
             Чтобы не вносить хаос и сумятицу в торжественный момент, специально была изготовлена кованная решётка с тремя дверями-калитками.
             Центральная - точно напротив беломраморной усыпальницы Святого - открывается в исключительных случаях, при индивидуальном визите ВИП персон.
            Две другие - обычные, с одной стороны вход, с другой выход.
            И у одной, и у другой стоят смотрители.
            Это делается для того, чтобы впадающие в экстаз некоторые верующие, банально "не лезли без очереди".
             Сама усыпальница Святого Николая искусно изготовлена из великолепного итальянского мрамора.
             А в центре массивной, наглухо заделанной крышки, прорезано отверстие диаметром примерно 8-10 сантиметров.
            Это центральное отверстие тоже наглухо закрыто очень толстым, чуть ли не пуленепробиваемым стеклом толщиной, тоже порядка 8-10 сантиметров.
             Внутри гробницы, естественно темно, подсветки нет и ничего не видно.
             Но каждый верующий прикладывается и лбом и губами к этому стеклу и на нём же освящает принесённые с собой предметы, например крестики.
             Каждый верующий, тоже естественно, пытается сквозь темноту, хоть, что-то увидеть...
             Я несколько раз пытался выяснить, и у батюшки Ионы, и у священников, и у верующих - видели ли  они внутри хоть что-нибуть?!...
             Ответы всегда были очень туманны и уклончивы...
             Однажды я не выдержал и попросил батюшку Иону конкретно ответить на мой вопрос:
           - Батюшка!
             Скажите честно,что лично Вы увидели в темноте внутри усыпальницы Святого Николая?!
             Вот аналогичный и уклончивый ответ батюшки Ионы:
           - Каждый там видит то, что ему положено видеть!
             Мне пришлось удовлетвориться этим ответом...
             В тот день, очередного  прихода "Ольвии" в Бари,  в электрооборудовании машинного отделения возникла поломка.
             Я задержался на судне.
             Причём мне надо было срочно вернуться, так как я должен был заступить на свою вахту.
             Поэтому я зале усыпальницы появился поздно.
             Очередь из 850 человек была огромная.
             Шансов, оказаться внутри решётки и побыть рядом с мощами до наступления моей вахты, не было никаких.
             Я стал у выходной калитки, чтобы просто посмотреть издалека на усыпальницу.
             Самым первым в очереди, уже внутри ограды, стоял архипастырь - Предстоятель и Владыка  Минский и Белорусский.
             За ним стоял батюшка Иона.
             Увидев меня и, наверно как-то поняв, что со временем у меня не ахти... и  уже необходимо возвратиться на судно, на вахту, он неожиданно сделал знак охране и... и... меня пропустили вне очереди через выходную калитку...
             Когда я оказался внутри, батюшка поставил меня перед собой, за белорусским Архипастырем...
            Я почувствовал себя "явно не в своей тарелке".
            Это было просто по всем канонам приличия - недопустимо!!!...
            Стоять впереди монаха и позади Владыки...
            Поэтому я, постояв так несколько мгновений, стал испытывать определённую долю дискомфорта.
            Извинившись, потихоньку переместился и стал, всё же у Батюшки Ионы... за спиной...
            Таким образом,на мой взгляд, "очередная" иерархия была более - менее справедливо восстановлена.
            Такой вот, полный приятной неожиданности, оказался для меня тот памятный заход "Ольвии" в Бари...
         ...Когда мы разговаривали с батюшкой, находясь в последнем совместном паломническом круизе, то оба понимали, что  увидимся очень не скоро - так как  ему предстояла длительная поездка в Грецию, для служения  в русском монастыре  на Афоне, а затем служение Всевышнему в глубокой схиме.
             На прощание, перед приходом в Одессу  батюшка Иона сделал мне несколько, буквально, бесценных подарков.
           - Георгий, - обратился ко мне отец Иона, вручая крохотный флакончик,- здесь несколько капель  смеси елея  и мирры  из всех святых мест, которые мы посетили.
               Запомни, одной такой капли достаточно, чтобы освятить всё Чёрное море.
               Дарю и думаю, что рано или поздно, этот флакончик тебе обязательно пригодится.
            ...Пройдёт девятнадцать лет и... и сбудется прозорливое предвидение монаха... .
