Чёрная магия винила

Валерий Пикунов
«Ты видишь, иголка бежит по пластинке,
Как маленький гном по весёлой тропинке?
Давай-ка и мы потихоньку из дома
Уйдём, не прощаясь, за дудочкой гнома».
(муз. сказка-загадка «Зима в королевстве загадок», 1971 г.)


1. Введение и пять свидетельств существования иного  мира.

Первый ваш вопрос будет таким: «Грампластинки знаем, а при чём тут магия?»
Помню, на первой же лекции по колдовству профессор сразу поднял вопрос, что же такое магия, и обратил внимание на фразу из словаря Брокгауза и Эфрона: «явления, идущие в разрез с современными представлениями о законах и силах природы... которые для обыкновенных людей имеют характер чуда». Другими словами, если явление находит научное объяснение, оно переходит из раздела магии в раздел науки, и часто наука находила такие объяснения. Но аудиотехника стала той отраслью, где конструкторы столкнулись с аномальными явлениями, необъяснимыми с точки зрения науки и философии материализма. Так утверждал Анатолий Маркович Лихницкий, а он, будучи во времена СССР начальником сектора Усилителей низкой частоты и электрофонов во ВНИИРПА им. А.С.Попова, знал, о чём говорит. В своей статье «Размышления об окраске звучания» А.М. Лихницкий находит лишь одно объяснение этим явлениям: существование некоего тонкого параллельного мира со своими законами, и приводит пять свидетельств существования этого мира:
Свидетельство 1. Опыты прослушивания показали, что чем точнее усилитель воспроизводит сигнал, тем хуже он звучит. Также обнаружилось, что люди различали окраску звука в то время, когда достаточно точные приборы показывали полную идентичность сигналов. Вывод: мы слышим то, чего в физическом сигнале нет.
Свидетельство 2. Человек, как и любое живое существо, отличается наличием желаний, переживаний и способен воспринимать тонкую реальность.
Свидетельство 3. Отсутствие связи между звуковой окраской, вносимой проводником или электроэлементом, и его долевым участием в звуковоспроизведении. Причём вносящая окраску тонкая энергия беспрепятственно проникает сквозь фильтры и преобразователи.
Свидетельство 4. Окраска звучания доносит до нас энергетику творца  элемента. Когда конструкторы поняли, что новые усилители звучат хуже, они хотели вернуться к конструктциям 30-40-х годов, но повторить звучание старой аудиотехники при копировании её конструкции не удалось. Каждый элемент вносит свою окраску, и аудиотехники без окраски не существует, поэтому задачей является добиться гармоничного баланса элементов, чтобы достичь компромисса между вносимой окраской и эстетической ценностью звучания.
Свидетельство 5 (главное свидетельство). В чисто материальном мире эстетических ценностей быть не может.
Таким образом, аудиотехника можно сказать, что имеет непосредственное отношение к магии.


2. Почему винил?

Дальше вы конечно спросите: «А почему эта магия чёрная?» В ответе на этот вопрос мне бы хотелось вспомнить древнеиндийский трактат «Бхагавадгита», глава «Йога разделения тройной веры». Там чёрно-бело-красное описывается лучше, чем обращение к ангелам или к дьяволу, предложенное в средневековой традиции разделения белой и чёрной магии.
Итак, читаем:
Чистые поклоняются Богам; страстные – гномам (силы богатства)  и великанам (гордыня и самость); остальные, темный люд (младенческие души), поклоняются призракам (умерших людей) и сонму духов природы.
А теперь читаем вышеуказанную статью А.М. Лихницкого:
«Когда я слушаю дореволюционные пластинки на граммофоне, у меня возникает ощущение, что призраки давно умерших музыкантов посещают меня, и, несмотря на несовершенство звукозаписывающей техники, их голоса кажутся мне абсолютно реальными…»
И такого рода спиритические сеансы не раз описывались владельцами высококачественных виниловых проигрывателей и высококачественного оборудования. Возникает ощущение явного присутствия группы, будто они пришли на репетицию, поиграли, и ушли когда запись на пластинке  закончилась. Современные звукорежиссёры говорят, что цифра может звучать хорошо, и выбор способа записи никак не связан с эмоциональными ощущениями слушателя, это просто вопрос коммерции и маркетинга.
Однако владельцы проигрывателей и катушечных магнитофонов утверждают, что никакие цифровые файлы никаких форматов не способны звучать так, как звучит хороший аналоговый сигнал, и цифровая форма – это просто ознакомиться с материалом, а слушать – только аналоговая форма.
А устройств воспроизведения аналогового сигнала всего два: магнитофон и проигрыватель грампластинок. 
В социальных сетях однажды задали вопрос: «За что вы любите винил?». Ответы любителей грампластинок были достаточно разнообразны, многим важен сам ритуал прослушивания: красочный конверт с воспоминаниями, когда и как он куплен, установка грампластинки на проигрыватель, протирка её от пыли специальной тряпочкой, и вот медленно опускается игла и появляется ностальгическое шипение и потрескивание, напоминающее тепло костра, и можно часами наблюдать за движением иглы и слушать божественный мягкий и нежный звук…
Среди множества ответов мне понравился такой:   

