Притчи. Из цикла Учитель

Элина Скорцезско
                Отражение

- Учитель, смотрите, кошка увидела своё отражение в зеркале и шипит. Смешно. Она угрожает сама себе.
Учитель задумался:
- Люди часто поступают также, сталкиваясь с последствиями своих же поступков. Судьба человека – по сути, отражение его представления о жизни. Если иметь поверхностное представление, можно всю жизнь иметь  дело не с реальностью, а лишь с отражением самого себя.

                Истина

- Учитель, я не знаю, кому верить. Моя мать ругает отца, а отец винит мать. Кто прав? Я люблю их и не могу встать на чью-либо сторону.
Учитель покачал головой:
- Оба правы. Они судят, согласно своему понятию хорошего, исходя из жизненного опыта. У каждого своя, правда. Поэтому существует истина.

                Личность

- Учитель, ты даёшь нам всем одни знания, учишь одной линии поведения, почему же один я несдержан, зол, и веду себя не так, как ты нас учишь?
Учитель улыбнулся:
- Потому что ты личность. Личность - это природный темперамент обогащённый образованием, плюс или минус воспитание, в зависимости от окружения и степени безопасности.

                Сила и слабость

- Учитель, почему я боюсь некоторых людей, ведь я сильный. Не тех боюсь, которые угрожают, я знаю, как справиться с их угрозами. Я боюсь неразговорчивых, с подавляющим взглядом.
Учитель поднял бровь:
- Змея шипит угрожая. Мы знаем, что ожидать от неё, и можем уйти. Змея угрожая - тратит силу. Неразговорчивый сильнее – он копит энергию. Ты чувствуешь внутреннюю силу, она непредсказуема и потому её стоит остерегаться, но не бояться. Если почувствовал страх – ты проиграл.
Уважение
- Учитель, я встретил человека который утверждал, что того будут уважать – кто нападает. Этот человек большой начальник.
Учитель нахмурился.
- Есть люди наделённые властью и всячески её демонстрирующие. Они подобны бешеной собаке, которая думает, что мы уважаем её, ведь уступаем ей дорогу. Но уважаем ли мы бешеную собаку?

                Поймать акулу

- Учитель, меня огорчает моя сестра. Она сидит дома, ничем не интересуется кроме нарядов и желанием выйти замуж за богатого господина.
Учитель сложил руки и, глядя вдаль, произнёс:
- Передай сестре, что карась, нацепивший акульи плавники, никогда не заинтересует акулу. Чтобы поймать акулу – нужно быть акулой.


                Ум

- Учитель, сегодня я хотел показать себя перед важными людьми, и говорил напыщенным тоном всё, о чём думаю. Я слишком поздно осознал свою ошибку.
Учитель произнёс тихо:
- Ум не в том, чтобы говорить всем и всюду, о чём думаешь, а в том – о чём думаешь, не говорить.

                Правота

- Учитель, сегодня к Вам заходил господин Янг за советом, но я не слышал, что бы Вы, что-либо ему отвечали. Говорил только господин Янг. Ваш оппонент был не сведущ по многим вопросам, хотя при этом, был так в себе уверен, что казался убедительным. Почему Вы не сказали ему правду, он же заходил, чтобы получить совет?
Учитель ответил не задумываясь:
- Я не трачу усилия на людей, которые упорствуют в своей правоте.

                Судьба
                «Вся наша жизнь – игра!»

- Учитель, недавно я попал в театр теней. Давали спектакль, повествующий об истории человека, к которому Судьба несправедлива. История героя не выходит у меня из головы.
Учитель размышлял недолго:
- Игра в шахматы, как судьба человека имеет в финале только три развязки: проигрыш, выигрыш и ничью.
- А причём здесь несправедливая Судьба?
- В том то и дело, что не при чём. Жизнь человека и игра в шахматы, не зависят от справедливости судьбы. Дело в игроке. Если играющий не знает правил, он быстро проиграет, если опытный и сильный, он может выиграть, но может и проиграть. Проигрыш, в этом случае будет красив. Ничья сложиться в противостоянии умения одного игрока, против другого.
- Учитель, но если игрок проиграл, то это конец игре.
Учитель покачал головой:
- Сильный возьмет реванш и возможно, больше никогда не проиграет. У него будет бесценный опыт. Чем больше игрок проигрывает – тем опытнее он становиться.