               К великому моему горю и скорби, наступит момент, когда я, прилетев самолётом из Одессы в Москву, окажусь на аллее артистов Троекуровского кладбища.
               И именно здесь, и именно в тот день, 17 марта 2013 года, я достану из кармана заветный флакончик...
              Одна капля содержимого упадёт на надгробие той, которая  для меня в этой жизни, наверно, была дороже, чем сама жизнь!
               Вторая - в центр захоронения ЛИЛИИ ЯКОВЛЕВНЫ АМАРФИЙ, Примадонны  Московского Академического театра оперетты, Народной Артистки России и... моего школьного друга...
              До этого же момента, ни одна из драгоценных капель израсходована не будет!...
              Затем батюшка достал из "бездонного" кармана рясы серебренную цепочку с крестиком.
            - Георгий, наклони голову, так как ты моряк, специально подобрал для тебя цепочку "якорной вязки".
              И, тоже хорошенько запомни - если у тебя будут "сложные времена", а они обязательно будут, постарайся найти меня...
              Чем смогу - постараюсь помочь...
          ... Прошло несколько лет.
              Черноморское Морское Пароходство исчезло с просторов Украины, как будто и не существовало.
              Было разграблено абсолютно всё, до последнего винтика и до последнего листочка писчей бумаги!
              Абсолютно - ВСЁ!!!             
              Каждый моряк искал сам себе индивидуально работу, где только мог и как только мог.
              Мне к этому печальному времени исполнилось уже 55 лет. 
              В таком "серьёзном" возрасте уйти в рейс, да ещё и в хороший -
практически, не возможно. 
             Крюинговые морские компании, в лучшем случае, устраивают на работу моряков возрастом до 35-45 лет, максимум.
             /Крюинг - подбор и комплектация членов судовых экипажей для направления в рейс /прим.С.Ю./.
              Совершенно неожиданно мне позвонил знакомый капитан, с которым мы очень долго плавали.
            - Юрий Дмитриевич! Как дела? В рейс хотите уйти?!
            - Что за вопрос?! Конечно!
            - Есть вариант - я иду в рейс капитаном на пассажирское судно испанского судовладельца.
              Продолжительность рейса 8-10 месяцев и рассчитан на две "кругосветки".
              Ты, вроде, когда-то изучал испанский и это может сыграть положительную роль для твоего ухода в рейс.
              А мне очень срочно нужен человек, который смог бы провести переговоры с работодателем  в период набора моряков.               
             Для многих, это проблема - и английский и испанский.               
             А ты, более - менее общаешься и на том, и на другом и... немного "разбавишь" остановку, да и пошутить ты  сумеешь.               
             Да, и одновременно найдёшься, что сказать необходимое в нужный момент!               
              Немного заморочишь испанцам - рекрутёрам голову...
              Я, с радостью, согласился! /Рано обрадовался!/
              Но, чуть забегая вперёд - увы...
              В данном случае, мой фокус, конкретно, для меня "не прошёл"...
              Сначала было получено от испанцев "добро".
              Но, затем, внимательно просмотрев и разобравшись в моей анкете - апликейшен, испанцы мне отказали.
              Отказали  именно по причине "солидного" пенсионного возраста...
              Парадокс - я помог устроиться в рейс, почти всем, кто хотел уйти в  этот дальний рейс, а сам... "споткнулся"...
          ... И вот тут, я вспомнил о заманчивом предложении, сделанном когда-то батюшкой Ионой!
              Ведь он обещал помочь в сложной жизненной ситуации!
              Вот это та самая сложная ситуация, когда потребовалось его вмешательство в естественный ход событий!
              Прошло достаточно много времени с тех пор,как мы виделись в последний раз.
              А по пустякам Батюшку тревожить не хотелось.
              Но... но...
              Это был, именно тот момент, когда мне могли помочь... только Высшие небесные силы!
              На следующий день ранним утром, я был уже у входных ворот Свято-Успенского мужского монастыря на шестнадцатой станции Большого Фонтана.
              У охраны монстыря я поинтересовался присутствует ли батюшка Иона в своей келье и ведёт ли приём.
            - Да!
              Батюшка находится в своей келье, но никого не принимает.
              Присмотревшись ко мне повнимательнее, меня переспросили:
            - У Вас что-то случилось?!
