в пятницу

Маргарита Школьниксон-Смишко
продолжение рассказа о поездке в родной город

В пятницу мы опять встретились с Галей теперь уже у Кати. Она привезла стихи ей знакомых питерских  поэтов (Галя посещает один из литературных кружков) и совсем новую книжицу с воспоминаниями о блокаде, в том числе и её мамы. (Галя родилась в 1943 году, сама то время не помнила, записала со слов мамы.)  Пока я читала эти воспоминания, Галя читала мои переводы о юных антифашистах на «прозе.ру». Потом я почитала, отобранные Галей стихи этих молодых и не очень поэтов. Хорошие стихи, хотя только одна женщина из выбранных состояла в союзе писателей, поэтому и их сборники были авторами самими профинансированы. Ещё во вторник Галя сказала, что не сталкивалась с хорошими белыми стихами. Поэтому я намеревалась показать ей белые стихи У. Шаффера в моих переводах, но до них мы не дошли, потому что Галю тянуло рассказывать интересные истории из своей жизни. Кроме того она привезла мне альбом с фотографиями Лиды, из которого я некоторые выбрала на память. Как в своё время поступила Тося, так и Лида подарила свою квартиру соседке - армянке. Они дружили, и Лиде было жаль эту семью, теснящуюся в маленькой квартирке. Наверное, она думала, что после её смерти в её квартире поселится сын той семьи. Но семья поступила иначе: выгоднее оказалось квартиру сдавать. Подругам Лиды было велено освободить квартиру, Галя рассказала, сколько трудностей у неё из-за этого возникло. Книги и мелкие вещи разобрали друзья и знакомые. К моему приезду у Гали остались фотографии и иконки. Вот их то мне Галя и привезла. А я отдала ей мамины слуховые аппараты для передачи нуждающимся (у Гали есть связи в церкви). К обеду Галя привезла фрукты, но готовить фруктовый салат у нас не осталось времени. Наскоро перекусив, принесёнными бананами и моими пирожными она убежала (подозреваю, кормить своего сына). Пол-пятого вернулась с работы Катя, и мы к 17 часам пошли в церковь Андрея Критского, находящуюся неподалёку на Рижском проспекте. Я прихватила соски, которые первоначально собиралась отдать в детский приют, но Аля с Колей, да и Катя меня отговорили, мол, и не пустят нас туда, и не  возьмут их.
 Почти никого в церкви не было, а хор на балконе пел замечательно. И батюшка басом читал псалтырь, и молодой его помощник ходил и кадил...
У женщины, продававшей свечи, я спросила, заглядывают ли к ним молодые бедные мамаши. Оказалось, что не заглядывают, но вот у батюшки недавно родилась двойня. Ожерелью  с сосками на голубой ленточке она обрадовалась. Получился т.с. символический подарок.

на фото церковь Андрея Критского