                Выбор

- Учитель, почему Вы, при Ваших знаниях, небогаты? Разве человек, стремиться к образованию не за тем, чтобы оно помогло ему разбогатеть?
Учитель снисходительно посмотрел на молодого ученика:
- Ты много знаешь достойных богатых людей? Богатство даёт, помимо свободы - бесконечные соблазны. Фальшивые друзья, корыстные супруги, неблагодарные дети, дисгармония в душе – это плата которую многим приходится платить за свои возможности. Очень трудно сохранить в себе человека, при неограниченных возможностях. Так зачем мне столько соблазнов и пороков?

                Уроки
- Учитель, зачем Вы отравили меня к господину Янгу и его семье? Вы сказали, что у них можно многому научиться, но это грубые, невоспитанные люди, не чтущие правил.
Учитель улыбнулся:
- У них тоже можно научиться – что не нужно делать.

О страсти
- Учитель, почему распадаются семьи? Я знаю, в начале истории была и любовь и страсть. В итоге, люди несчастливы и страдают появившиеся в браке дети.
Учитель нахмурился:
- Если жарить мясо на открытом огне, оно сгорит. Если на углях – сохранится и мясо, и получится толк. Не стоит заводить семью в период огня.

                Закон дурака
                «Везёт дуракам!»               
                поговорка

- Учитель, я, следуя вашим советам, стараюсь быть сильным и решительным, имею цель и пытаюсь её реализовать, прилагая все возможные усилия. Но, по прошествии лет, я замечаю, что чем больше я стремлюсь исполнить задуманное, тем стремительнее оно отдаляется.
Учитель взял в руки чашку, отпил чай:
- Вспомни, всех своих знакомых. Среди них найдутся те, кто получил то, о чём ты мечтаешь, не прилагая усилий, поэтому иногда - полезно воспользоваться законом «дурака».
- Пассивно ждать, когда счастье само приплывёт в руки?
- Если бегать по реке, то можно распугать любую рыбу. Если встать в подходящее место и подождать, то очень близко будет проплывать золотая рыбка. Её поймает терпеливый, но никак не суетливый ловец.

                Закономерность

- Учитель, я стал замечать странные стечения обстоятельств, которые случаются как нельзя вовремя. Вот это – Удача!
Учитель сложил перед собой в руки и внимательно посмотрел на ученика:
- Нет случайностей – есть закономерность.

                Пятнашки

- Учитель, как исполняются планы, если всё в мире переплетено между собой?
Учитель достал коробочку:
- Так же, как в игре «Пятнашки». То, что задумывается одним, может сложиться, если это не противоречит планам другого. Хаос происходит, когда интересы не учитываются. Если видеть ситуацию «сверху» и учесть интересы большинства, складываются «нужные» обстоятельства, и развиваются запланированные события – планы реализовываются.
Достигнуть своего
- Учитель, я готов ко всем превратностям судьбы, смело борюсь за свои идеалы, и готов стучаться об стену головой, чтобы достигнуть своего.
Учитель вздохнул:
- Когда мы сталкиваемся с препятствием, то не обязательно долбить его лбом, чтобы получить желаемое. В любой стене имеется дверь. Далее, следуя твоей логике, в дверь нужно долбить, но ведь можно и подождать пока она откроется.
Да,  всё это можно проделать, но проще в дверь просто  постучать, возможно, там ждут именно тебя.