              Я объяснил, что лично знаком с Батюшкой и что мы вместе плавали, когда наш теплоход выполнял паломнические рейсы,
              И что у меня, именно сейчас, так сложились жизненные обстоятельства, что необходима его помощь и, действительно есть срочная, весьма и весьма срочная судьбоносная  просьба - "треба", в разрешении которой сможет помочь тоько лично он...
            - В таком случае, Вам следует подойти к келье отца Ионы.
              Там дежурят семинаристы.               
              Вы постарайтесь объяснить  им свою проблему и если они сочтут её заслуживающей внимания  Батюшки, возможно Вам пойдут навстречу, "войдут" в Вашу ситуацию и помогут переговорить с ним...
              У входа в келью меня остановили двое молоденьких ребят.               
              Я ещё раз повторил свой рассказ и постарался максимально доходчиво объяснить,почему я прошу их оказать мне всемерное содействие...
            - Давайте сделаем так - напишите на листочке бумаги свою просьбу.
              Мы вашу просьбу в таком виде передадим Батюшке,
              А он, уже сам решит, что и как дальше.
              Бумаги и ручки под рукой не было.
              Пришлось искать всё необходимое по всей территории монастыря.
              Успешно справившись с таким сложным заданием, я вернулся к келье.
              Когда я протянул написанное, семинаристы охнули:
            - Да, Вы что?! 
              У Батюшки и  времени не будет прочитать Ваш роман! 
              Да это же объём романа "Война и мир".
              У Батюшки нет времени читать романы!
              Вы можете изложить свою просьбу в двух словах?!
            - Могу!
              Мне нужно, мне просто необходимо уйти в морской рейс!
              Возможно, это будет самый последний рейс в моей жизни!
            - Напишите ещё раз то, что Вы, только что, нам рассказали.
              Я покорно выполнил и это задание и написал:
            - Батюшка Иона!
              Моряк Георгий, если помните!
              Мы с Вами плавали около двадцати лет назад с паломниками.
              Помогите уйти в рейс!!!
              Очень прошу Вас!
              По причине преклонного уже возраста - в рейс, а он дальний и продолжительный - не берут...
              Принимая  записанную просьбу в таком укороченном, кастрированном  варианте, семинарист, взглянув участливо на меня снова, произнёс:
            - Хорошо! Давайте уж и Ваш роман на четырёх страницах формата А-4!!!   
              Может и пригодится!...
              Прошло несколько, невыносимо томительных минут.
              Я ощутил, что  превратился в комок натянутых обнажённых нервов.
            - Батюшка Иона помнит Вас!
              Он сейчас бегло просмотрел Вашу просьбу, а позже прочтёт всё, что Вы ему написали.
              Завтра он в шесть часов вечера будет присутствовать на службе.
              А в пять выйдет из кельи и Вы сможете переговорить с ним.
              На следующий день, уже в три часа я был в монастыре.
              Приехал же так рано, потому что живу достаточно далеко от монастыря.
              С работой транспорта в Одессе постоянные проблемы и, чтобы не рисковать, на всякий случай, решил приехать, имея определённый запас времени.
              Не смотря на то, что я приехал достаточно рано, я с огромным удивлением, увидел что на скамейках расставленных перед кельей, уже собралось несколько десятков, а то и сотен паломников - просителей!
            - Как же они все узнали о том, что Батюшка, именно сегодня, выйдет на вечернюю службу?!, - я задал сам себе без ответный вопрос.
             Ровно в пять часов из кельи, в окружении нескольких семинаристов, вышел отец Иона.
             Он тяжело опирался на свой знаменитый, инкрустированный Святыми образами, искусно изготовленный посох, подаренный ему афонскими монахами.
             Об этом необыкновенном посохе, я узнал от самого батюшки, когда мы ещё вместе плавали на "Ольвии".
             Все ожидавшие с нетерпением этог момент выхода отца Ионы из кельи, стремительно бросились ему навстречу и мгновенно окружили его!
             Я понял, что замешкался и пропустил удобный момент и что, уже сейчас, "пробиться" на аудиенцию, вряд ли получиться!
             Поздно!
             Слишком поздно!               
             Напротив монашеской кельи возводился новый огромный храм.
             Вокруг него лежало много строительных досок и брёвен.               
             Взобравшись на них, я, как с трибуны, завопил:                -   
             Батюшка Иона!
             Моряк Георгий здесь!               
             Батюшка подняв голову и увидев меня произнёс:
           - Прошу всех расступиться и пропустить Георгия!
