Уральские каникулы

Тауфик Каримов
- Когда я был маленьким, я тоже отдыхал в пионерских лагерях... Нам тогда приходилось туго - спали в самодельных шалашах, готовили пищу на костре, сами таскали воду, сами стирали - очень были не устроенны в бытовом отношении!..
А теперь, оглянитесь вокруг - какие вам корпуса понастроили, какие газоны разбили, водопровод, телевизор, газовая кухня, парники, цветники, мероприятия!..
Дети, вы хозяева лагеря, вы!..
От вас, что требуется, друзья мои?..
- Ди - сци - пли - на!!!

Из выступления директора пионерского лагеря товарища Дынина, кинофильм Э.Климова «Добро пожаловать, или «Посторонним вход воспрещен», 1964 год


УРАЛЬСКИЕ КАНИКУЛЫ


Летом 1966 года, меня, только что закончившего первый класс, родители решили отправить на мои первые каникулы к родственникам в соседний город Уральск.
И вот я со своим старшим братом-шестиклассником, оба экипированные фуражками и с гостинцами в авоське, на бывшем американском, а теперь советском самолете ЛИ-2 вылетели в соседний городок, расположенный от нашего Гурьева в 540 км вверх по Уралу...
* * *

        …Каникулы протекали в своем обычном режиме.
Наш район проживания – улицы имени Орджоникидзе, Короленко, 8 Марта, Тукая,  Комсомольская и Татарский переулок, относились к бывшей здесь до революции 1917 года Татарской Слободе, почему все соседи и были здесь преимущественно казанскими татарами.
С пацанами со всех этих улиц играли в футбол, бегали купаться на речку Чаган, ходили в Ханскую рощу, покупали мороженое по 10 копеек, иногда дрались, иногда ходили смотреть кинофильмы в кинотеатры имени Гагарина и имени Чапаева, расположенные на проспекте Ленина.
По единственному в нашей округе соседскому черно-белому телевизору, всей своей детской компанией с восхищением смотрели знаменитые, любимые нашими взрослыми, советские кинокомедии, но почему-то только тридцатых годов.
Это были «Веселые ребята» и «Волга-Волга» с Утесовым, Орловой и Ильинским, «Кричи - не кричи «совершенно секретно»!..» которого, сразу же стало и нашим любимым выражением. Так же, как и «Муля – не нервируй меня!..» из «Подкидыша» с Пляттом. По любому поводу – надо - не надо…
На какое-то время кумиром стал и Антон Кандидов из фильма «Вратарь» по книге Льва Кассиля «Вратарь Республики».
Запомнился и беззвучный, под аккомпанемент фортепиано комедийный фильм с участием Чарли Чаплина, и виденный всей детворой по тому же самому ТВ, в том же самом побеленном саманном домике напротив...
Мне же особенно нравилось, набегавшись в футбол, уединиться в высоких кустах и траве и вылавливать кузнечиков.
Это было так здорово – пробираться в самую гущу этой выше тебя сочной темно-зеленой травы, как в самый настоящий лес, и часами пропадать там, в прохладе. Уходя из мира взрослых в свой мир, мир кузнечиков, бабочек, божьих коровок и других всевозможных букашек, живущих, ползающих и летающих там, внутри!..
Спрятавшись от всех, я мог часами пропадать в этих зарослях и бурьяне, выросших на углу одной из близлежащих улиц…

* * *

Вскоре старший брат улетел назад в Гурьев, и я остался у родственников один.
И тут хитом лета того года в Уральске стал кинофильм «Крепкий орешек» с участием Румянцевой и Соломина, красочно разрисованные огромные цветные афиши которого призывно звали посмотреть этот фильм всякий раз, когда мы проходили или проезжали на автобусе мимо кинотеатра.
Однако билеты купить было невозможно – и стар, и млад в буквальном смысле слова валил на эту комедию валом, выстаивая длиннющие очереди с самого раннего утра.
Но вот однажды, наша компания решила все-таки сходить на этот фильм, на дневной самый первый его сеанс. Собрав по 15 копеек, большинство решило направить за билетами меня.
Долго не думая, сжав общественные копейки в кулаках, я помчался в летний зал кинотеатра имени Чапаева, находившегося от нас в минутах десяти бега. Прибежав к заданному месту, я поразился пустоте у билетной кассы – там не было ни единой души!..
Поглазев на огромный рекламный щит, на котором цветными красками было нарисовано название фильма, я тут же попросил семь билетов на ближайший сеанс.
А затем, не веря своему счастью, тщательно почистив брюки и сандалии, надев чистые рубашки, вся наша компания вприпрыжку, почти бегом, настроившись на предстоящий просмотр фильма, помчалась в кинотеатр. Придя туда, мы уже все вместе поразились пустоте и тишине, царившей вокруг...
Усевшись в абсолютно пустом зале, мы напряженно стали ждать начало фильма. Наконец свет погас и начался документальный фильм, обычно предварявший тогда начало любого кинофильма.
          Однако, цветной документальный фильм под названием «Страна называется Чили» никак не собирался заканчиваться. Смотря на разрушения после землетрясения, происшедшие в этой доселе неизвестной нам стране мы, теряясь в догадках, не знали, что происходит в кинозале и когда же начнется этот долгожданный «Крепкий орешек»…
Вскоре фильм закончился и мы, расстроенные, окончательно поняв, что билеты купил я не на тот фильм - от радости, что нет очереди, видимо, перепутав и назвав кассиру иное время начала сеанса…
И вот до сих пор помнится, как при выходе из темного кинозала нас встретили ослепительно-раздражительный яркий солнечный свет летнего дня и огромная, плотная толпа зрителей, ожидавшая начало настоящего фильма, с удивлением уставившаяся на нас, семерых мрачных, прищуривающихся пацанят, выходивших после просмотра политического документального фильма для взрослых…
Стойко пережив все это, мы, каждый уже со своими взрослыми, позднее, конечно же, побывали на просмотре этой веселой кинокомедии на военную тему...

