Подарок

Александра Фёдорова-Росс
                ПОДАРОК
Любите ли вы ездить? Многие скажут:
 - Да! 
А как? Каким транспортом?  Кто-то предпочитает быстрый способ передвижения. Несколько часов в самолёте, и вот, ты уже на месте, там, где ты нужен, и где есть то, что  нужно тебе.
Я же предпочитаю поезд. Здесь, оторвавшись от домашней суеты на несколько дней, даёшь расслабление и телу, и уму. А общение в вагоне с незнакомыми сначала, а потом почти родными тебе людьми, позволяет, бывает, переосмыслить всю свою жизнь. Надо только уметь слушать. И, правда, «слышащий - да услышит, видящий, да увидит!»   Сколько поездок, столько и различных историй из жизни людей.   Постараюсь пересказать некоторые из них, на мой взгляд, довольно поучительные.
Вторая половина дня. У окна сидят друг против друга двое мужчин. Беседуя, они, время от времени, бросают взгляд в окно, окидывая быстрым взглядом, проносившуюся мимо даль. Лёжа на верхней полке, мне хорошо слышен их разговор.
- Ты понимаешь, горячился уже не молодой, в спортивных брюках и голубой футболке, мужчина.
- Я еду от сына. Два года не виделись. Я ему свою машину отдал, а он мне даже бутылку не поставил. Чувствовалось, что обида, горечь, переполняют его, не дают  дышать. Надо было ему излить кому-нибудь свою душу, выговориться.
Сидевший напротив, сухонький, благообразный старичок, легонько коснулся его руки, и, как бы успокаивая, негромко сказал:
- Э-э, мил человек! Надо так давать, чтоб можно было брать! Ить, мы обычно, что-то отделяя от себя, тешим своё самолюбие, не думая о том, кому дарим , а нужен ли ему этот подарок? Прежде всего, любуемся собой,- ах, какой я хороший, добрый! И, ощущая  личное удовольствие, ждём подтверждение  этому. А если нам не выразили радости по поводу подарка, так готовы возненавидеть даже родного человека. Вот ты подарил свою машину сыну, а не спросил, нужна ли она ему? Ты радовал не его, а себя. А в данном случае надо было сказать так:
- Я буду очень благодарен тебе, сын, если ты примешь от меня в подарок мою машину.
То есть, сказать спасибо за то, что у тебя приняли твой подарок! Представляешь, сын принял машину, но не высказал большой радости и бутылку не поставил. И это тебя огорчило. А как бы тебе было, если бы он вообще не принял подарок, сказал бы:
 - Батя, забери ты её, не нужна мне твоя развалюха, и так далее.  Чтобы ты почувствовал?
Реакция его собеседника была неожиданной. Его как будто ударили. Или на него снизошло озарение, и  он вдруг увидел  эту  ситуацию с другой стороны. Хлопнув по столу ладонью, сосед встал и, не сказав ни слова,  вышел в тамбур.
Я задумалась. А что? В моей жизни тоже было такое. Мой супруг узнал, что наш сосед продаёт свой садовый участок  с не достроенным домом. Решил купить его по-соседски не дорого и подарить  сыну, сделать его собственником. И купил. И подарил. И какое-то время сам  ходил окрылённым. Всё лето мы вдвоём трудились на своём и соседнем участках, садили, пололи, поливали.   Супруг был очень сердит на сына, что тот не выразил радости по поводу подарка и побывал на участке несколько раз всего за лето. Когда же, не стерпев, высказал сыну своё негодование, получил исчерпывающий ответ:
- А ты спросил меня, отец, нужен ли мне этот участок сейчас?  Я заканчиваю вуз, работаю на двух работах, у меня двое детей, и в один, единственный, выходной я хочу побыть с ними!
Возразить ему было нечего, и через какое-то время  участок был продан.
Вот и я увидела свою ситуацию с другой стороны,  и мне есть что рассказать и мужу, и сыну.