Старинный японский волшебный чайник

Алексей Горшков
Творческий перевод японской сказки «The Tea-Kettle» из книги "Green Willow And Other Japanese Fairy Tales» (1911 год)

Давным-давно в храме Моринджи, что расположен в провинции Коцуке, обитал великий священнослужитель. О нём говорили, что он был  величайшим знатоком обрядов и медитации и священных Сутр. Все знали его, как знатока и любителя чайной церемонии Ча-но-ю. Наконец, он знал цену деньгам и умел торговаться в базарный день.
Однажды он забрёл в какой-то маленький бедный магазинчик старых, никому ненужных вещей и обнаружил в нём старинный бронзовый чайник, - грязный и позеленевший. Священник был очень рад этой находки, и выложив хозяину три монетки, вместо запрошенных шести, поспешил с чайником в храм.
Священник поручил послушнику вычистить и оттереть чайник до блеска и остался очень рад работой. «Выгодная покупка! Очень выгодная покупка! - радостно воскликнул он. Затем он поставил чайник на коробку, покрытую фиолетовой скатертью, и стал любоваться им. Он так долго и пристально смотрел на сверкающий чайник, что его веки вдруг потяжелели, глаза закрылись и он уснул.
И тут случилось нечто удивительное. Чайник вдруг ожил и выскользнул из рук священника. Из носика чайника появилась маленькая лохматая головка с двумя блестящими глазками; из «туловища» чайника вдруг выросли четыре коричневые волосатые лапки, а сзади появился прекрасный пушистый хвост. Чайник спрыгнул с коробки и стал осматриваться по сторонам, изучая помещение.
«Я нахожу эту комнатку достаточно комфортной!» - произнёс чайник.
Порадовавшись, что попал в такое милое местечко, чайник стал дурачиться: прыгать, танцевать, стучать крышкой  и петь тонким голоском. А в соседей комнатке находились три юных послушника, которые услышав «пение» старого священника, стали смеяться: «Вы только послушайте, что вытворяет наш почтенный учитель!»
Тут один из послушников, осторожно раздвинул полог, разделяющий их помещение от «комнатки» учителя, и воскликнул:
«Боже! Что за дьявольские штучки! Чайник учителя стал живым барсуком и прыгает, как сумасшедший! Да защитит нас бог от этого дьявола!»
«Я чистил этот чайник не более часа тому назад!» - откликнулся второй послушник и спешно погрузился в чтение священной Сутры.
А третий послушник сказал: «Я впервые вижу домового!»
И тут все трое юношей бросились ловить этот прыгающий и вопящий чайник. Но не тут-то было! Чайник легко ускользал от них и громко смеялся: «Поймайте меня, если сможете!»
Тут священник проснулся и сердито произнёс: «Что за шум? Как вы посмели потревожить меня, когда я погрузился в медитацию?»
«Учитель! Учитель! Ваш чайник превратился в барсука, который танцевал и пел! Поверьте нам!»
«Ну что за чушь вы несёте! Мой чайник, как стоял на коробке, так и стоит!» - сердито ответил священник.
И действительно, хитрый чайник спокойно стоял, там, куда его поставил священник, насмехаясь про себя над послушниками, у которых был довольно глупый вид.
А священник сказал: «Я слышал историю о пестике, у которого выросли крылья и он улетел прочь от ступки, о которую его заставляли биться головой. В эту историю я могу поверить, но чтобы чайник превратился в барсука.... Нет.... Этого не может быть Так что возвращайтесь к священным книгам, дети мои, и погрузитесь в чтение, чтобы вас снова не посетили иллюзии!»
Вечером, священник наполнил чайник родниковой водой и поставил на хибати, маленькую жаровню, чтобы вскипятить воду. Но когда вода закипела, чайник вдруг заорал: «Ой! Больно! Как больно!» и соскочил с хибати.
Увидев это, священник пришел в ужас: «Колдовство! Черная магия! Дьявол!» - орал он, напуганный до смерти. На крик прибежали служители храма.
«Этот чайник заколдован! Это барсук! Он прыгает, как барсук!» - бормотал священник.
