Вакханалия. Питер Пауэл Рубенс

Алина Алексеева-Маркезин
П.Рубенс.Вакханалия,1615г Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

 Сегодня мы познакомимся с Вакханалией Рубенса и сравним с другими работами двух предыдущих художников на эту же тему.
Тициан ВАКХАНАЛИЯ    http://www.proza.ru/2015/08/05/640
Никола Пуссен. Вакханалия перед изваянием Пана http://www.proza.ru/2015/08/06/1210

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ.
        Первую скрипку во фламандском искусстве 17 века играл Питер Пауль Рубенс. Его называли живописцем королей и королём живописи. Он создал свою школу и за всю жизнь написал около 3 000 картин и бесчисленное множество рисунков.Господствующий стилем этой  эпохи было барокко.
        Рубенс начал рисовать с самого детства. Отто ван Веен  стал учителем Рубенса.  Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса.

ВАКХАНАЛИЯ РУБЕНСА

     На картине изображено пиршество в честь бога Вакха или Диониса.Отношение к этому богу- двойственное. С одной стороны, он – бог вина, напитка, который греет и веселит душу и тело. Один из персонажей Еврипида говорит про Вакха:
 
  Придумал он питье из винограда
  И смертным дал – усладу всех скорбей.
  Когда несчастный соком винограда
  Пресытится, забвение и сон
  Забот дневных с души снимают тяжесть,
  И от страдания верней лекарства нет.

  На празднике участвуют козлоногие сатиры и сатирессы. Именно Рубенс стал создателем сатиресс – козлоногих существ женского пола. В античных источниках вместо них представлены вакханки – безумные, опьяневшие красавицы. Интересно, что этот праздник очень часто изображался греками. Но в античной традиции присутствуют ритм, гармония, совершенство тела и движения.

            У Рубенса  все герои находятся в движении. Силен уже не стоит на ногах и давно бы упал без поддержки сатирессы. Чернокожая сатиресса выливает вино из кувшина, из куста вылезает рогатый сатир и замахивается дубиной, львица машет лапой. Движение несколько затихает в нижнем правом углу, где опьяневшая сатиресса засыпает, но всё же кормит своих сатирят. Но мы поднимаем глаза и видим другого сатира в кустах и движение продолжается вновь.

           Рубенс, в отличие от предшественников, отнюдь не стремится изображать совершенного человека. Он пишет человеческое тело, как оно есть, без прикрас.
Интересно проследить, что Рубенс делает с цветом. Он совершенно раскрепощает цвет. Существует мнение, что во всей истории искусств всего лишь три живописца – Тициан, Рубенс и Ренуар – действительно умели изображать человеческое тело. Причём Рубенс делал это особенно.

      Давайте присмотримся к сатирессе слева. Девушка переливается, как жемчужина. Она реальная и настоящая. У неё естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает её локон. Цвет её тела – серо голубой. Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины.
        Рядом Силен. И цвет его тела тоже живой. Но краски совсем другие. И тоже естественные.
    Негритянка – новый вызов для Рубенса.Он специально включает её в композицию, чтобы попробовать другой цвет человеческого тела и блестяще с этим справляется.
Мастер вводит красный цвет ткани, это цветовая связкой между Силеном, негритянкой и другим сатиром. Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки.

        В своей «Вакханалии» Рубенс не изображает никакой морали. Он просто восхищается человеческим телом и немного улыбается, изображая этих сатиров. Они пришли из леса, праздник пройдёт и они снова уйдут в свой лес. Рубенс восхваляет жизнь. Человек – существо, которое находится между всем и ничем, бытиём и небытиём. Рубенс задумывается над этим, он считает, что непременно нужно ловить момент и наслаждаться полнотой жизни.

 «Вакханалию» Рубенс написал для себя, совсем не по заказу. И до конца дней она оставалась у Рубенса в доме. В коллекцию ГМИИ картина попала из Эрмитажа.

            Интересно, что хотя Рубенс изображал пышные, тучные тела, сам он был необычайным стоиком. Философия стоицизма была очень популярна в те дни. «Если не можешь что-либо изменить, измени своё отношение к этому». Рубенс не только её принял, но и следовал ей. Вставал художник ежедневно в 5 утра. Работал, шёл на мессу, трапезничал, совершал конные прогулки. Во время работы он просил, чтобы ему читали Сенеку, Плутарха, Тацита.

http://maxpark.com/community/6782/content/3620510