Надо бы

Роман Макаров Км
Мы сидели и курили, начинался новый день (С) Сплин

Дым, извиваясь стальной змеей, изящно уплывал куда -то вверх, растворяясь на фоне потускневшего от времени, потрескавшегося и пожелтевшего потолка кухни. Сквозь стекла окон, закованные в рассохшиеся рамы, величественный шар летнего солнца плавно восходил по безоблачному небосводу над плоскими крышами типового микрорайона. Свежий воздух, попавший в помещение через форточку на скрипучих петлях, причудливо смешивался с запахом дешевых сигарет.
Среди типовой мебели и разной утвари, двое сидели за столом, напротив друг друга. Худой, с немытыми патлами и неглубокими морщинами задумчиво смотрел тусклыми голубыми глазами на своего собеседника. Собеседник же, приземистый, широкий в плечах, с округлым лицом и стрижкой "под бобрика", усталым взглядом изучал остатки вечернего "натюрморта". Две пустые бутылки водки и пару тарелок, с кусками сельди, картошки, лука и прочей зелени.
-А я вот твой эгоизм всё равно не поддерживаю!
Выпалил, вдруг вырвавшись из раздумий, мужчина с короткой стрижкой. Длинноволосый лишь устало поморщился, раздосадованный ни то проблемами взаимопонимания с товарищем, ни то грубо разорванной утренней тишиной.
-Ну хорошо, давай еще раз. В чем тут эгоизм?
Размеренно, устало и спокойно ответил худой, словно лектор, дублирующий элементарный материал непонятливому ученику.
-Ну, как в чем... Что это такое,живи как хочется. Это же ведь неправильно. Надо жить...
Начал было свою речь полный, но худой прервал его.
-Кому надо?
Приземистый в очередной раз растерялся и нахмурил жидкие брови. Худой лишь усмехнулся, приподняв края тонких губ.
-Ну вот скажи мне, чего ты в этой жизни хочешь?
С улыбкой на губах спросил худой. Полный лишь пожал плечами, постепенно расслабляя фантазию и пускаясь в грезы.
-Дом свой хочу. В два этажа, деревянный такой...
Мечтательно произнес он. Худой широко улыбнулся, утвердительно кивая.
-А живешь ты где?
Мужчина с короткой стрижкой снова нахмурился и горестно затушил остаток сигареты в импровизированной пепельнице, сделанной из жестяной банки с надписью "Кофе".
-А живу я в такой же "типушке" как у тебя.
-А зачем?
Спросил худой. Полный, внезапно окрыленный тем, что диалог вернулся в то русло, в котором у него есть ответы на вопросы, выпалил.
-Так на работу же надо ездить, а из пригорода по пробкам долго добираться.
-А живи ты в доме, в котором хочешь, чем бы ты стал на жизнь зарабатывать?
Полный снова напрягся, начиная злиться на товарища, который был пытлив, со своими вопросами, как маленький ребенок. Но фантазия снова дала оборот, унося из враждебных реалий в сладкий мир желаний.
-Мебель бы стал из дерева резать. Люблю с деревом работать, запах приятный стоит.
Сказал мужчина с короткой стрижкой. Длинноволосый лишь кивнул головой.
-А сейчас ты кем работаешь?
-Замерщиком оконных и дверных проемов.
-Ну и как, нравится?
Полный раздосадованно хлопнул ладонью по столу.
-Да какое там, будь оно проклято, нравится! Ношусь по городу, зашиваюсь на работе только так. Башка к вечеру каменная! А зарплата курам на смех! Прокормить себя и то не хватает.
-Так а зачем ты на всё это время тратишь?
Полный всё больше закипал.
-Слушай, ты как с луны, ей богу! Вот что ты как дитё малое, зачем да зачем! Как будто ты сам не понимаешь что к чему!
Худой лишь пожал плечами.
-Не понимаю. Правда, не понимаю. Ты мне вот что скажи, у тебя ведь в голове есть мысли, как жить бы хотелось. Ты к этому идеалу стремишься?
Полный потер складку на лбу, ища ответ.
-Когда мне стремиться-то. Я же тебе уже сказал, на работе аврал, дома времени только пожрать и поспать. А жить то как -то надо...
-А кому надо?
Полный уверенно выдал.
-Мне.
-Уверен?
Серьезно спросил его худой собеседник. Полный ощутил странный мандраж, погружаясь в свои мысли. Он будто щупал почву под ногой. Вот же, минуту назад тут была, а сейчас и след простыл, а внизу непонятная, пугающая пустота.
-Не уверен.
Нехотя признавая свою неправоту подытожил полный. Его товарищ лишь откинулся назад, приподняв подбородок и уставившись на трещины потолка.
-Вот о том я тебе и говорю. И весь менталитет у нас такой. Живем непонятно чьей, но точно не своей жизнью. Это надо, то надо. А кому надо, если не нам самим? А желаниями жить некрасиво и стыдно. Как в детстве, помнишь, да? Вечно ведь слышал "Мало ли что ты хочешь!". А не со зла ведь люди, не со зла. Со страху. Боимся думать, что можно жить во имя своих желаний и хотелок. Бо -им -ся!
Полный лишь завороженно слушал такую простую, но в тот же момент не очевидную правду. Худой вдруг подался вперед, навалившись локтями на скрипучий стол.
-Подмена понятий, понимаешь? Страдать и жить во имя чьего -то "Надо" - это правильно и хорошо. А если живешь во имя своего "хочу", живешь счастливо и легко, значит ты ненормальный. Стыдно ведь так вот праздно жить! И вот в этом - корень всех наших бед. Живи бы каждый, считая "надо" форс мажором, а не нормой, жили бы счастливо. А так, оттянем шестьдесят лет лямку лет не своей, несчастной жизни и вот тебе награда, яма полтора на два.
Полный задумчиво посмотрел на свои ноги. На ногах были солидные брюки из приличной ткани, которые надо было носить. А хотелось джинсы...
Худой снова отстранился, растирая уставшую голову руками. Полный лишь растерянно трогал пальцем не радующую глаз и тело ткань штанов.
-Надо бы джинсы купить.