На что жалуетесь?

Валентина Телухова
Вера Петровна получила направление на консультацию в областную поликлинику. 

Она отпросилась с работы на целый день. Прием ей был назначен на одиннадцать часов дня. В поликлинике было столько народу, что не протолкнуться. Возле каждого кабинета на стульях сидели люди всех возрастов и ждали приема. На талончиках стояло и время, к которому нужно было явиться на прием, но на него никто не обращал внимание. Люди сами устанавливали порядки и всем говорили, что в кабинет можно попасть только по живой очереди. Занять за последним и терпеливо ждать, когда же доктор обслужит всех, кто пришел раньше тебя - вот что такое это обслуживание по живой очереди.

А вся эта запись за несколько дней по электронной регистратуре, которая должна была экономить время пациентов, она вся сводилась к нулю этой вот живой очередью. Высиди под дверью кабинета часы, выстрадай, попереживай по поводу того, что некоторые норовят пройти без очереди, поудивляйся тому, что так много больных людей вокруг, и только потом ты поймешь, какое это счастье - попасть на прием к специалисту.   

Живая очередь подошла только после обеда. Вера Петровна вошла в кабинет невропатолога после того, как услышала приглашение войти.

За столом сидела молодая женщина, которой не было еще и тридцати лет. Она была красавицей. Больничный халат никак не мог приглушить эту кричащую женскую красоту.

Доктор смотрела в окно невидящим взглядом. Глаза молодой женщины были наполнены слезами. В руке она держала мобильный телефон, который уже давно отключился. Но доктор все держала его и держала, как будто хотела услышать что-то важное для себя.

Потом женщина положила телефон в карман халата, вздохнула.

-На что жалуетесь?

Вопрос был задан дрожащим от боли голосом.

-Что-то произошло печальное? Может быть, я Вам смогу помочь? А Вы на что жалуетесь, доктор?

-Да вот! Эта противная таблица умножения! Опять учительница из школы звонила и упрекала меня за то, что сын никак не может выучить эту таблицу умножения! Да учим мы её. Учим! А она не запоминается. А муж говорит, что сын в меня такой тупой, потому что мой муж Саша в школе отличником был, и у него проблем с таблицей умножения не было! Выходит, что я плохо училась? Да я и не помню, как я учила эту таблицу умножения! Она сама мне запомнилась. А с Владиком учим, учим, учим, учим. А он никак не запоминает! Никак! Я уже и в угол его ставила, и телевизор не разрешал смотреть, и к компьютеру не подпускала - ничего не помогает. Ничего. Я уже и плакала от огорчения, а он все равно ничего запомнить не может!

Женщина говорила все это с таким страданием, с такой дрожью в голосе, что видно было, что она не видит выхода из создавшейся ситуации.

-Найдется у вас чистый лист бумаги? Нашли? Очень хорошо. Пишите заголовок: "Как помочь ребенку выучить таблицу умножения?"

И Вера Петровна - учитель начальных классов с двадцатилетним стажем - стала терпеливо объяснять молодой маме, как ей помочь собственному сыну в данной ситуации.

И узнала растерявшаяся женщина, что ребенок не может не знать таблицу умножения всю. Первое дело - нужно нарезать квадратики из бумаги, написать на них примеры все из таблицы, перевернуть бумажки вниз, и пусть ребенок берет бумажки и называет ответы и откладывать в сторону те, где ребенок ответ неправильно называет. Тогда картина прояснится вполне, какие произведения сын не может запомнить.

Все, что он знает твердо уже, - не брать во внимание. Сосредоточиться нужно на тех примерах, которые ребенку трудно запомнить. Трудно запомнить шестью семь - сорок два. Тогда пусть ребенок обопрется на предыдущий пример. Шестью шесть тридцать шесть запоминается легко. А шестью семь - следующий пример и ответ на него всего на шесть больше тридцати шести. Простым сложением можно мгновенно подсчитать.

Вера Петровна рассказала, что если память не срабатывает почему-то сразу же, то можно использовать ассоциативную память. Дать апельсин, например, и есть его и одновременно запоминать произведение. И тогда при слове "апельсин" ребенок будет вспоминать и правильный ответ. Можно зрительную память мобилизовать. Над зеркалом в ванной комнате повесить красиво написанные примеры из таблицы умножения. Можно слуховую память подключить и петь вместе с сыном трудные для запоминания примеры. Да пусть и муж подпевает, если у него есть голос и слух. Можно сделать блюдо в виде примеров из таблицы умножения, которые ну никак не запоминаются. Например, выложить из небольших конфет пример на столе, и постепенно использовать эти конфеты по назначению.

-Уверенна, что Ваш Владик - хороший и умный ребенок. Бывает иногда такое с детьми, когда они очень стараются. Понимаете? У них бывает повышенное чувство ответственности. Перенапрягаются дети иногда. И тогда теряют уверенность с своих силах. Не нужно наказывать ребенка. Нужно поддержать его и грамотно помочь. Позвольте спросить, а преподаватель у сына - молодой педагог?

-Да. Первый год работает после института.

-Понятно!

Вера Петровна улыбнулась.

В дверь кабинета заглянул кто-то из больных.

-Не беспокойте нас! Видите! Меня консультируют!

-Ничего не понял! - сказал ожидавшим приема больным мужчина, который заглянул в кабинет. - Там с доктором что-то. Его консультируют.

В очереди заволновались.

-А примет ли врач всех нас?

-Непременно примет, - сказала Вера Петровна, когда вышла из кабинета с карточкой, в которой был расписан курс лечения для неё, - обязательно примет. Ей теперь гораздо лучше стало!