             Не очень охотно, но народ, повинуясь просьбе, раздвинулся, образовав узкий проход, по которому я и подошёл к нему.
           - Георгий!
             Я прекрасно помню тебя!
             Вчера я прочитал все твои записи, адресованные мне!
             Все!               
             В своей вечерней молитве я обратился ко Господу БОГУ и помолился за тебя!
             И, ПО ВЕРЕ ТВОЕЙ - ДА БУДЕТ ТЕБЕ!               
             Тут мне пришлось тяжело вздохнуть.
           - Батюшка!
             Вы же знаете мою пятидесяти процентную Веру?!...               
             По рядам  услышавших мои горестные слова и окруживших нас плотным кольцом паломников - просителей, "прошелестел" неодобрительный ропот...
           - Георгий!
             Ну, в таком случае объясни мне - ты просишь о помощи у ТОГО, в КОТОРОГО веришь на пятьдесят процентов и надеешься, что ОН тебе поможет!               
             Но ведь это нонсенс!!!
             Я ещё раз повторю тебе - ты обратился ко мне с просьбой-требой помолиться ко ГОСПОДУ о твоей проблеме?!
             Я выполнил твою просьбу!
             Помолился и помянул твоё имя!
             Помолился и попросил!
             Но "заставить" ВСЕВЫШНЕГО" выполнить твою просьбу... я НЕ МОГУ!!!...               
             И ещё раз повторю тебе - "ПО ВЕРЕ ТВОЕЙ - ДА БУДЕТ ТЕБЕ"!!!
             И ответь мне - на что ты рассчитывал, обращаясь ко мне?!...
           - Батюшка!
             Признаюсь, понимая слабость своей ВЕРЫ, я, как и все мы славяне в такой ситуации, понадеялся на ЧУДО!
             Хотя, прекрасно понимаю, с чудесами - сложно!...
             Это, нечто из области, скатертей-самобранок, ковров-самолётов, сапог /валенок/-скороходов...               
             И ещё:
           - Батюшка!
             Вы же  мне всегда говорили, что Бог - это любовь!
             Что сердце Бога, всегда распахнуто навстречу людям!
             Что Бог любит своих чад!
             Ну и что, если какая-то заблудшая овца или баран отбились от общего стада на пятьдесят процентов!               
             Бог - это Альфа и Омега всего, что только можно себе представить и того что, пока, представить себе человек физически не в состоянии!
             Бог - это начало и конец всего сущего и не сущего!
             Бог - это СВЕРХ СУЩНОСТЬ!
             Бог - это - ВСЁ!!!...
             АБСОЛЮТНО - ВСЁ!!!...
             Батюшка!
             Ведь моя просьба - это такой пустяк, такая мизерная просьба для ЕГО ВСЕМОГУЩЕСТВА?!...               
             Так что, ЕМУ именно в моей, такой вот сложившейся тяжёлой ситуации, надо проявлять непримиримую принципиальность?!
             Да и вряд ли это, тот самый случай, когда необходима жёсткая демонстрация непримиримой непримиримости по известному правилу - "свой - чужой".
             Что, собственно говоря, я прошу?!
             A прошу я помочь мне самому заработать на хлеб насущий!
             Мне, ну просто необходимо уйти в этот рейс! 
             А так, как я моряк, то я и прошу помочь получить работу на морском пароходе!               
             Я же не прошу, чтобы мне, просто так с неба, упал на голову мешок, до отказа набитый долларами!
             (В Одессе, чтобы очень подчеркнуть свою интеллигентность, слово "доллары" произносят с особым ударением на букве "а". Прим.С.Ю.)
             Я хочу заработать так необходимые мне деньги своим собственным трудом, своими руками и своей головой!
             Заработать хоть какую-то, более-менее приемлемую сумму, чтобы я смог прокормить свою семью!...
             Я же не прошу каких-то свверх естественных чудес...             
             Ну, что ВСЕВЫШНЕМУ стоит сотворить такое мизерное Чудо, смоделировать ситуацию так, чтобы осуществилась моя нижайшая просьба к НЕМУ!...
           - Георгий!
             ЧУДЕСА бывают!
             Уверяю тебя - бывают!
             Но, чтобы ЧУДО произошло, чтобы эти Чудеса свершились - ох, как надо много, и потрудиться, и молиться!...            