                Сосуд

- Учитель, душу часто сравнивают с сосудом. Если быть не плохим, ни хорошим – нейтральным, сосуд будет чистым?
Учитель указал на двор:
- Если в  ведро для отходов ничего не класть, оно так и останется помойным ведром.

                Ноша

- Учитель, я, желая помочь, часто берусь за дела, которые мне потом не приносят радости. Я устаю, и мне уже не доставляют удовольствия те дары, что стали оплатой за труды. Выполняя одновременно свои и чужие дела, я втрое занят. Чтобы не попадать в затруднительное положение, стоит ли отказываться от предложений?
Учитель подвёл ученика к трём большим мешкам:
- Отправляясь в дорогу, бери ношу по силам. По мере удаления от дома, взятая ноша оказывается всё тяжелее и тяжелее.

                Подводные камни

- Учитель, как много людей тихих и неприметных. Это оттого, что они слабы?
Учитель поднял с земли камушек:
- Неприметность обманчива. Однажды мне довелось играть в настольную игру с партнером, как мне казалось, заведомо слабым. Прежде, я не знал себе равных и  привычно развернул  тактические действия. Стратегия была проверена, ходы отработаны и я чувствовал, как победа вот-вот будет у меня в руках. Но, как ты догадываешься, за один-два хода до моего триумфа, партнёр тихо, совсем без эмоций, меня «съел».
Неочевидность проигрыша повергла в шок. Не подав вида, я предложил сыграть ещё раз, но проиграл повторно.
Никогда прежде, партнёр не проявлял себя. Кто знал, в чём он силён?
Сила подводных камней в невидимости их с поверхности. Они не выпячивают себя на обозрение. Самоуверенность терпит крах при встрече с ними.

                Природа

- Учитель, мне жаль свою старшую сестру, одинокую, высоконравственную женщину - она часто болеет и постоянно посещает лекарей.
Учитель посмотрел на небо:
- Мораль и нравственность необходима человеческой душе. К сожалению, человеческой природе нет до этого никакого дела.

                Тупик

- Учитель, вчера я был случайным свидетелем разговора трёх подруг. Одна из них замужняя, постоянно говорила о муже и своих детях. Остальные - о мужчинах в целом. Из разговора я понял, что из троих, замужем только одна, две в разводе. Причём, те, что разведённые и без детей, ругали всех мужчин подряд, считая их слабыми и ни на что  не годными. Видимо у них накопилось достаточно недовольства в жизни, хотя они выглядели благополучными и хорошо одетыми, в отличие от замужней подруги.
Учитель склонил голову:
- Предполагаю, что те, кто ругал мужчин, часто повторяли, что хотят замуж, но не могут встретить подходящего партнёра. Скорей всего, эти уважаемые женщины многого добились в жизни сами, без посторонней поддержки, поэтому говорят уверенно и категорично. Предполагаю, что женщина замужняя и имеющая детей была мягкой и пыталась сгладить острые углы в разговоре, хотя и она жаловалась на мужа. Так же, предполагаю, что категоричные люди, не желающие подстраиваться под партнёра и оставшиеся без потомства – тупиковая ветвь своего рода. Природе не нужны особи, не желающие обременять себя трудностями, партнёрами и детьми.

                Осмысленность

- Учитель, сегодня я наблюдал, как выращивают рис. Движения работников мне казались похожими на механические движения кукол.
Учитель развёл руками:
- Любая деятельность, лишённая осмысленности – механическая. Но – человек, осознанно делающий своё дело – творец, даже тот, который выполняет механическую работу.

                Важный господин

- Учитель, смотрите, какой важный господин! Нетрудно себе представить, как он богат.
Учитель вгляделся:
- Трудно. Ты оцениваешь богатство по внешнему блеску, ничего не ведая об истинном состоянии господина. Можно иметь дорогие одежды и богатое жалование, но состояния не иметь.
Ты путаешь истинное положение вещей с сиюминутным статусом.

