Загадки этногенеза - Исход в Казахстан - 2

Каким Бейсембаев
Основной религией Хазарии в момент её наибольшего расцвета стал иу-даистский раввинизм, когда богатому еврею Обадие удалось стать князем в изгнании, ущемив в этом  Булана - лидера маздакистов, чьи правила ближе к христианским.  Хазары в своём большинстве являлись иудео-тюрками, а после 8 века евреев-метисов называли просто хазарами. Мощь Хазарии была такова, что ей приписывают сдерживание арабо-исламской экспансии на территорию древней Руси и восточной Европы. Наёмники Хазарии в 839 г. захватили столицу Руси Киев, вынудив платить дань. Однако активное существование Хазарии было не долгим - около 3 веков, поэтому Л. Гумилёв называет её Химерой - нечто такое, что возникнув и выполнив определенные функции долго существовать не может так как система основана на неустойчивостях и не способна к самоорганизации.
Рассмотрим особенности движения евреев в Хазарию. (рис. 2 и рис. 3).
1. До нашей эры: в первом исходе и с войском Кира (предположительно);
2. 529 г.: из Персии после подавления маздакизма  - (евреи – маздакисты);
3. 629 г.: из Персии после победы ислама, в основном в Восточную Европу– (евреи- раввинисты);
4. 8 в.: из Византии под давлением её императора.
В Хазарии, в междуречье Терека и Сулак, они очутились,  пройдя из Персии вдоль западного берега Каспия. Персы благосклонно относились к евреям еще со времен царей Дария и особенно Кира. Там, после войны с христианами, колонии евреев образовались в конце 1 и в начале 2 века. Маздак, популярный среди персов, не являлся приверженцем ортодоксального иудаизма и предложил идеологию, приближенную к бедным слоям населения, что не могло быть не замеченным в годы голода и неурожаев.
Не исключено, что замыслы о Хазарии в качестве новой страны обетованной колонисты имели значительно раньше, и знали пути к ней со стороны восточных берегов Каспия через  реки Эмба и Урал. События  на плато Устюрт (недалеко от этих мест), где несколько веков назад массаге-тами были разбиты войска Кира это подтверждают. А о том, что Кир  имел в войске еврейские отряды, говорят факты использования в те времена, имеющих большой опыт, хорошо ориентирующихся в незнакомой обстановке наёмников. Принцип же участия войсковых соединений дружественных наций тогда был особенно популярным. Отряды евреев служили египетским фараонам, а затем и Киру. И сами евреи Хазарии будут так же поступать с печенегами, варягами, руссами и викингами, нанимая их на службу для длительных военных походов. Анализ говорит и о том, что библейский исход евреев, начатый в направлении на север, не мог закончиться окончательно: такова природа движения. Всегда найдутся отдельные группы, которые оседают в неко-торой зоне пути, а другие его продолжают. Такая  закономерность давно подмечена и вызвана противоречиями приводящим к разделению на группы и таковых, в соответствии с ветхозаветным описанием, было не мало. При этом евреи не полагаясь на родовую память и все факты полученные в походах заносили в тщательно оберегаемые папирусы. Поэтому евреи и до Кира могли иметь информацию о Каспие, что реки впадающие в него полны красной рыбы, а в долинах может расти виноград – главный символ Израиля. Стоит ли этому удивляться, если до Магеллана об Америке знали викинги, с кем неоднократно воевала Хазария и кого нанимала для военных походов.
