Ч. 10 Польза изучения иностранных языков

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/08/05/1057

(Сборник "Капитанские судьбы II")

Несколько хороших дней сменились непогодой. Дождь лил, не переставая. Исследователи на берегу постоянно находились в мокрой одежде. У костра обсушиться можно было только временно, да и то не всегда удавалось его разжечь под проливным дождём.

Когда же переходили на маленькой шлюпке вдоль побережья, то  в ней уже невозможно было укрыться от холодных струй дождя. Все тряслись от холода, только гребцы за вёслами чувствовали себя немного лучше, «греясь» тяжёлой работой и набивая на ладонях кровяные мозоли от гребли мокрыми руками.

Капитан Фицрой работал на берегу вместе со своими подчинёнными и разделял с ними все невзгоды. Для себя он сделал вывод, что доверять аборигенам нельзя, следует опасаться их большого числа, возможно, они не ограничатся в следующий раз только имуществом. Без вельбота работа по описи пролива стала намного тяжелее.   

Расхожее  суждение, что англичане высокомерно не учат чужие языки, мол, весь мир говорит на английском языке, - ошибочное.  В отчёте Фицроя как раз идёт речь о том, что без знания языка индейцев, а так же без их помощи, составить правильное описание территории крайне проблематично.

Изучая язык индейцев, он отметил, что при относительно небольшом количестве слов каждое из них имеет несколько значений. Кстати, подобное же наблюдается и в английском языке, я имею в виду многозначность слов.

Не бывает, худо без добра. Во время поисков вельбота Фицрой нашёл хорошую бухту у островов Гилберта, и решил из неё продолжить исследования. С вельботом он в душе уже простился. Но его всё время угнетало, что из-за отсутствия бдительности подчинённых план исследования срывается по срокам.

Командир «Бигля» пришёл к выводу, что единственный выход из положения - постройка новой шлюпки. Фицрой знал, что судовой плотник, Джон Мэй, был   в своём деле академиком. Капитан не считал для себя зазорным советоваться со специалистом, пусть и простым плотником.

Они вдвоём обсудили, какие материалы, припасённые на случай повреждения барка, можно использовать для строительства шлюпки, и решили, что их хватит.

Элемент риска присутствовал, но капитан и без того отвечает за всё, а на море на все случаи жизни инструкцией не прикроешься. Что бы ни произошло, командир всё равно будет в ответе.

Всех, кто мог владеть плотницкими инструментами, капитан отправил помогать плотнику, а остальных, не занятых на корабле, он разделил на две группы. Одну возглавил сам, другую поручил штурману, работы по описи пролива продолжились.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/08/12/1003