                Пыль

- Учитель, видите того важного господина? Я знаю его. Он выбился из бедной семьи. Сам в дорогих одеждах, а манеры скверные.
Учитель посмотрел на землю:
- Если из пыли слепить вазу и раскрасит её, она не будет благородной вазой. Если на свинью надеть корону, только она одна и будет себя считать королевой свиней.

                О воспитании

- Учитель, я сегодня беседовал с наставником своего племянника. Наставник мальчика – добрый и мягкий человек, жаловался на поведение и отсутствие старания подопечного.   Я вижу, как тот жалеет ребёнка, входит в его положения, но результата нет.
Учитель взял в руки кусок шёлковой ткани:
- Воспитание личности не каждому по силу. Если учитель не имеет внутреннего стержня, какой характер он сможет воспитать в другом?
- Учитель, но как узнать  - какому наставнику можно доверить воспитание юного родственника?
Учитель перехватил ткань с двух сторон и натянул:
- Твёрдость характера проявляется во внешнем виде и словах. Если  наставник говорит о жалости к ребёнку – гони его прочь. Жалость уродует личность. Личность требует уважения.
Если характер наставника подобен шёлку на руке – гони его прочь. Стержня нет. В нём едва хватает силы на него самого.
Если одежда наставника безлика, а в глазах нет огня – гони его прочь. Это серая личность – ему нечем увлечь за собой.

                Дело

- Учитель, почему мне не поручают серьёзных дел, я же многому обучался?
Учитель похлопал большое дерево:
- Прежде чем взяться за большой дуб, сначала нужно справиться с десятком молодых берёзок.

                Правила

- Учитель, мне не даёт покоя тема морали и нравов. Зачастую, я это наблюдаю в жизни,  у человека безнравственного всё в порядке. Так неужели, чтобы быть благополучным, нужно грешить?
Учитель нахмурил брови:
- Во всём есть свои правила, и всему есть своя мера. Если ужин обилен, то появляется соблазн съесть много разных несочитаемых между собой блюд. Но если быть неразборчивым, может случиться завороток кишок.

                Стул

- Учитель, мой дальний родственник ушёл из семьи, оставив жену и детей. У меня раздвоенное чувство. С одной стороны, мне жаль его оставленную семью, а с другой – я рад за родственника, он наконец-то счастлив.
Учитель ответил с равнодушием:
- Если в доме имеется стул со сломанной ножкой, хозяин может его слегка подлатать и пользоваться им, рискуя в любой момент упасть на пол. Можно сломанный стул поставить в угол и ругать, ничего не делая при этом, чтобы исправит ситуацию. Можно основательно отремонтировать стул и пользоваться им, без опасений за своё здоровье. Можно выбросить на улицу сломанный стул, и потом с завистью смотреть, как другой хозяин сломанный стул подберёт, починит и прочно на него сядет.

                Болезнь

- Учитель, спасибо, что навестили меня. Теперь я быстро поправлюсь.
Учитель остался серьёзен:
- Болезнь – это время для раздумья. Тело «сковывает движения», предоставляя возможность остановиться и осознать жизненные уроки.
Заключение, время, проведённое в постели дома или в ожидании своей очереди – всё это время для размышления.
Выздоровление желанно, но важнее  осознание – для какой цели, для чего была дана болезнь?

                Качество

                «Когда ученик готов, мастер появляется»
                Египетская мудрость

- Учитель, почему Вы не взяли в ученики Сяо? Я слышал, Вы обмолвились с ним всего парой фраз, и сразу отказали.
Учитель выбрал из вазы с фруктами, менее спелый плод:
- Звери не едят всё подряд. Мышка надкусит самый зрелый сыр. Грызуны поднимут только хороший орех и качественное зерно.
Слово имеет качество и по качеству сказанных слов можно судить о спелости «плода». Мне не под силу вырастить ореховое дерево из пустого ореха.