Научный метод познания истории [3] далеко не всегда первично опирается на археологию, но и на вероятностно-статистический анализ. Можно с помощью формулы Бейеса подсчитать вероятности цепочек событий, ранжировать их  и получить наиболее достоверные. Но в формулах учитывается не только физические, но и идеологические параметры или духовная подготовленность этноса совершить пассионарный толчок. Такие  расчётные пути иногда более вероятны, чем движения описываемые  неоднозначными документами [5]. В походах иудеи не могли не заметить благодатные земли от Каспия до Черного моря и восточнее Каспия, где предполагалось  будущее второго иудейского государства. Они догадывались, куда идут, могли знать о наличии меди, серебра и золота и железа необходимых для военного и купеческого обустройства будущего государства в крае от Каспия  до границ Китая.  Сведения о разработках металлов (уже подтверждено археологическими изысканиями в Центральном Казахстане) можно было уточнить у будущих родственников - тюркютов. Понятно,  что полагаться только на свой мало-численный этнос было бы опрометчиво, если впереди ожидается обустройство трассы Великого шелкового пути. Евреям  обеих исходов,  являющимися хорошими стратегами, такие идеи  просто не могли не прийти в голову и союз Хазарии в 942 г. с Хорезмом, позволивший оформить караван-сараи вдоль западного берега Каспия, это подкрепляет. Последнее же проникновение евреев в Хазарию из Византии, целью которого было усиление антиисламских настроений, полагают, произошло под влиянием Константина V, чья жена, принцесса Чичак (Ирина), была хазаркой из ашинов (~735г.).  Как отмечается в [3], территория Хазарии  распространялась до Урала, но с учетом благоприятных условий проживания, её с успехом можно продолжить и на берега  Эмбы, т.е. в границы будущего Казахстана. В наше время на месте г. Итиль - столицы Хазарии расположена Астрахань, родина великого казахского кюиста Курмангазы, а буквально рядом, в дельте Урала, лежит Атырау (Гурьев) – нынешняя нефтяная столица Казахстана. Соединению двух этносов способ-ствовало, нестабильное положение тюркютов из-за войн и столкновений  в северо-западном Китае, с севера - с половцами и славянами, с юга - с печенегами. Исламизация с юга, была чужда тюркютам, поскольку они почитали Тенгри. Это следует из исследований общности древней письменности тюрков с  Шумером [5], с которым у евреев существовали связи. Традиционный культ выходцев северо-запада Китая, также как и у евреев, основывался на отождествлении своего рода с родом матери, что сближало этносы. Это же подтверждается и древним документом- эпосом  Манас киргизов - этнически близких к казахам.  В [3] же указывается, что тюркюты продолжают род по отцу. Но это было характерно уже исламизированным тюркам юга, с кем и воевала Хазария. Почитание же матери так и осталось в традициях тех, кто впоследствии заселил Казахстан, что нашло отражение в литературе и культурных традициях, выделении родственников жены в специальную категорию – торкин, участии женщин в военных действиях и отправлении религиозных обрядов,  хотя это противоречит нормам ислама. Поэтому отношения тюркютов и евреев могли быть прочнее, чем это следует из [3]. Однако ос-новной причиной сближения этносов было стремление евреев утвердить институты рахдонитов по караванным путям и здесь наиболее при-емлемыми оказались каракесеки, как китаизированный этнос знакомый с ремёслами и металлургией, который по идеологии был наиболее близок иудеям. Здесь мы к тюркютам - ашинам решили  прибавить  каракесеков использовав сведения М. Тынышпаева и учитывая историческую путаницу с названиями родов и их реальное перемешивание в котле времени.
 Этногенез народов всегда сопровождался и генезом его идеологий, плодотворность которых и определяло первое. И не случайно цивилизации, движение которых происходило относительно мирно, приводило к  рождению новых идеологий.  Единобожие Моисея (Яхве) было направленно на объединение потенциала всех людей и не содержало определения евреев как народа, имеющего безусловные преимущества перед другими, быть верным Яхве мог каждый. Ветхозаветные мотивы принесения жертвы, жестокое мщение бога евреев египтянам за противодействие фараонов исходу, стало побудительным мотивом для характеристики евреев как «врагов цивилизации» (В.А. Истархов). Но приношение жертв давно известно человеку, строителю Стоунхеджа, пирамид американских индейцев и египтян. Понятно и то, что тот, кто ищет новое, всегда встречает  большое сопротивление. На него чаще  всего взваливается ответственность за все ошибки мира, и они  и в самом деле допускают множество ошибок и не могут их не допускать, ибо идут на острие клина и за пределами границ, определенных светом [6]. Поэтому к поискам, творчеству и инновациям приступали пассионарии – мутанты по Л.Гумилёву. Следующая идеология христианства, рожденная с участием евреев, была на редкость удачной. Она во многом не совпадала с ветхозаветным преданием, исключив жертвы, за счёт Христа, возлюбившего людей, и принявшего на себя их страдания. Идеология была открыта, проста, доступна каждому, но иногда противоречила первичным догматам. Иудейские  и римские мудрецы, через бога – отца, тесно связали ветхий и новый мир, применив многомерное понятие троицы. Оба учения были в защиту и исправление человека, но последнее достигало этого на основе мира и любви. Изначально созданная Христом для применения во всём мире, она в тоже время, впитала в себя и лучшие европейские ценности. Именно эта идеология была принята и другими этносами, но  сами же иудеи в своем большинстве новый завет не приняли, хотя тут же попытались обновить его. И уже не более чем через век возникает усовершенствованное учение – талмудизм, а затем и маздакизм (в Персии), имеющий скрытую идеологию христианства. Аналогичные учения стали возникать и у других народов.