- Не хотелось бы кого-либо задеть и обидеть, но лично для меня винил - это вовсе не громадный конверт или тем более треск. Винил - это в первую очередь самый естественный среди существующих бытовых физических носителей ЗВУК.
Ностальгическая составляющая - это прослушиваемый материал: по моему убеждению, ту музыку, на которой я вырос - конец 60-х, все 70-е - очень неудачно издавали и продолжают издавать на цифровых носителях (в отличие от современных релизов, которые вполне можно слушать и на компактах). Послушайте концерт Led Zeppelin - The song remains the same на 180-граммовом виниле, произведённом на американском заводе RTI, и сравните с каким угодно хорошо отремастированным CD - и всё станет понятно без слов.
Винил помогает мне сохранять то единственное, что сопровождает меня всю мою сознательную жизнь - любовь к музыке. Компакт же диск пару лет назад чуть было не поставил в этой истории точку.

Вот оно! Конец 60-х и 70-е. Но прежде чем перейти к особенности музыки тех лет мне бы хотелось напомнить технологии производства записей тех лет.
Сначала запись проводилась на многодорожечный студийный магнитофон со скоростью 38 см/с., а уже потом с этой мастер-ленты нарезался диск из специальной смолы, с которого потом получали металлический диск и матрицу-первообраз. Т.е. первоисточником была магнитная лента. Магнитофон имеет большие возможности, но не кассетный, а катушечный, со скоростью 19 см/с и с хорошей плёнкой, но магнитная лента со временем портит свои характеристики, нарезанная пластика более надёжна, не случайно ведь в 1977 году для ознакомления инопланетян с жизнью на Земле в дальний космос были отправлены именно грампластинки вместе с иглами, устройством воспроизведения и инструкцией.
Вернувшись к теме музыки 60-70 годов можно с уверенностью сказать, что грампластинки тех лет наиболее достоверно доносят нам ту музыкальную информацию. Переиздания уже не то, ведь количество качественных копий с одной матрицы ограничено, а магнитная лента с годами становится хуже. Ну а насчёт треска и шипения можно сказать, что качество записи музыки заключается в её способности передать музыкальный образ, а не в отсутствии шума, динамическом диапазоне и искажениях. Так произошло в 80-е годы, когда цифровая подготовка записи и новая технология DMM (непосредственная запись на металлический диск) улучшили технические характеристики но испортили ощущения слушателей. 
Вернёмся к музыке конца 60-х и 70-х, что же в ней такого особенного?

3. Бессмертные.

В списе бессмертных величайших исполнителей всех времён по версии журнала Rolling Stone на первом месте – группа The Beatles. За ней следуют Боб Дилан, Элвис Престли, The Rolling Stones… В списке 500 лучших песен всех времён на первых местах мы увидим всё те же лица. Интересно то, что пик  их творчества был полвека назад, в 60-е годы, и это очень интересный момент, если рассмотреть его с точки зрения астрологии.