                Поток

- Учитель, зачем Вы взяли мешок с фруктами от соседа? В Вашем дворе достаточно фруктов.
Учитель не колеблясь, дунул:
- Это поток. Чтобы он не прерывался, нужно постоянно дуть. Чтобы в дом пришло благополучие – нужно научиться брать. Если дают – значит, есть возможность.
Кто закрывается от потока, пусть не жалуется, что удача обходит его стороной.

                Взаимопонимание

- Учитель, я наблюдал за Вашей встречей с гостями. Ваши гости и Вы молчали всё-то время, что провели вместе. Когда я встречаюсь с друзьями, у нас шумно, все наперебой говорят.
Учитель  тепло улыбнулся, вспоминая друзей:
- Люди, часто слушают только себя, разговаривая с кем-либо. Это мешает взаимопониманию. Когда наступает взаимопонимание – слова могут быть и не нужны.

                Уважение

- Учитель, вчера на приёме одного важного начальника, я заметил, как тот напыщен и пренебрежителен к подчинённым, а те еле сдерживаются, чтобы соблюсти правила. Сами кланяются, а в глазах презрение.
Учитель развёл руками:
- Деньги к деньгам. Уважение к уважению.

                Интерес к жизни

- Учитель, как Вы всё успеваете? Откуда у Вас столько энергии?
Учитель прищурился, глядя на солнце:
- Если тебе интересно жить –  ты живёшь. Если неинтересно – смотришь, как живут другие.

                Правда

- Учитель, почему окружающие не любят мою тётушку, она же честный человек и всем и всегда говорит правду?
Учитель согласно закивал головой:
- Люди любят честность по отношению к себе, но не расположены её о себе слышать. Не правда ли, дурак?

                Сопричастность

- Учитель, почему Вы так спокойны? Я знаю, в вашей семье трагедия.
Учитель казался равнодушным:
- Однажды мой сын, тогда ещё мальчик, находился при смерти, а я целыми днями находился с ним рядом – причитая и дёргая лекарей ежеминутно. Сын лежал умиротворённо, лишь изредка крича от боли.
Молодой организм справился, а я осознал, что  истерики и причитания ровным счётом ничего не стоят, когда всё решает терпение и время.
Главное быть рядом, это самая большая помощь.

                Выбор

- Учитель, я хотел бы жениться. Как сделать выбор?
Учитель начал загибать пальцы, перебирая:
- Если ты ищешь в жизни благополучие – выбирай не невесту, а её родителей; если счастья в семье, то выбирай характер и хозяйственность; если тебя интересуют утехи – выбирай темперамент и формы.
И помни о самой распространённой ошибке! Выбирая всего лишь формы, не спрашивай, когда утихнет страсть, почему тебя перестали понимать в собственном доме?

                Напутствие

- Учитель, я вскоре женюсь, и хотел бы услышать от Вас напутствие.
Учитель лукаво улыбнулся в ответ:
- Пусть, тебя всегда будут любить за то - что ты есть, и прощать за то - чего у тебя нет.

                Фокус реальности

                Лицом к лицу
                Лица не увидать.
                Большое видится на расстоянии.
                «Письмо к женщине».
                С. А. Есенин

- Учитель, почему Вы отвечаете на вопросы издалека?
Учитель взял в руки цветок:
- Попробуй, приблизь цветок близко к глазам…всё расплывется. Размоются границы.
            На определённом расстоянии цветок будет виден весь, со всеми красками и нюансами. Иногда требуется постепенно приближаться к сути, что бы более чётко увидеть целостность и осознать назначение.

                Тигрица

-Учитель, почему Ваша дочь не выходит замуж? Разные люди звали её.
Учитель посмотрел наверх и указал на высоко парящую птицу:
- Люди, как и птицы и звери ищут себе подобных. Тигрица спаривается с тигром. Нет «тигров» в нашей округе.

