Что едят черепахи?

Ирина Санникова
-Что едят черепахи?
И я не смогла ответить.
-Траву, водоросли, наверное, - предположила я.
-И всё?
-Может быть, насекомых...
-А они хорошие?-В мире нет ничего только хорошего и только плохого. Часто бывает, что всё имеет две стороны- лицевую и обратную...
-И даже вода и огонь?
-Конечно.
- Вода бывает доброй, когда идёт дождь.
-А когда дождь бывает злым?
- А когда ливень? Тогда дождь может идти, не переставая несколько дней подряд. Вода выходит из берегов, затапливает жилища людей, затапливает домашний скот. Это страшно, когда ты просыпаешься однажды и видишь много воды вокруг...
-А у тебя так было?
-Да, однажды горная речка ночью вышла из берегов. Вода, обычно спокойная и прозрачная, стала коричнево-грязной, она бурлила, пританцовывая на каждом камешке этой мелкой речушки, радовалась свободе...А я стояла и не знала, сколько времени нам выделено на быстрые сборы- чтобы собрать палатки, вещи и сняться со стоянки...

Тут мне позвонили и пригласили отправиться в поход не несколько дней в горы.
-Я тоже хочу идти  в поход!- твердо сказала Лиза.-Ты возьмёшь меня в поход?
-Видишь, в поход идут дети постарше тебя...

Лиза обиделась.

-Настя в походе нашла большой камень гранат, я тоже хочу что- нибудь найти!

-У тебя впереди будет много походов. И они становятся интереснее тогда, когда у тебя в походе будет какая-нибудь цель- увидеть самый высокий кедр, найти большую кедровую шишку или сфотографировать громадного живого рака...Бывают такие интересные  моменты....

Однажды мы жили недалеко от громадного старого дерева, на котором жили Чибисы. Небольшие птички, похожие на голубей. И поляну называли Поляна Чибисов. И чибисы совершенно нас не боялись. Мальчишки  с раннего утра убегали к громадному дереву, одиноко стоящему на поляне, пропадали там всё свободное время.А чибисы разгуливали по траве, иногда вытягивая свои головы. Их можно было даже поймать руками, гладить.
Местные жители говорили, что птицы не даются в руки и гонят пришельцев со своей территории. Но у нас было по-другому. Мальчишки их гладили, подкармливали. Один мальчик, Антон, хотел увезти домой небольшого чибиса. Но ему нужно было разрешение матери.Но качество телефонной связи не позволяла ему просто взять и позвонить- сотики не работали.  И однажды, когда мы поднялись  в горы, он пробрался в небольшой грот и решил позвонить домой.
Ко всеобщему удивлению, телефон заработал!
-Мама, это я.
-Ты где?
-В горе.
Только успел сказать Антон, и связь оборвалась.

А потом, вечером, к нам пришли в гости местные жители. Они принесли свежих огурцов и помидор,картошки, а мы кормили их макаронами по-флотски.

-Я тоже хочу также!
-Солнышко моё, у тебя ещё всё впереди. Сейчас для тебя главное - получать знания, и научиться ими пользоваться.

Лиза сорвала стручок гороха, и, увидев круглые зеленые плоды, спросила:
-А почему горох назвали горох?
-Давай подумаем, почему...Какие ещё слова ты знаешь похожие по звучанию?
- Го-род! О-го-род!...-Лиза задумалась, но не смогла вспомнить ещё слова,- а больше я не знаю...

-Раньше города были укрепленными крепостями, где могли укрыться от врагов жители. И место для постройки городов выбиралось специальное, чтобы и красиво было, и защита была: на возвышении, чтобы врагов издалека можно было увидеть, и чтобы вода рядом была. Как без воды человеку жить? Ни попить, ни пищу не приготовить, ни умыться или постираться...Города имели круглую форму, как и огороды...Огороды, правда, часто не имели таких мощных заграждений, как сейчас ставят вместо заборов на дачах, а вот города обносили высоким тыном из толстых брёвен. Огораживали. То, что огорожено, имело границу, и имело хозяина, а что вне огороженного- было чужое, другое.Рыли вокруг глубокий ров, который заполнялся водой. Могли даже  крокодилов запустить или какую-нибудь хищную рыбу, для устрашения. Для того, чтобы показать свою значимость и власть.

-А черепах могли помещать в ров?
-Вот этого я не знаю. Они ведь не страшные, безобидные с виду. Медлительные.

-А ты любишь черепах?
-Конечно  люблю.
-А черепахи едят горох?
-Вот не знаю, к сожалению.
-А ведь у черепахи круглый панцирь, а почему её назвали черепаха, а не горо-паха,- Лиза засмеялась от своей придумки.
- А сама ты думаешь, почему?
-У неё голова как череп! А горох- он же мелкий, круглый.
-Моя бабушка называла любую мелкую круглую крупу горохом. Даже пшено!

-Да...А всё-таки, что едят черепахи?

...Через несколько дней я снова встретилась с Лизой. Но теперь я знала, что же едят черепахи. На прозе один из авторов, Геннадий Штогрин, ответил мне на мой вопрос.
Лиза нашла на огуречной грядке двух красавиц- улиток.
-Смотри,у них чёрные рожки! Возьми их себе домой!-сказала Лиза, показывая мне на ладошке двух достаточно больших улиток.

-Лиза, я не могу взять улиток, потому что надо за ними ухаживать, а я могу забыть их покормить. И они могут умереть. Я буду невольной убийцей.

-А верблюда можешь завести, его же не нужно часто кормить, у него есть горбы, с резервной  едой.
-Да нет, Лиза, мне лучше вообще не заводить никакую живность.
-Ты боишься, что их надо кормить вовремя?
-Да, я сама иногда забываю.

-А ты узнала, что едят черепахи?
-Да, солнышко. Они с удовольствием хрумают и огурцы и то из чего сами состоят,плоть...
-А что такое- плоть?
-Тело, мышцы, то, что мы называем мясо.
-А у черепах есть тоже мясо?

-Конечно, голова и панцирь- это костяная защита, а внутри мясо. Я читала, что некоторые гурманы любили готовить в панцире черепаховый суп. И поэтому некоторые виды черепах стали уменьшаться...

-Знаешь, я подумала и решила, что черепахи могут поедать не только морские водоросли, но и морских рыбок.

-Значит, они хищники?
-Конечно.
-Давай в следующий раз поиграем в черепах, они будут охранять наших лошадок от злобного Динозавра!- предложила Лиза.