Автограф Шолохова

Григорий Саамов
Это было 24 июня 1961 года, то есть почти ровно через 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Нет, история, которую я хочу рассказать, к войне никакого отношения не имеет, а дата – случайное совпадение.
Я жил и работал тогда в Грузии корреспондентом Телавской межрайонной газеты "Алазнис Гантиади". Почти все сотрудники редакции были старше и опытнее меня, но я был единственным пишущим сотрудником, профессионально владеющим фотоаппаратом. Тогда это было достаточно сложно, так как не было еще автоматических камер и, кроме съемки, надо было самому проявлять пленки и печатать фотографии. К тому же, незадолго до этого райком комсомола утвердил меня нештатным корреспондентом республиканской русской газеты "Молодежь Грузии". Так что и писал я на двух языках. С учетом всего этого мне часто давали задания, которые обычно выполняли два сотрудника…
Накануне я поздно вернулся из командировки, и мне разрешили отдохнуть полдня. Но отдохнуть так и не пришлось: неожиданно к калитке нашего дома подъехала редакционная "Волга", и водитель Гиви передал мне записку от редактора:
"Уважаемый Григорий!
Сегодня в Цинандали приезжает Михаил Шолохов. Прошу съездить туда и сделать любой возможный материал.
Я не могу быть: вместе с первым секретарем приглашен в ЦК.
Ш. Ростомашвили.
24 июня 1961 г."
Напомню, что в селении Цинандали находится родовое имение князя Александра Чавчавадзе,  выдающегося грузинского поэта, генерал-лейтенанта, героя Отечественной войны 1812 года, тестя Грибоедова. Сегодня в этот исторический комплекс входят декоративный парк, Дом-музей Чавчавадзе и винный завод. Здесь в разное время бывали многие видные деятели грузинской и русской культуры.
Когда мы приехали в Цинандали, Шолохов с сопровождающими его лицами, после осмотра парка направлялся к Дому-музею. А сопровождали его второй секретарь нашего райкома, главный редактор одной из республиканских газет, известный поэт и еще несколько человек, которых я не знал. Был с ним еще очень колоритный казак – красивый, бравый, с залихватскими усами, прямо живой Григорий Мелехов, то ли помощник, то ли секретарь писателя. Он запомнился еще потому, что на все вопросы, которые задавали Шолохову, отвечал он. Например, писателя спросили "Над чем Вы сейчас работаете?" А ответил этот самый "Мелехов":
– Мы сейчас работаем над последними главами романа "Они сражались за Родину".
Увидев нацеленный на него фотоаппарат, Шолохов махнул рукой и сказал:
– Нет, не надо снимать! – Мы тогда были более послушными, и  аппарат я опустил. Но в любом фотографе всегда  сидит свой папарацци. Так что аппарат я опустил, но все-таки щелкнул от живота, на удачу. Как выяснилось позже, в кадр я попал отлично, но лицо Шолохова оказалось закрытым и смазанным поднятой рукой. А жаль, у меня уже была готовая подпись под фото: "М. Шолохов приветствует жителей Цинандали".
В это время к Шолохову подошли российские туристы, находящиеся в парке, и попросили его сфотографироваться с ними.
– Нет, нет, не надо, я не Козловский! – Неожиданно ответил он, чем сильно удивил и расстроил всех. Но думаю, что эта реплика была не проявлением неприязни к великому певцу. Просто он хотел сказать, что он не артист и поэтому позировать перед объективом не будет.
В Дом-музей вместе со знаменитым гостем пропустили только сопровождающих его лиц и меня, как  работника местной печати.
Михаил Александрович внимательно выслушал рассказ экскурсовода, задал несколько вопросов, проявив при этом хорошую осведомленность в вопросах истории Грузии и русско-грузинских отношений. По окончании осмотра Музея Шолохова попросили сделать запись в книге почетных посетителей.
Он сел за письменный стол, открыл приготовленный специально для него роскошный фолиант, увидел, что там нет ни одной записи, и отодвинул его. После этого взял лежащую рядом обычную книгу отзывов, для обычных посетителей, бегло пролистал ее, открыл чистый лист и взял ручку.
Представьте этот торжественный момент: великий русский писатель Михаил Шолохов пишет в вашем присутствии! Я трепетал от волнения и счастья. Стало оглушительно тихо. Все присутствующие стояли, не шевелясь. Шолохов писал мед-ленно, но  не останавливаясь. Написал, перечитал написанное и как-то устало отодвинул книгу отзывов. Потом, поблагодарив работников Музея и попрощавшись со всеми, направился к выходу. Свита последовала за ним.
Эта запись вскоре облетела многие периодические издания Советского Союза. И думаю, что мудрые слова великого писателя были бы очень полезны сегодняшним нашим политикам, "не помнящим родства".
Итак, Михаил Шолохов:
"Свято храните все то, что связано с именем Чавчавадзе, с историей Грузии, с историей трогательной любви Грибоедова. Это – наша общая история, история издревле родственных культур, горестная и милая сердцу история ушедших в бессмертие".
М. Шолохов
23.6. 61.
  Цинандали
Но, как видим, дата – 23 июня, хотя все происходило 24 июня. Почему?  Писатель просто ошибся.
Я сразу же переписал и переснял автограф Шолохова и, пока мы с Гиви ехали в Телави, эти 9 километров, что отделяют Цинандали от города, я успел перевести их и  вместе с коротким репортажем сдал в редакцию.
На второй день наша газета вышла с этим материалом на первой полосе. Редкая оперативность для тогдашних районных газет. Только было жаль, что без фотографии. Это не соответствовало моему принципу: "Пишущий должен сам снимать, снимающий должен сам писать".
А замечательные слова великого русского писателя Михаила Шолохова я до сих пор помню наизусть.