           - Батюшка!
             Я уже и сам понимаю, что злоупотребляю Вашим терпением и терпением всех присутствующих, поэтому прошу на... на прощание...
             Ещё одна, на этот раз, действительно, одна и самая - самая последняя просьба!               
             Я вижу у Вас нет с собой Вашего традиционного деревянного сандалового креста, с которым Вы так виртуозно  проводили  сеансы экзорцизма.
             Не могли бы Вы, в таком случае, вместо креста поработать своим посохом и выполнить хорошо известный Вам обряд?!
             Может быть в меня вселились бесы!
             И именно от этого все мои текущие и насущие проблемы?!               
           - Георгий!
             В таком случае, становись на колени...               
             Присутствующие замерли в оцепенении...
             Когда я нагнул голову, подставляя её под батюшкин посох, из воротника рубашки выскользнула серебренная цепочка с крестиком.
           - Мой подарок?!,- спросил отец Иона.
             Я ответил утвердительно.
           - Уже хорошо!
             Батюшка, начал усердно, я, думаю, даже чересчур усердно и с определённым удовольствием... процесс...
             Ничего особенного, однако, не произошло - я не корчился, никто и ничто из меня не орало не моим голосом, не материлось и не выпрыгивало...
             Когда я встал с колен, он произнёс:
           - Георгий!
             Надеюсь, ты знаешь путь, по которому я иду в храм на вечернюю службу.
             Я обязательно, каждый раз подхожу к мозаичной иконе Афонской Божией Матери, находящейся на тыльной стороне алтарной части храма.
             Иди туда и стань так, чтобы быть боком ко мне, когда я буду молиться!               
             Попробуем!
             Только иди прямо сейчас, чуть позже, ты ко мне подойти уже не сможешь!               
             Направляясь к указанному месту, я услышал за своей спиной:
           - Батюшка Иона!
           - И меня, как Георгия...               
           - И меня... И меня...И меня...
             Через некоторое время, на означенное место, подошёл Батюшка.
             Семинаристы окружили место святой молитвы.
             Внутрь символичного круга уже пройти и войти никто не смог бы...               
             Меня же, стоящего внутри, никто не тронул и не выгнал...
             Я стоял точно, как мне было велено - боком к молящемуся Батюшке Ионе..
             Он молился, изредка поглядывая на меня...
             На правое крыльцо церкви, на котором находилось  множество  священников и монахов и которые внимательно смотрели на нас, вышел Владыка Одесский и Измаильский - Агафангел.
           - Батюшка Иона!
             Начинаем службу!
             Поторопитесь!               
             Отец Иона, повернувшись ко мне и внимательно взглянув мне в глаза, трижды перекрестил меня.
             Поднимаясь на крыльцо, он немного задержался и обернувшись, ещё три раза перекрестил меня...
         
         ...УЙТИ ВСЁ ЖЕ, В ТОТ МОЙ САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ЗЛОПОЛУЧНЫЙ РЕЙС, В КОТОРЫЙ Я ТАК СТРЕМИЛСЯ - МНЕ ТАК И НЕ УДАЛОСЬ...
            СБЫЛСЯ ЧЁТКО СПРОГНОЗИРОВАННЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - ОН ДЛЯ МЕНЯ БЫЛ - РЕЗКО ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ...
         ...Мне, моё обращение к Батюшке Ионе - не помогло!...
            Был так же, дополнительно совершён молебен, по совету знающих и понимающих людей...
            Но... но чуда для меня... не произошло...
            Ну, так я сам виноват в этом!!!
            Я был уже... слишком стар, чтобы... отработать ещё два моих самых
 - самых последних кругосветных рейсов... 
            Я бы... просто... "НЕ ВЫТЯНУЛ ИХ"!!!...

            НИКОГДА БОЛЕЕ ЖИВЫМ УВИДЕТЬ ОТЦА ИОНУ, МНЕ НЕ ДОВЕЛОСЬ...
         ...И ПОПРОЩАТЬСЯ С НИМ, "ПО - ЧЕЛОВЕЧЕСКИ", ТОЖЕ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ...
            ЭТО БЫЛА МОЯ САМАЯ ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА С ЭТИМ, ВОИСТИНУ, ПОТРЯСАЮЩЕ УДИВИТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!!!...
            

           22 декабря 2012 года. Около двенадцати часов дня.
