О убиенных Борисе и Глебе...

Юрий Сокол
   Сегодня (6 авг.) РПЦ отмечает память убиенных князей Броиса и Глеба - младших сыновей кн.Владимира, рождённых от византийских корней кн. Анны,условием женитьбы на которой было крещение самого Владимира и Руси. До сих пор не утихают споры о том, кто на самом деле убил этих священномучеников.Рассматривают два главных варианта: 1 - к убийству прямое отношение имел сводный брат Святополк, сын Владимира от "гречанки"; 2 - мог быть участником и Ярослав Мудрый, сын Владимира от первой жены - полоцкой княжны Рогнеды. Интересную версию изложил В.Топчий в 2009 г.
   " Князь Владимир имел 12 сыновей. После его смерти старшим в роду оставался Святополк, князь Туровский. Интересна история его рождения. В междоусобной борьбе за первенство в Руськой земле князь Владимир убил своего брата Ярополка. Силою взял в жёны его беременную жену и усыновил родившегося мальчика. Злые языки на Руси говорили, что Святополк родился от двух мужей. Поэтому он вряд ли испытывал родственные чувства к своему дяде. И уж не в раннем ли возрасте у князя зародился смелый и коварный план отомстить убийце отца? Князь Владимир, видимо, чувствовал скрытую неприязнь приёмного сына. И когда пришло время повзрослевшему Святополку дать удел, посадил недалеко от себя, тут же, в Киевской земле, в Турове на Припяти. Женился Святополк на дочери польского короля Болеслава Храброго. Духовником семьи стал епископ Рейнберн. Именно он склонил Святополка к принятию догм христианской веры западного толка. Святополк отошёл от восточной христианской церкви, что ещё больше укрепило его неприязнь к приёмному отцу. Время для заговора созрело. Но слишком неосторожно действовал молодой князь. Заговор был раскрыт, а Святополк с женою и духовником были вызваны в Киев и посажены в поруб-тюрьму. И только неожиданная смерть князя Владимира позволила вырваться ему на волю. И думается, не без действенной поддержки своих сторонников.

     Святополк не бежал в Польшу, как утверждает хронист Титмар, а активно включился в борьбу за Киев. Ночью он тайно(?), завернув в ковёр, хоронит Великого князя в Десятинной церкви, а утром задабривает киевлян щедрыми обещаниями. С большой неохотою киевляне соглашаются признать новую власть. С неохотою может быть потому, что среди горожан распространился слух: князь Владимир не умер, а убит в результате заговора (поэтому и похоронен тайно). И Святополк причастен к нему. А признавать, скрепя сердце, всё-таки приходилось. После смерти отца Святополк по праву старшинства претендовал на престол. Да и не хотели киевляне кровопролития!

     Как говорится: “Из грязи да в князи”, из тюрьмы да на киевский престол! Склонить киевлян на свою сторону было лишь только полдела; оставались ещё братья, которые могли предъявить свои права на Киев. Реальную угрозу представлял новгородский князь Ярослав. Ещё при жизни отца в полной мере он проявил свой непокорный нрав и отказался платить дань Киеву. Такая “вольность” вызвала гнев великого киевского князя, и рассудила их только его неожиданная смерть. Оставались ещё братья Борис и Глеб, рождённые от византийской принцессы Анны  (возможно, болгарки – есть и такая версия). И хотя они были младшие в роду, шансы на княжеский стол у них были предпочтительнее, всё-таки в жилах у них текла царская кровь. Туманное же происхождение Святополка (непонятно, чей он всё-таки сын?) ставило под сомнение законность его претензий на верховную власть.

     Вот и получается, что честолюбивый Святополк был заинтересован в смерти младших братьев, представлявших угрозу его неуёмной жажде власти. С чистыми руками и мягким сердцем к власти не рвутся! Если хочешь быть первым – нужно отбросить сентиментальность (никаких родственных чувств!) и убирать с дороги своих соперников, иначе самого уберут. Борьба за власть вполне в духе времени. Так поступил в своё время князь Владимир (ЮС:- убив своего брата Ярополка за обладание его невестой - Рогнедой см. рис. на заставке). Правда и сам Владимир был незаконно рождён Святославом от ключницы кн. Ольги - иудейки Малуши).