Ислам не относят к еврейской идеологии, но он имеет с ней глубокие корни, занимая промежуточную ступень между иудаизмом и христианством, хорошо отражая социально-экономическую сущность того времени.
Л.Гумилёв по существу считает, что в Хазарии потеряли бога - ту идеологию, которая могла объединять всех, сделав ставку на замкнутую  мудрость ортодоксов – раввинистов. Смена Булана  Обадией оказалась не просто сменой на более влиятельного лидера, но торжеством тех, кто не основывал новый Израиль, но пришел благодаря любви и доверию нововерцев. Но это беда не только Хазарии. Л.Гумилёв находит, что ортодоксам терять было нечего, ибо их не признавали ни христиане, ни мусульмане. Хазария, отказавшись от  учения равного для всех, пала под ударами Святослава Игоревича, да так, что о ней вспомнили лишь в 20 веке.
В [3] указывается, что евреи, проникшие из Хазарии в восточную  Европу представляли колено Симона, повидимому полагая, что в Персию ушли евреи  торы (пятикнижие, ветхий завет, изначальное религиозное учение евреев). Однако надо вспомнить, что Рим признал христиан не менее чем через 300 – 400 лет и христиане подвергались гонениям не менее чем староверы. Но христиан было не мало в колене Давидовом, а учитывая, сущность идеология Маздака, можно предположить, что наряду с представителями колена Симона  в Хазарии находились и евреи Давидовы. Версия же об имевшем место в Казахстане несторианском христианстве, поэтому неслучайна и имеет более глубокие корни. Cудьбу же народов Хазарии, несостоявшейся страны второго Алии, Л. Гумилёв рассматривает в продолжающемся генезисе астраханских татар и части кавказских народов. Мы же на основе схем цепочных вероятностей можем сказать о том, что тюркюты, и с учетом их многократно пересекающегося генезиса, не могли погибнуть и полностью исчезнуть в VIII и X вв.  в Китае и самой Хазарии, как пишет Гумилев. Изменение названий родов или их растворение в степных просторах, при фактически не страдающем генофонде – известное дело. Евреи – рахдониты имеющие огромные барыши, не могли быть все убиты. Во-первых, нет этносов, уничтоженных до одного, а, во-вторых, в самой Хазарии это сделать было нелегко, поскольку  влияние Чичак – жены императора Константина V, не исчезло внезапно и бесследно, а, в третьих, многие хазары были женаты на ев-рейках и их дети считались полнокровными членами общин раввинистов. Легко предположить, что они в большей мере становились метисами не первой крови. Их труд и необходимость пребывания по трассам караванов способствовали этому. У тюркютов и евреев было в традиции поручать охрану путей родственникам, а в этих краях, кочевали и жили за счёт караванных путей многочисленные роды, связанные близкими отношениями, что традиционно в степи, так как в те времена для укрепления устных или письменных договоров заключались и брачных союзы.  Это тем более вероятно, что доход с караванов был основным для Хазарии.
