Радха Говинда дас - С умом надо договариваться

Ваня Кузьминов
В начале духовной жизни мы все делаем эту ошибку - забиваем свой ум. Взять его, убить просто, уничтожить. Он делает вид, что он убит. И потом в самый неподходящий момент от начинает такое вытворять...

Приводиться пример в Упанишадах. Они сравнивают ум с лошадью. Иногда нужно подтянуть вожжи, иногда их нужно опустить. Если все время держать вожжи слишком натянутыми, лошадь взбрыкнётся, и скинет своего наездника. Если просто отпустить вожжи, лошадь пойдет, куда захочет. Куда-нибудь в канаву, или броситься со скалы.

Поэтому нужно знать управление своим умом. Преданные сразу хотят чистой преданности. Они хотят сразу не есть шоколад, не смотреть кармические фильмы, не слушать кармическую музыку, не смотреть "Махарабхарату". Потому что все герои в "Махабхарате" - это карми несчастные. Поэтому их настроение тебе передастся. И Харе Кришна маха-мантру не дай Бог ты будешь играть на гитаре, потому что это не соответствует классическим рагам. И чего я там только не наслушался, чего нельзя.

Такие "нельзялки", они год-два тянутся в таком режиме. Они просто сжимают пружину, и потом она выстреливает. Самые ведические матаджи, которых я видел в жизни, у которых не бинди, а биндюга такая, светофорище красное. У которых пробор, они брили просто здесь, чтобы было видно, что это пробор. Которые зачадаривались своими сари, чтобы ни одного куска кожи не было видно. Настолько они были целомудренными. Ровно через 3 года они приходят в храм в мини-юбках, с накрашенными губами, с бигудями, с химиями со всякими. С такими наращенными ногтями, что они даже прасад не могут толком поесть.

Почему? Потому что в свое время они были слишком ведическими. Чересчур ведическими, наиграно ведическими. Искусственно ведическими. Они играли роль. Это называется дамбха. Они играли роль, они прессовали свой ум. И потом этот ум им просто выстреливал.

Это очень напоминает поговорку: "Take it easy. Расслабься немножко". Но в правильных рамках. Иногда начинающему преданному лучше послушать 20 минут свою кармическую музыку, чем он будет себя подавлять. А потом ему это где-то выстреливает. Особенно музыканты, художники. Им надо что-то рисовать. Им надо что-то слушать. Или люди каких-то других профессий. Если все это отбрасывается как майя. Оно потом выстреливает.

Поэтому нужен наставник, который будет говорить тебе, в какой дозе ты можешь эти вещи принимать. Для того чтобы дать своему уму чуть-чуть то же его пищи. Травки, чтобы он ее пожевал, чтобы ты смог с ним договориться. Иначе если ты вообще ему ничего не даешь... Я помню, как мы шутили здесь: "Садхана, джапа, Шримад-Бхагаватам, Гуру-пуджа с утра, и вечером индийский фильм и шоколадка". Иначе ум брыкается.

Речь идет о неинициированных преданных. Я обращаю внимание. Потом, когда вы получаете посвящение, предполагается, что к этому времени вы уже научились в какой-то степени управлять своим умом. И вы уже внутри решили: "Все, я буду слушать бхаджаны. Я буду смотреть фильмы о Прабхупаде. Я буду читать шастру". Дай Бог вам, время на то, чтобы перечитать Чайтанья-чаритамриту и Шримад-Бхагаватам уже...

Я разговаривал с одним преданным. У нас у обоих был такой период, когда нам хотелось классику почитать. Достоевского, Толстого... И потом делились. Я говорю: "Ну и как?" Он говорит: "Знаешь, вот..." Он очень классно это описал, я не мог это словами передать. Я сказал: "Это все туфта". "Да. Ты знаешь, я понял: "То, что есть в шастрах на одной странице, сжато, точно. Это у Достоевского или Толстого это конкретно разбавлено в трех, четырех томах. И ты, чтобы это получить, эту мысль, эту идею, надо перечитать кучу мякоти какой-то надо переживать, чтобы получить эту капельку нектару. Капельку этого духовного ощущения, катарсиса, очищения. Ты берешь просто «Бхагавад-гиту», 2-3 страницы почитал, и ты получил это в конкретной сжатой форме".

Поэтому иногда может быть нужно будет своему уму давать такую возможность: "Ну хорошо, хочешь опять к этому вернуться, попробуй". Но уже вкуса не будет.

Это искусство. И смысл этого всего не в том: "Ура, можно смотреть фильмы. Ура, можно шоколадку. И ура, можно читать кармические книги". Нет, смысл не в этом. Мы не должны этих вещей делать. Но если мы слишком начинаем с самого начала, мы слишком резко начинаем, и мы подавляем эту пружину, она потом с годами отстреливает. Поэтому прежде чем стать ведическими внешне, давайте разовьем внутреннюю ведическую культуру и ведическое понимание. И потихонечку придем к уровню, когда мы будем все больше и больше элементов ведической культуры, брахманической культуры применять в своей жизни. И это будет гармонично сочетаться с той адхикарой, с тем уровнем, который у нас сейчас действительно есть.


2015.07.01. Семинар "Обзор Манах-Шикши". Лекция 2.