     Победителей, как известно, не судят. Постулат этот со всей очевидностью подтвердил князь Ярослав. Можно предположить, что и ему по тем же самым причинам мешали младшие братья. В развернувшемся противостоянии князья Борис и Глеб были убиты, бесславно сгинул “в бегах” и другой брат – князь Святослав. Святополк борьбу проиграл, оказался изгоем на Руси, и современники его осудили: “От греховного корня зол плод бывает”. А к имени ещё и присовокупили эпитет “Окаянный”. Князь Ярослав оказался победителем в четырёхлетней братоубийственной войне. Память народная, к сожалению, недолговечна, даже всё тяжёлое забывается быстро. Прошло время, и для потомков князь предстал “Мудрым” (есть утверждение, что впервые его так назвал историк Н.М. Карамзин).

Память о тех печальных событиях князь Ярослав пронёс через всю свою жизнь. Совесть, видимо, сильно мучила. И когда пришлось умирать, он завещал сыновьям: “Имейте между собою любовь, так как вы есть братья единого отца и единой матери; да если будете в любви между собою, и Бог будет в вас, и покорит вам врагов ваших, и будете мирно жить; если будете ненавистью жить, в распрях наказаны будете, сами погибнете, и землю…погубите”.

     История не знает сослагательного наклонения, к тому же изобилует легендами. Возможно, князь Ярослав уже при жизни сотворил себе легенду справедливого борца за власть и строгого блюстителя ещё только зарождавшихся православных традиций. Однако в отечественную историю он вошёл как просвещённый монарх, радетель земли Руськой. При Ярославе Русь достигла расцвета своего экономического и военного потенциала, стала страной “знаемой во всех концах света”. И стоит ли ниспровергать героев с пьедестала только лишь потому, что были времена, когда их привыкли считать безгрешными, а иные точки зрения подвергались обструкции? Как бы там ни было, “вину” Ярослава за давностью лет доказать невозможно. Да и вряд ли стоит её доказывать. В реальной жизни случилось так, как случилось.

     Но “худа без добра не бывает”. Печальная эта история оказала неоценимую услугу православной церкви. Стране, только недавно принявшей христианство, нужен был культ общеруських святых. Невинно убиенные братья Борис и Глеб вполне подходили для этой цели. Появились летописная повесть “Об убиении Борисове”, “Сказание о Борисе и Глебе”. По версии церкви они знали свою участь и с кротостью приняли смерть. И смиренно молились о спасении души своих убийц. Жизнь братьев стала воплощением высоких принципов христианской морали: спасительной веры в Бога; горячей любви к ближнему; почитания старших; кротости и смирения. Борисоглебский культ получил широкое признание во всех православных странах. На Руси, как первые руськие святые, Борис и Глеб были признаны патронами Руськой земли.
     Церковь верна своим традициям, и в настоящее время поминает страстотерпцев Бориса и Глеба, 15 мая и 6 августа – в день их убиения."

   В заслугу кн. Ярослава можно поставить строительство Собора Св. Софии в Киеве, на стене которой и будет обретена Софиййская азбука (1976 г.), являющаяся кодом Русской цивилизации (её расшифровка есть условие победы в открывшейся войне смыслов!), а так же написание Русской Правды - см. на стр автора соответствующую статью - "Открыт код Русской цивилизации".А дочь его кн. Анна стала королевой Франции,вывезшей тайно и  сохранившей от уничтожения "новокрещёнными" славяно-ведические источники - Праведы, Копное Право, Книга Велеса, Русская Правда, Домосторй и др.- до сих пор скрываемых от народа различными халдеями, пришедшими к власти в России (повторение хазарского каганата, разгромленного кн. Святославом)...В отличие от своего отца (кн.Владимира) Ярослав был первым правителем, защитившем законодательно право женщин на выбор своего мужа. И сам он был мужем одной жены, в то время как его  отец имел сотни наложниц и отнюдь после крещения не отказался от блудных подвигов: на глазах родителей изнасиловал дочь правителя Корсуни (где крестился!), женившись на византийской цесаревне Анне, продолжал жить со своей волюбленной женой Рогнедой, родившей ему ещё двух дочерей и троих сыновей (один из них - Ярослав Мудрый).
   С учётом приведенных данных трудно заподозрить Ярослава в убиении своих братьев. С позиции христианской этики я бы канонизировал в святые скорее Ярослава, чем Владимира...

   В ЛЮБОМ случае, Святополк был наказан провидением - его войско потерпело поражение в войне с братом Ярославом, а сам он бесславно погиб. Убиенным же Братьям  православные христиане обращаются до сих пор - "Мученики благоверные кнн. Борис и Глеб - МОЛИТЕ БОГА О НАС!"...