последний день

Маргарита Школьниксон-Смишко
В понедельник мы с Серёжкой Опатович (старым приятелем ещё с ГДР-овских времён) - колясочником договорились встретиться в 12 часов у метро Озерки (почти рядом с его домом) и поехать на Северное кладбище, расположившееся не так далеко от этих мест. Там похоронена моя бабушка Александра Смирнова.
 Вышла я из дома по-раньше, чтобы пройтись по левой стороне набережной Фонтанки до метро Технологический институт. По-дороге более близко рассмотрела усадьбу Державина, Молодёжный театр, расположившейся в Михайловском саду  и ещё одно интересное здание в стиле классицизма, относящееся к фабрике Гознак. У гостиницы Арсенал натолкнулась на пристань, с которой на теплоходике можно было бы прокатиться по Фонтанке. Но когда? Ночью? Днём времени совершенно не осталось.
После кладбища (могилу бабушки, благодаря плану и документу, ура!, удалось найти. Но она теперь не вторая от дороги, а третья, что немного подозрительно. В поиске мне помог работник кладбища, в надежде, что я закажу памятник, евро так за 1000. Но кто к нему будет приходить?), мы поехали к Серёжке,  перед этим запасясь на рынке около метро Озерки земляникой и черешней.
Мать Серёжки за последние двадцать лет, кажется, немного располнела, но выглядела довольно хорошо.( Ей 1 августа исполнится 90 лет.) Сейчас у них живут две собаки: старый пёс и молодая приблудная «девочка», плюс два кота.  До обеда я немного играла с «девочкой» - помесь овчарки с колли и рассматривала фотографии Серёжкиных предков. К ним относился и протоиерей Константин Опатович, cтроивший и служивший до своей смерти (1872г.) в храме Воскресения Господня в Малой Коломне.
 После обеда Серёжка отвёз меня на Моховую в редакцию журнала «Звезда», где я узнала, что  Самуил Лурье серёзно болен и находится  в Пало Альто, в Калифорнии. (До этого я безрезультатно пыталась дозвониться ему домой.) Мою повесть о Розе Люксембург пристроить в журнале не удалось, её редактор Я. Гордин, не читая, отнёс по содержанию к «клубничке», да и вообще сказал, что они из принципа ничего, уже опубликованного в интернете, не печатают.
 Серёжка не хотел со мной расставаться, поэтому покружил по центру, рассказывая и показывая, где он в детстве жил (недалеко от Летнего сада, куда его бабушка водила гулять) и где теперь живут его родственники. Потом мы выехали на Дворцовую площадь, по Дворцовому мосту перебрались на Васильевский остров, проехали по Университетской набережной мимо академии Художеств и дальше по набережной Лейтенанта Шмидта до церкви Успения Пресвятой Богородицы, где раньше (в 1961 году) был устроен каток и тренировались Белоусова с Протопоповым, а потом некоторое время даже были бани, мимо Горного института. Повернули обратно и уже внутри острова, Средним проспектом доехали до Тучкова моста. Сережа показал мне церковь св. Екатерины, где батюшкой служит их родственник(бывший химик, к.т.н.). По набережной Малой Невы доехали до Заячьего острова, по Кронверской набережной мимо Военно-исторического, музея Артиллерии и т.п., далее по Петровской набережной к Нахимовскому училищу, где Серёжка собирался увидеть Аврору, хотя я его предупредила, что её там сейчас нет. Через Самсониевский мост перехали на правую сторону Невы, по Арсенальной набережной проехали мимо памятника Ленину у Финляндского вокзала, мимо "Крестов" (старая, но и сегодня действующая тюрьма).  Сергей за разговорами выбрал не ту дорожную полосу, из-за чего нам и пришлось сделать этот порядочный крюк, прежде чем мы развенулись и добрались до Литейного моста. Далее проехали по набережной Фонтанки, мимо скверика с Поклонным крестом на месте церкви (См. фото), где служил Серёжкин родственник Константин Иванович Опатович, и, наконец, остановились у подворотни Катиного дома на Рижском проспекте.
 На прощание Сергей дал мне поручение: позвонить в Австрию Ванде, говорящей по-русски  («на деревню дев(д)ушке»), и узнать о старой фотографии 3-х кратного чемпиона мира в гонках на мотоцикле  (1974-го, 1977-го и 1978-го годов) Генадия Моисеева. Фотография украсила бы их мото-клуб, потому что под ней была надпись:"Он дал нам работу." (?) Ванда работала в фирме КТМ, выпускающей такие мотоциклы. На них и Серёжка гонял ( даже как-то второе место по Союзу занял),
 пока не свернул себе шею.

на фото поклонный крест на месте взорванного в 1932 году храма Воскресения Христова, в котором было примерно 6000 прихожан.Последнего настоятеля храма протоиерея М.П. Чельцова и его регента священника М. Николаевского расстреляли в январе 1931 года.