                Требования

- Учитель, почему одна из моих сестёр, не может удачно выйти замуж? Она не красавица, но амбициозна и знает, что хочет.
Учитель взял в одну руку расписную пиалу, в другую камень:
- Твоя сестра предъявляет к избранникам столь высокие требования, что уже сама не соответствует им.

                О хозяине

- Учитель, можно ли назвать богатым и хорошим хозяином того, у кого под носом процветает воровство? Моему начальнику удалось вырастить большое количество кур, но размер курятника так велик, что лисы ежедневно подворовывают, а он не может за всем уследить.
Учитель указал на крепкую дверь своего дома:
- Если у курятника дверь в прорехах и плохо закрыта, можно ли обвинять лис в том, что они действуют согласно своей природе? Даже при обилии кур, ежедневное расхищение выльется в большие потери за год. Вина будет целиком на хозяине, так как он позволит расплодиться лисам от обилия корма. Воровство будет приумножено, богатство нет. Хорош хозяин? Сам ответь.

                Договор

- Учитель, почему кто-то делает меньше всех работы, но получает на равных, а с кого-то спрос больше, притом, что  им и работы проделано больше. Это же несправедливость!
Учитель пожал плечами:
- А это – кто как договориться. Неважно, как это будет называться – ум или изворотливость. Весь мир держится на взаимных договорённостях.

                Игры

- Учитель, я часто совершаю в жизни ошибки, о которых потом сожалею.  Как избежать их впредь?
Учитель указал на столик для игр:
- Надо помнить и соблюдать правила той игры, в которую играешь.

                Поступок

- Учитель, какое качество в людях, вас удивляет больше остальных?
Учитель взял со столика изображение воина-героя.
- Меня всегда потрясает выбор человека в трудную минуту жизни или его повседневное поведение. Кто-то готов довольствоваться тенью, а есть те, кто не боится встать в круг света.

                Бонсай

- Учитель, почему мой друг не чувствует себя счастливым? В его жизни всё устроено достойно, он занимает хорошую должность. Я думаю, родители вовремя его поправили, так как мой друг с детства мечтал заниматься только искусствами.
Учитель указал на бонсай:
- Твой друг хотел расти согласно своей природе и внутренним желанием. Те, кто отвечал за него, где-то грубо, где-то тонко (иначе можно сгубить), корректировали его рост, согласно своим представлениям. Изгибалась форма, подрезались желания.
В результате – то же дерево, но только деформированная копия настоящего. Вместо живых уроков жизни, искусственные. Жизни то и не было. Чувство подмены и обмана не могут компенсировать человеку счастье, только комфорт без внутреннего наполнения.


                «Спящие люди»

- Учитель, что-то в этом человека не так. Он смотрит, но это другой взгляд, нежели у остальных людей.
Учитель вгляделся:
- Обрати внимание на проходящих мимо тебя людей. Они спят наяву. Их взгляд неосмыслен. Они проживают жизнь, но не видят её во всех нюансах.
А что касаемого человека, о котором ты говоришь – он смотрит как человек, который пробудился. К сожалению, я редко вижу такие глаза.

                Советы

- Учитель, почему одну из моих тётушек люди не воспринимают серьёзно? Она же хозяйственная, строга к себе и к людям? Когда же она даёт советы - её не слушают!
Учитель нашёл под деревом сухую ветку и вытянул вперёд.
- Все знают, что тётушка твоя - одинока и несчастна. К чему её рассуждения? Советы стоит принимать от счастливых людей.

                Рис
               
- Учитель, я очень разочарован в своём отце. Это чёрствый человек. Со мной случилось несчастье, в коем, правда, я был виновником. Отец мне помогал исправить ошибку с невозмутимым лицом. А после он спокойно удалился. Не понимаю, как можно быть таким равнодушным, когда дело касается судьбы его сына?
Учитель ушёл в дом и вернулся, держа в ладони рис.
- Рису всё равно. Его не заботят твои беды. Его может вообще не быть, если люди будут заниматься только самобичеванием, или обидами. Приплод бывает там, где заботятся о вечном. Твой отец мудрый человек. Он не тратит силы на обиды, он занят вечным. Поэтому с ним не происходят несчастья, ему, некогда их устраивать. Подумай о рисе!

