Журналистика и литература

Латиф Бабаев
   Два дня назад я получил по электронной почте письмо от  редактора солидного, многотиражного журнала, в котором он предложил мне написать статью на актуальную сегодня тему. Статью я должен написать за четыре дня, для чего мне надо дописать две-три страницы к уже написанной мною миниатюре. Для опытного журналиста это, как говорится,  плёвое дело. Но совсем иначе для меня, не журналиста, склонного к творчеству литературному. Я, конечно, некоторое отношение к журналистике имею. По крайней мере, являлся членом Национального союза журналистов Украины (его отделение в Крыму как-то мирно исчезло, а крымские его члены перешли в Союз журналистов России). Где-то печатался, что-то опубликовал.

Имею отношение и к литературе. Не являясь писателем, уже более 15 лет состою в одной из международных писательских ассоциаций, представляю один из литературных журналов в Крыму. В этом плане тоже что-то издал, где-то публиковался, но, повторюсь, я более склонен к творчеству литературному, а потому для такого задания я мало пригоден. И вот почему.

     Для пояснения этого я задумался о том, чем же отличается журналистика от писательства. Сразу оговорюсь, здесь я изложу лишь своё видение, которое совсем не обязательно во всём правильное.
Мне не раз приходилось слышать от достаточно известных писателей, в прошлом  известных журналистов, что переход от журналистики к писательству очень болезнен.
 
   Перефразируя известный афоризм можно сказать и так - для того, чтобы перейти от журналистики к писательству необходимо по капле выдавливать из себя журналиста. И даже в таком случае, сетуют такие писатели, им постоянно приходится подавливать в себе журналистские навыки.
    В чём же здесь дело. А проблема в том, на мой взгляд, что журналист занимается отражением внешнего мира, а писатель создаёт его в своём воображении. У журналиста его герои – реальные люди. У писателя действующие лица, чаще всего, люди, созданные его фантазией. Журналист нередко, а лучше сказать часто, связан конкретными сроками, вынужден потому писать в ускоренном темпе. У писателя, особенно известного, такие сроки иногда устанавливает издатель, но они много больше по времени. Журналист, быстро накопив необходимые для статьи материалы, тут же садится за написание её. Писатель, поймав идею будущего произведения, долго размышляет о содержании будущего произведения, вживается в образы персонажей, по сути, рождает их в своём воображении.

    Но у этих профессий есть и общее. Они бывают иногда одинаково опасны, ибо бывает, что их творения могут очень не нравиться власть имущим, за что их и наказывают.

    А я два дня нахожусь в состоянии тревожном. Два дня в глубоких раздумьях. Пока написал лишь одну строчку, которая, как мне кажется, была бы удачной для последнего предложения статьи. Но очень хочется выполнить предложение редактора, очень уважаемого мною человека, настоящего писателя, поэта. Осталось всего два дня. Напишу ли я эту статью? Не знаю, не уверен, но стараться буду.