Прежде, чем говорить о музыке 70-х, надо упомянуть предыдущий период, начавшийся ещё в 1958 году. Отвечающий за психические ритмы людей Нептун в это время (1958-1970) находился в Скорпионе, что создавало сильные эмоциональные вибрации и побудило людей на основе собственного опыта докопаться до сути многовековых культурных ценностей и оживить веру и духовность. Отвечающий за социальные процессы Плутон в это время находился в Деве, и, создавая стремление к эрудиции, способствовал вышеуказаному процессу. 
Русские песни 60-х и сейчас поют на застольях наравне с народными песнями, а многие рок-группы в 60-е годы обращались к темам фольклора и классики. Интерес к индийской трансцендентной музыке подтолкнул в 1968 году группу «The beatles» совершить поездку в Индию и пройти курс трансцендентальной медитации. Кстати, «The beatles» считается ключевой фигурой в жанре психоделического рока, от которого берут своё начало появившиеся в конце 60-х жанры хард-рок и глэм-рок. Ключевой фигурой в хард-роке можно считать группу Led Zeppelin, идейный вдохновитель этой группы Джимми Пейдж серьёзно увлекался оккультизмом и даже купил магазин оккультной литературы и особняк, принадлежавший ранее известному чёрному магу. Для исследования гипнотического воздействия рока и его связи с арабской культурой Led Zeppelin совершили поездку в Марокко. Наиболее ярким представителем глэм-рока я бы назвал группу Slade. Глэм-рок – это от сленгового сокращения слова гламур, которое означало то же что гримуар – книгу колдовских заклятий. Гламур – это чары, и у группы Slade прекрасно получалось «держать зрителя» на концертах, хотя по сегодняшним меркам одевались и вели себя они вполне адекватно.   
Популяризация идей, добытых в 60-е, стала задачей следующего периода  (1970-1984 г, Нептун в Стрельце). В это время (с 1971 по 1982 г) Плутон находился в Весах и обеспечивал состояние социального равновесия. 70-е годы известны как «время застоя».
Однако задающий социальные идеи Уран, находясь в период с 1968 по 1974 г. в Весах, развивал в обществе новое понимание прав и законов, 1968 год был годом прав человека, и именно 1968 год был годом революций, происходящих одновременно во многих странах, с требованием ликвидации любых форм социального неравенства. С этого момента началась культурная революция, в результате которой уже к 1975 г., когда Уран вошёл в Скорпион и развитие новых взглядов сменилось на стремление разрушить старое, стало заметным разрушение «высокого искусства» с одновременным увеличением влияния на сознание народа различных шоу. Например, если в советских песнях 60-х чаще всего были 4-5 неповторяющихся куплетов без повторяющихся припевов, то в 70-е песни часто стали содержать 2-3 куплета, разделённые повторяющимися припевами, а после 70-х смысл текста становился всё более примитивным. 
Но период (с 1968 до 1975 г.) оставил наибольшое музыкальное наследие в области поп и рок-музыки, многие и сейчас музыку тех лет считают лучшей.


4. Артефакты для ритуала.

Как известно, смерть Кащея на конце иглы, игла в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на цепях прикован к дубу. Тут то же самое: звук с винила на конце иглы, игла в картридже, картридж в тонарме, тонарм на приводе, привод в корпусе… Кстати, подвешивание к прочной стене считается лучшей инсталяцией проигрывателя – вибрации не мешают произведению.