                О покое

- Учитель, я много размышляю о жизни, так как многое в ней меня беспокоит. Вы же размышляете о мире с чувством умиротворения. Я смогу этому научиться?
Учитель, разглядывая прыгающего во дворе воробья, ответил:
- Беспокойному уму – нет покоя.

                Следуя за временем

- Учитель, зачем вы все время учитесь?  Разве это не доля молодых?
Учитель положил руки на книгу.
- Тот, кто следует за временем, будет всегда ко времени.

                Опыт 

- Учитель, с возрастом всё труднее и труднее переучиваться, или принимать чужую точку зрения. Наверное, всем в жизни с трудом даётся новый опыт.
Учитель вынес к ученику лимон, выросший в горшке.
- Посмотри, на это дерево, на его тонкие веточки. Когда дерево цвело, казалось, что плод будет настолько тяжёл, что сломает ветку, из которой произрастает.
Так и опыт не появляется вдруг, обременяя своего хозяина. Опыт и понимание растут вместе со своим хозяином, принося ему плоды. Ценность человека в его «плодах».

                Отчаяние агрессии

- Учитель, почему агрессивные и заносчивые люди, так отчаянно пытаются выйти в люди? У многих из них, нет ни опыта, ни знаний.
- Именно поэтому. Им нечего больше поставить на кон, кроме своих амбиций.

                Свой путь

- Учитель, я хочу найти свой путь в жизни. Что мне предпринять?
Учитель приложил руку к груди.
- Хочешь, чтобы дело приносило удовольствие - займись тем, к чему лежит твоё сердце.
Хочешь преуспеть - иди туда, откуда дует ветер, а найдёшь, держись его направления.
Хочешь признания – осваивай и делай то, что знаешь и умеешь лучше всего, не оглядываясь по сторонам. Носитель уникальных знаний – ты рано или поздно не увидишь рядом с собой равных.
Хочешь остаться собой – живи по совести, делай с удовольствием то, что нравиться больше всего  и не оглядывайся по сторонам.

                О созидании

- Учитель, почему я должен присоседиться к остальным? Я хочу как тигр – быть сильным и независимым!
Учитель указал на постройку.
- Может ли тигр созидать? Он ловкий и умелый охотник. Он способен убивать, но не может ничего строить. Муравьи и пчёлы, сообща, могут созидать, хотя никого не могут себе подчинить.
Если не будет дел, которые делаются сообща, то в мире могут остаться только хищники и тот - кто сильный и независимый.

                Интересы

- Учитель, как соблюсти свои интересы и сохранить отношения?
Учитель отвел ученика на скотный двор.
- Хочешь быть сытым – охраняй свою кормушку. Хочешь сохранить отношения – делись. Позволишь оттеснить себя, тут же всё поменяется. Станешь голодным и ослабнешь – и с тобой тут же перестанут считаться.
Если не хочешь подбирать крошки с земли - найди своё место и соблюдай свои интересы. Не занимай место другого. Зачем тебе враги?


                Та сторона

- Учитель, посмотрите на этого озлобленного человека. В его жизни не всё складывалась удачно.
Учитель подвёл ученика к северной стороне большого дерева и указал на мох.
- Та сторона, куда не светит солнце, может приобретать уродливые формы.

                О плодах

- Учитель, у меня ничего не выходит. Я много работаю, а результата нет.
Учитель выбрал из миски с фруктами жёлтую сливу и указал на дерево.
- Желая быстрее получись награду за свой труд, мы забываем о сливе. Даже она, даёт первые плоды не в первый год после посадки. В зависимости от сорта, нужно ждать два-четыре года. Так же и результат наших действий. Что то исполняется день в день, а иногда нужно терпеливо ждать годы, чтобы сорвать плод.

