Крупецкий сахарный завод

Еремин
    Центральная улица Крупца до 1960 года была вымощена булыжником.  Начиналась эта дорога от моста через реку Крупку в направлении от Рыльского шляха, проходила вдоль административных зданий райцентра, а далее по дамбе пруда, где были два деревянных моста со шлюзами для регулирования сброса из пруда воды, упиралась в территорию бывшего Крупецкого сахарного завода.
    Почему бывшего? Потому что  тогда от завода остались кирпичные развалины главного корпуса и подсобные помещения, в которых располагались ремонтные мастерские  Крупецкой машинно-тракторной станции (по- современному – техобслуживания сельхозтехники). Образовавшийся рядом поселок назвали «Сембаза», где жители семена сахарной свеклы для посева на окрестных землях готовили в сохранившихся заводских корпусах. А еще  рядом дымили трубы небольшого маслозавода, который в эти же годы был реконструирован  и заселился в новый корпус. Большой песчаный пустырь был засажен деревьями и потом превратился в парк, а вот старый – сосновый, посаженый еще в ХIХ веке к началу ХХI вырубили…
     Мощеная камнем дорога проходила мимо каменных бывших заводских корпусов и новых зданий Крупецкого сельского профессионально-технического училища № 3, где готовили кадры специалистов для сельского хозяйства.  Благоустройство обрывалось на развилке дорог на Путивль и Глухов. По грунтовке можно было через пять километров добраться до железнодорожной станции Крупец от которой когда-то была стальная дорога до Крупецкого сахарного завода…
    По одним сведениям Крупецкий сахарный завод был первоначально построен на землях Воронокского общества в 1845 году промышленником Теминым, а потом передан князьям Барятинским.
    По распоряжению князя Барятинского в 1858 году на левом берегу реки Обеста при слиянии ее с речкой Крупка выстроен и начал работу Крупецкий сахарный завод. По тем временам он был оснащен самым современным оборудованием. На нем было семь паровых машин, работало на производстве 675 чернорабочих, 20 слесарей, кузнецов, медников.
    Однако князь, занятый военными (покорение Кавказа) и светскими делами, распоряжается сдать производство в аренду вначале купцу Телешову, а затем купцу-промышленнику Терещенко Артемию Яковлевичу ( 1794-1873), выходцу из казацко-мещанской среды города Глухова. Сахарное производство  в крае стал развивать его сын Николай Артемиевич, добившийся значительных результатов на этом поприще. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже сахарозаводчик получил Золотую медаль «За высокое качество рафинада, сахара-песка и сельхозпродукцию». Последним владельцем Крупецкого завода был Михаил Иванович Терещенко 1886-1956 гг. (сын Ивана Николаевича). В его имении для охраны порядка на сахарном заводе служил один урядник и 11 пеших стражников, которым из государственной казны выплачивалось по 300 рублей каждому.
   В 1875 году на Крупецком сахзаводе вырабатывалось 33797 пудов продукции, которая поставлялась в основном в Москву, Орел и другие города.
   Годовая производительность Крупецкого сахарного завода к 1914 году составляла 1020200 рублей (по свидетельству старожилов  4 вагона сахара в сутки отправляли в сезон производства на станцию Крупец). В этот год на заводе работало 526 рабочих.
   Среди компаньонов-поставщиков (ежегодно до 75000 пудов) мела для сахарного завода известно имя купца Ямпольского З.И., хозяина Заруцкого мелового известкового завода под Глуховым.
   Потом разразилась Мировая война, начались революционные преобразования. В край ринулись орды грабителей-гайдамаков, в 1918 году в Крупец вошли кайзеровские войска. Вот они и начали разрушать и грабить Крупецкий  сахарный завод. Вывозили не только продукцию, но и оборудование.
   Наш земляк Николай Стефанович Исаев рассказывал, как германцы  до ноября 1918 г. тащили в «фатерлянд» все ценное из Крупца, а он бросил гранату в окно второго этажа дома купца Корчагина, где квартировали офицеры… После пожара сохранилась только корчма на нижнем этаже, а впоследствии  в советские времена была столовая райцентра.
    Советская власть не обошла вниманием «сладкое производство». Курский «Сахаротрест» в 1922 году присылает в Крупецкий сахарный завод помощником управляющего  специалиста Ивана Леонтьевича Курченко. Рабочие  Крупецкого завода пишут в Москву  вождю мирового пролетариата Ленину письмо с пожеланием выздоровления, завершая послание словами «к прошлому возврата нет!». Так оно и случилось: Крупецкого сахарного завода больше нет. В 1925 он был закрыт.
   Говорят, что оставшееся оборудование передали Шалыгинскому сахарному заводу, что от Крупецкой волости подарили Украине в 1925 году. Так и в Шалыгино ныне тоже нет сахарного завода….
   27 августа 2021 года был в гостях у двоюродной сестры Любы, что живёт как раз напротив полуразрушенных корпусов бывшего сахзавода. Прогулялся по территории, которая практически полностью заросла молодым клёном. От бывшего паркового насаждения осталось дишь несколько лип. Одна, спиленная валялась на дороге к пока ещё сохранившимся корпусам и гаражам новостройкам, где расположилась Крупецкая таможня. Везде следы запустения. Невозможно пробраться к корпусу бывшего маслозавода, хотя там рядом есть жилое помещение.  На месте, где стояло двухэтажное здание и в советское время был сначала райвоенкомат, а потом клуб, там демонстрировали ежедневно фильмы, остатки руин кирпича, но неподалёку стоят два новой постройки жилых дома, а напротив на водонапорной башне поселилась семья аистов...
   В бывших  корпусах профтехучилища тоже новые хозяева. Одно из зданий используется как гостиница для "дальнобойщиков", напротив есть жилые дома.
   28 августа стоял густой туман. Это был ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ! От самого Крупца до Рыльска на трассе видимость была не более ста метров.
  По преданию именно такой туман был в Иерусалиме, когда апостолы прощались с Матерью Христа!