           Моя знакомая, Ольга, позвонила мне и сообщила:
         - Юра!
           Знаешь ли ты, что Батюшка Иона представился 18 декабря и что сегодня состоится погребение?!...
           Сказать, что прозвучавшие слова, просто ошеломили меня, непередаваемой горечью случившегося, это значит ничего не сказать!            Быстро собравшись, я отправился в монастырь...
           Декабрь в тот год выдался необычайно снежным и холодным!
           И снег выпал тоже необычайно рано.
           До шестнадцатой станции Большого фонтана я добрался
достаточно быстро.
           Но чтобы доехать до монастыря, мне надо было пересесть ещё на один трамвай.
          Время стремительно утекало, а трамвая всё не было.
          Пришлось идти пешком через снежные заносы и огромные сугробы, а это, примерно три километра.         
          Ещё не добравшись, а только лишь на подходе к Свято-Успенскому монастырю, я увидел скопление огромного количества больших и маленьких автобусов и легковых машин.
          Все прилегающие дороги, улицы, переулки были запружены автотранспортом с номерами Белоруссии, России, Молдовы, Румынии и Болгарии!!!         
          Было совершенно непонятно, как достаточно большая территория монастыря смогла вместить такое огромное количество пришедших и приехавших...
       ...Сейчас... здесь...
       ...Здесь было море, огромное количество  людей, которые находились сейчас здесь по зову сердца и прибыли сюда... отдать дань светлой памяти отцу Ионе!!!...               
            
             СТАЛО ПРЕДЕЛЬНО ЯСНО - Я ОПОЗДАЛ!!!
                ВСЁ БЫЛО ЗАКОНЧЕНО!!!               
                МНЕ НЕ УДАЛОСЬ ВЫПОЛНИТЬ
                СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ
                ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДОЛГ!!!
                МНЕ НЕ УДАЛОСЬ,
                МНЕ НЕ СУЖДЕНО БЫЛО,
                СТОЯ У ГРОБА,
                ПОПРОЩАТЬСЯ С ЭТИМ,
                ВОИСТИНУ УДИВИТЕЛЬНЫМ,
                ЧЕЛОВЕКОМ,
                ДУША КОТОРОГО ПОСТОЯННО
              БЫЛА ГОСТЕПРИИМНО РАСПАХНУТА
                ДЛЯ ВСЕХ СТРАЖДУЩИХ...

           ...МЫСЛЕННО Я ОБРАТИЛСЯ К БАТЮШКЕ:
                БАТЮШКА ИОНА!!!
                - МОРЯК ГЕОРГИЙ ЗДЕСЬ!
                Я ОПОЗДАЛ, НО Я ПРИШЁЛ!               
                Я - ЗДЕСЬ!!! Я РЯДОМ!!!
             Я ВЕРЮ, ЧТО ВЫ МЕНЯ СЛЫШИТЕ,
    КАК И СЛЫШИТЕ СЛОВА ГЛУБОКОЙ БЛАГОДАРНОСТИ,         
            СЛОВА ИДУЩИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЕЦ,
 ВСЕХ ПРИШЕДШИХ ПРОВОДИТЬ ВАС В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ!!!!...
               
                Светлый, широкий и бездонный духовный мир Батюшки,
           как морской маяк, неистощимо помогал многим
           и многим обратившимся к нему, выбраться из самых
           сложных и тяжёлых возникших жизненных ситуаций,
           давал надежду, давал реальную помощь,
           давал возможность получить мудрый,
           действенный совет на разрешение,
           казалось бы,абсолютно не разрешимых проблем...
          
                Последние годы, будучи сам, тяжело, неизлечимо          
           больным человеком, Батюшка Иона чудом...исцелял других...

         
                Думается, что здесь уместно привести:
             строчки вариации - экспромта на тему
              замечательного стихотворения
                Николая Заболоцкого:
               
                ...И ЕСЛИ ЭТО ТАК,
                ВСЁ СКАЗАННОЕ ВЫШЕ,
                ТО ЧТО ЕСТЬ,
                "ДУХОВНАЯ" КРАСОТА?!
                И ПОЧЕМУ ЕЁ
                ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?!
                СОСУД ОНА,
                В КОТОРОМ ПУСТОТА,
                ИЛИ ОГОНЬ,               
                ПЫЛАЮЩИЙ В СОСУДЕ!!!...