Один из послушников увидел, что чайник спокойно стоит на коробке, где он и стол прежде, и сказал: «Учитель, нам всем надо помолиться, чтобы избавиться от ужасных иллюзий!»
На следующий день священник продал чайник меднику за двадцать монет. Это была удачная сделка, которой остались оба довольны: священник, потому что заработал 17 монет, а медник, потому что понимал суть медных и бронзовых вещей. Медник принёс чайник домой и не мог оторвать от него глаз. Даже, когда он лёг спать, то поставил чайник у изголовья. Ночью медник проснулся, чтобы полюбоваться чайником в свете луны. И что же он увидел? А вот что: лохматую головку с блестящими глазками, четыре коричневых волосатых лапы и пушистый хвост. Чайник-барсук подошел к меднику и сказал: «Я не злой. Я добрый чайник-барсук»,
«Я верю тебе» - ответил хозяин, который понимал суть медных и бронзовых вещей.
«Вы даже не представляете, что я испытал в храме?! Сначала за мной гонялись послушники, а затем стары священник налил в меня воду и поставил на огонь! Как же мне было больно!» - сказал чайник-барсук.
«Я понимаю тебя» - ответил медник.
«И я привык к комфорту» - сказал чайник.
«Я буду держать тебя в красивой лакированной коробке» - пообещал хозяин.
«А ещё я люблю свистеть, прыгать, резвиться, люблю рис, бобы и обожаю сладости» - сказал чайник.
«А не выпить ли нам сакэ?» - предложил хозяин.
«С удовольствием!» - откликнулся чайник.
«Вы не станете возражать, если я устроюсь на вашей постели? Нынче холодная ночь....» - сказал чайник.
«Я с радостью позволю вам это!» - откликнулся хозяин.
Так медник и чайник стали большими друзьями.: они разделяли пищу, постель и проводили время в беседах и танцах. Чайник любил рассказывать о своих многочисленных приключениях, которые он пережил за три столетия своего существования, а медник с интересом слушал эти истории.
Однажды, чайник сказал хозяину: «Я вижу, что ты скорее бедняк, чем богач?»
«Ну да, что-то вроде среднего бедняка» - ответил медник.
«Положись на меня. Я знаю толк в таких делах!» - сказал чайник.
«Я охотно верю тебе» - ответил хозяин.
«На самом деле, я принц Бамбуку Чагама, принц Чайник-Барсук»с- заявил чайник.
«В таком случае, я твой покорный слуга, мой Господин!» - ответил медник.
«Я хочу дать вам один коммерческий совет. Отправляйтесь со мной на гастроли по стране, и вы заработаете кучу денег!» - сказал чайник.
Поскольку медник прекрасно понимал суть медных и бронзовых вещей, то он сразу оценил коммерческую привлекательность этой идеи. Он купил незамысловатое оборудование для уличного кукольного театра, и стал гастролировать по стране  с номером «Бамбугу Чамака». Успех представлений был грандиозный. Публика хохотала над проделками чайника до упада и не жалела денег, чтобы вторично посмотреть это удивительное представление.
И скоро, слава о театре «Бамбуку Чамака» разнеслась по всей Японии.  Даже богачи стремились попасть на это представление. Не удивительно, что сам Император пригласил медника в свой дворец с этим представлением. Вскоре медник стал очень богатым и очень толстым, что олицетворяло его полнейшее благополучие.
Наступила время, когда медник так растолстел, что для него стало весьма утомительным разъезжать с гастролями по городам и весям Японии, и он «свернул» свой бизнес. Тогда чайник, со слезами на глаза, сказал меднику: «Не по мне спокойная жизнь. Наверное настало время для расставания».
«Что ты такое говоришь! Ведь мы с тобой друзья!» - воскликнул медник.
«Я уже всё решил. Я хочу уединиться на покой, в каком-нибудь храме» - ответил чайник.
Со слезами на глазах, медник расстался со своим другом, поместив его в храм вместе с половиной своего богатства в придачу. Узнав об этом, люди совершали поломничество в этот храм и вскоре, люди стали почитать этот медный чайник, как святого....

07.08.2015