1/ Игла. На конце иглы обычно находится искуственный или натуральный алмаз, он может служить 1000 часов и более. Для сравнения, сапфировые иглы служат около 200 часов, а корундовые – около 50 часов, потому и алмаз. Алмаз в игле очень маленький, но не так ценен алмаз, как его обработка. Технология изготовления игл настолько сложна, что во всём  мире лишь несколько фирм способны их изготовить. Самая простая форма – сфера (обычно диаметром 15 микрометров), её легче всего отщлифовать, но она далека от формы резца, нарезавшего дорожки и не может достаточно хорошо повторить его путь, это проявится в искажениях и отсутствии или смазанности высоких частот. Существует множество других форм заточки, они сложны и при их производстве чаще происходят дефекты. От формы и качества шлифовки зависят и искажения, которые возникают при съёме звука с винила. Для примера, на хорошей пластинке с иглой среднего качества при большой громкости это искажения доходят до 6% для сферической иглы, до 4% для элиптической, и до 2,5% для гиперэллиптической.
1. Картридж (головка звукоснимателя). Самые распространённые виды – это ММ (магнит движется в катушке) и МС (катушка движется в магните). Есть сложности сделать очень маленький мощный магнит, поэтому в ММ картриджах игла с закреплённым магнитом имеет большую инерционность, и кроме того, создаёт искажения от остаточной намагничености. В МС картриджах миниатюрная катушка на игле очень лёгкая и расположена близко к оси иглы, что позволяет вынести механический резонанс далеко за пределы звукового диапазона. Кроме того, катушка МС-картриджа имеет небольшое сопротивление и индуктивность и не требовательна к параметрам кабеля. По искажениям: бюджетный MC картридж вносит искажения около 0,7%, MM – чуть больше. Преимущество ММ картриджа – это сменная игла, в МС картридже при износе иглы надо менять весь картридж.
2. Тонарм. Задача тонарма – обеспечить нужное давление и угол захода иглы в любом месте записи на пластинке. Для обеспечения стабильного угла захода иглы картридж в тонарме располагают под углом (иногда для этого изгибают тонарм), при этом возникает скатывающая сила, которую компенсируют антискейтингом (пружина или грузик). В связи с тем, что идеально выставить угол захода иглы в любой точке невозможно, тонарм на некоторых участках вносит искажения до 1%. Впрочем, есть ещё такая штука как тангенциальный тонарм, но у него свои недостатки – высокие искажения при проигрывании покоробленных пластинок.
3. Привод. Задача привода – обеспечить стабильную скорость вращения. Причём быстрые изменения скорости более заметно, чем медленные, поэтому диск привода делают тяжёлым (от 1 килограмма), из немагнитного материала. Для точного выставления частоты вращения применяют стробоскоп. Чаще всего привеняют ременную передачу, потому что фрикционная (с резиновыми роликами) не в состоянии обеспечить требуемую нестабильность частоты (детонация не более 0,15%), а прямой привод (когда диск расположен непосредственно на валу двигателя) – это дорого, и он очень требователен к малейшим вибрациям двигателя.
4. Ну и напоследок – фонокорректор. Уровень сигнала с картриджа зависит от скорости движения иглы, а она зависит от частоты воспроизводимого сигнала. Поэтому кроме функции усиления фонокорректор выполняет частотную коррекцию. Есть 3 основных вида фонокорректоров: на микросхемах (операционных усилителях), транзисторный и ламповый. По отзывам наиболее точно работает фонокорректор на микросхемах, лучше всего работает транзисторный, а интереснее всего ламповый. Есть мнение, что для рока ламповый фонокорректор слишком мягок, но для вокала, джаза, классики и даже электронной музыки он вне конкуренции.

Существует мнение, что всё оборудование для винила разработано в годы его расцвета, и лучше всего звучат топовые модели тех лет. Современное оборудование звучит качественно, ровно, но «без искры жизни», и это свойство всей современной техники, развивающейся под управлением маркетинга.

5. Практика – высший критерий истинности.

Теория теорией, а на практике проверять надо. У меня нет топовых моделей, использовал то что есть, а именно считающийся одним из худших проигрыватель «Вега-122С»:  МI картридж (это почти то же самое, что ММ, только вместо магнита железо), игла со сферической заточкой. тонарм с антискейтингом, ременной привод с детонацией 0,13%, а также самодельные ламповые фонокорректор и усилитель, ну и самодельные акустические системы. Набор далёкий от совершенства, но надо быть довольным тем, что есть. 
Проводилось прослушивание и сравнение с цифровыми записями из интернета пластинок выпуска до 1980 года: Анна Герман, Карел Готт, Робертино Лоретти, Slade. Наиболее подходящий термин ощущений – это участие в процессе,  ощущение себя частью происходящего. Несмотря на шум, треск, искажения… При погружении в музыку все шумы и трески выпадают из музыкального образа и не принимаются во внимание. Аналогичная цифровая запись звучит чисто, красиво, но такого эффекта участия в процессе нет.

Используемая литература:
1. Лихницкий А.М. , Размышления об окраске звучания.
2. Семира и В.Веташ, Искусство астрологии
3. Бхагавад-гита
4. Информация с сайта https://ru.wikipedia.org/
5. Информация из различных интернет-форумов и социальных сетей.