* * *

        …А тем временем, мои первые каникулы продолжались.
И вдруг, в конце июля наши родственники решили отправить меня в пионерский лагерь. Что это такое – тогда я еще не знал, и не имел ни малейшего представления.
Как оказалось, именно с этой целью и доставил меня мой старший брат в Уральск, а значит, это и было самым главным в моем пребывании здесь – после успешного окончания первого класса я должен был отдохнуть и набраться новых сил.
Молча, без возражений согласившись с решением взрослых, в день «икс», я залез в мотоколяску старенького мотоцикла «Иж» и со своей тетей выехал в этот загадочный пионерлагерь, про себя представляя, как по возвращении в Гурьев буду всем рассказывать о своих приключениях  и путешествиях. И тем более, на мотоцикле!..
          А путешествие в лагерь, действительно запомнилось - по дороге, далеко за городом, среди леса и фруктовых садов, нас застал мощнейший летний ливень и мотоцикл, с натугой рыча, несколько раз застревал в грязи, но мы всякий раз выкарабкивались, продолжая свое движение вперед.
Наконец, мы прибыли к высоким деревянным воротам пионерского лагеря и меня зачислили в самую младшую возрастную группу.
Там только и выяснилось, что по возрасту, я - самый младший вообще во всем лагере. Вокруг были или октябрята или пионеры, и даже комсомольцы, а я был всего лишь будущим второклассником, к тому же еще и беспартийным…
Но, деваться некуда, и я остался один отбывать это благое пожелание взрослых. Один - в самом буквальном смысле этого слова, так как со старшими и по возрасту, и по росту я не мог играть ни в футбол, ни в какие другие игры – у них были совсем другие интересы. Поэтому, сидя на длинной лавке для зрителей футбольного поля, я мог лишь наблюдать, как пятиклассники гоняли там мяч.   
И время для меня остановилось – зависнув в ожидании развязки, т.е. окончания смены. Дни, особенно вначале, тянулись тоскливо и нудно – даже поговорить было не с кем.
            Так и бродил я один целыми днями по лагерю, утопавшему в густой зелени высоких деревьев, никому не нужный, считая дни и наблюдая за новыми для меня порядками и правилами…
            Но именно там и тогда я узнал коллективные утренние физкультурные зарядки под гармонь, построения и линейки под звуки горна, доклады командиров отрядов, пионервожатых, поднятие флага лагеря на флагштоке, концерты и смотры художественной самодеятельности, полдники.
Научился играть в «футбол» хлопками с бумажным мячиком на столе, увидел побоища подушками во время «тихого часа», с пением патриотических и пионерских песен принимал участие в пеших пионерских маршах и походах по близлежащей местности.
А потом, в завершение всего, впервые в жизни увидел огромный пионерский костер, который как будто стремился ворваться в ночное небо Приуралья, чем и завершилась наша смена.
На память о пребывании в пионерском лагере, кстати, в первый и последний раз, получил я и первую свою книгу в стихах под названием «Дерево приехало», которое по возвращении потом с гордостью буду показывать всем своим родственникам.
Вскоре, за мной прилетела уже моя мама, и мы возвратились домой…

* * *

Прибыв в Гурьев, я, действительно соскучившись по дому, вначале с интересом пробежался по нашей небольшой улочке называвшейся площадь имени Кирова, потом постояв на крутом берегу Урала, начал внимательно рассматривать заросший густой зеленью, аккуратный и ухоженный нашим отцом двор.
Был конец августа, а потому на виноградниках уже висели тяжело налитые кисти черного винограда, на грядках обильно росли помидоры, огурцы, а вдоль забора - высокая кукуруза и ярко-желтые подсолнухи, украшавшие весь двор, придавая ей особую красоту и праздничность.
Только после этого я зашел в наш дом, где меня встретила такая родная и добрая чистота, тишина и прохлада, и особый, неповторимый, присущий каждому дому свой, знакомый с самого твоего рождения, запах…    
 
Вот так и закончились мои первые школьные каникулы, проведенные в пятистах километрах от дома, в старом и некогда богатом историческими событиями губернском городе Уральск.
Но самое большое впечатление на меня произвели тогда те наши пионерские походы, маршруты которых пролегали в таких живописных местах, которые были доселе еще неведомы восьмилетнему пацану из тогда захолустного городка Гурьев. Потому, видимо, и запомнилось мне все это в таких деталях и подробностях.
Тот бесконечный яблоневый сад из маленьких, зеленых и кислых ранеток, извилистая тропинка среди высокой и сочной травы, широкие кроны деревьев, закрывающие ярко светящее и палящее солнце, коровы, пасущиеся у тихой речки, хвостами отгоняющие надоедливую мошкару и заросли коричневых камышей на берегу…
И самое главное - на застывшей водной глади, по которой, как конькобежцы носились лишь неугомонные водомеры, и словно из сказочно-фантастического мира лежали разложившиеся огромные зеленые листья-лепешки и кувшинки, в центре которых цвели, притягивающие к себе, необычайной красоты, раскрывшиеся желтые лилии...

Из книги "Облака плывут..."