                Лекарство

- Учитель, смотрите. У этого человека есть все, о чём можно мечтать, почему же он выглядит несчастным?
- От каждой болезни, есть лекарство. Видимо, несчастный, имеющий всё, его ещё не нашёл.

                Справедливость

- Учитель, в жизни должна быть справедливость. Если человек хороший, он должен быть вознаграждён.
       Учитель достал из кармана монетку и убрал её обратно.
- Зачастую люди находятся в состоянии ожидания. Словно кто-то придёт и за нас всё сделает.
    Справедливость в возвратности: деньги должны приносить деньги, дети – детей, одиночество – тоску, хорошие поступки – ответное добро.

                Условия любви

- Моя мать ругала сестру за то, что та толстая. А когда сестра похудела, ругала за то, что слишком худая. Мол, это не нравиться мужчинам, и её никогда не возьмут замуж.
- Дело не мужчинах. Пусть сестра спросит, какой её нужно стать, чтобы понравиться матери. Но ответ прост. Матери, которой не нравиться вес свой дочери - не нравиться сама дочь, а не её вес.
Истинная любовь, ты знаешь, принимает без условий.

                Стабильность

- Учитель, можно ли прожить жизнь в стабильности?
- Я отвечу так – император жив, пока за него умирают его подданные.

                Мыши в амбаре

- Соседняя деревня ополчилась на нас. Грозит оставить нас без помощи. Меня и сельчан это очень беспокоит.
- Не нужно уподобляться мышам, которые сидят в амбаре полным зерна, но мечутся в панике.
В селе достаточно всего, чтобы справляться самим.

                Горизонт

- Учитель, как вам удаётся находить решения в безвыходных ситуациях?
Учитель бросил маленький предмет в пиалу.
- Безвыходные ситуации – это яма. Главное, не смотреть на ситуацию со дна, где ты будешь видеть только стены и недостигаемую высь, но и не смотреть с верху – в низ. Стараясь оставаться поверх проблемы, ты увидишь и яму и горизонт. Имея горизонт, всегда легче определить новый путь и обойти яму.

                Сожаление

- Учитель, есть что то, о чём вы сожалеете в своей жизни?
- О том, что мне в юные годы не встретился мудрый человек. Глупо учиться на своих ошибках, когда уже есть сложившаяся практика  и опыт поколений.

                Иной путь

- Учитель, каждый раз меня удивляет мой сосед. Он сведущий в травах. Кажется, он знает о них всё. Или взять моего друга, вы знаете его. Создаётся впечатление, что он знаком со всеми литературными произведениями мира. Как в одном человеке умещается столько знаний?
Учитель взял под руку ученика.
- Каждый знает ту дорогу, по которой ходит. Но есть и те, кто видит дороги, по которой идут другие, и даже те, кто может себе представить иные пути.

                Кошка

- Учитель, почему к Чу идёт наша кошка, а ко мне нет? Чу, не кормит кошку, не ухаживает за ней, а она встречает его у порога, приходит к нему и подолгу сидит на коленях. Он даже не гладит её, говорит - она не любит этого.
Старик не удивился:
- Многие люди забывают о «кодексе кошки», оттого случается недопонимание.
- У кошки есть свой кодекс?
- Если ты уважаешь кошку, её право поступать по своему усмотрению, она будет тебе доверять. Кошке всё равно умный ты или глупый, удачливый или невезучий – она чувствует твоё отношение лично к ней.
- А причём здесь отношение между людьми?
- Если ты уважаешь человека, близкого тебе, либо первого встречного, он почувствует твоё отношение к нему без слов. Либо будет доверять тебе, либо сторониться - кошку трудно обмануть.

                ***

- Я ответил на твои вопросы. Всё что я сказал – относится именно к тебе. Не обобщай. Для каждого своё слово.