Часть хазар, принявших христианство образовало терское и донское казачество, другие же, приняв ислам, вероятнее всего, ушли на родину своих предков в степи от Каспия до северо-запада Китая, где ныне расположена территория Казахстана.  Кашак (казак) т.е. беглец так их называли на родине. Это логично ещё и потому, что рахдониты не могли бросить свой промысел - караванные пути, хотя и не в полном объёме продолжали работать как минимум 2 века вплоть до начала движения Чингисхана. Даже, при наличии боевых столкновений безопасность караванов была гарантированна – работали те, кто знал своё дело. В [5] приведено сообщение купца Просовича Святославу о безопасном проведении каравана вблизи поля боя. Караванные пути и транзитная деятельность родов вокруг них стали основой для генезиса евразийства в степи, выделения этно- и жузообразующих родов и «сдержанного» ислама , рис. 4. Безопасность караванов стало законом степи и даже Чингисхан объяснял захват и разгром Отрара стремлением наказать прислужников Каир – хана главного военного руководителя города, за непочтение   и убийство караванщиков.      
Этносом Кавказа, сохранившим иудаизм, являются караимы. Это им удалось по причине гибкости их религии, унаследовавшей сдержанный талмудизм под влиянием последователей Маздака. Ряд востоковедов рассматривают слово «кара» (нынешнее тюркское черный, как великий, а еще точнее «следующий торе»). На Кавказе с такой приставкой имеются  карачары (их язык практически совпадает с казахским, который, в свою очередь, оставаясь тюркским, сильно отличается от языков соседей). Язык же хазар относят к тюркскому, но он тоже сильно отличался от языка традиционных тюрок. Приставку кара имеет множество родов, а по трассам караванных путей особенно известны каракесеки.
История  каракесеков  встречается в документах 6 века, изложенного М. Тынышпаевым в 1925 г,  в последствии репрессированного и расстрелянного в 1937 г., и она во многом совпадает с версией  [3] о тюркютах. Каракесеки проживали вблизи ставки ашинов и вблизи поселений, где евреи - рахдониты  основали сами или через своих посредников своеобразное «управление»  караванными  путями,  где  заключались  договора  о  перевозках и охране трасс. Каракесеки осуществляли переходы в малый жуз к берегам Каспия и именно в малом и среднем жузе, а также на юге поныне имеются роды каракесеков. Случаен ли факт, что первичное название основателей младшего жуза Алшин возможно происходит от ашинов.  На рис 2. наряду с движениями тюркютов по [3] представлены движения каракесеков. М. Тынышпаев приводит версию, что в 600 – 700 г каракесеки составляли значительную часть армии тюрок расположенных в Семиречье. И по видимому это объяснялось их «выдавливанием» из зоны восточнее реки Чу уйгурами и карлуками Китая (во время нападения на подроды каракесеков примерно в те же сроки, что и избиение рахдонитов было убито около 30000 человек). При этом образовалось 3 потока беженцев на запад вплоть до берегов Каспия – через области, где ныне проживают шетские каракесеки, на северо-запад, где ныне проживают каракесеки Каркаралы, и в сторону Кашгарии или зоны каракиргизов. Некоторые считают что «шетские» каракесеки  достигли берегов Каспия, влившись в младшую орду. Варианты перевода каракесек кажутся фантастическими: отрезок от великого, отпрыск раба и т.п. Известно и прочтения каракесек как к людям, носящим талисман: кусочек родной земли, что могли делать только поселенцы, покинувшие далёкую землю. Для кочевника же, кочующего в пределах Казахстана, никакой её край далеким и недости-жимым не считался. И, наконец, буквальный перевод названия талисмана: «земля торы». Бытует и мнение о том, что Каракесек произошло от ссоры детей Мейрама (род Мейрамсопы)  от второй жены которые защищались кусками дёрна, однако такое толкование не выдерживает критики. Во первых Каракесеки существовали гораздо раньше, во вторых  это не серьезный повод для названия   - бросать в соперников можно было что угодно (камни, ветки и в меньшей степени дёрн).  Более вероятно, что дети Мейрама могли бы обращаться к талисману  с кусочком земли (тымар) и призывать его магическую силу для защиты (или просто запугивать им соперников). Тем более, что в окрестностях юга Казахстана (у побережья реки Чу) известны предания о людях носящих в чалме талисман – кусочек родной земли. Как известно в Хазарии дети, родившиеся  от евреев и тюрчанок имели статус «кара», а от евреек считались полноправными евреями они становились равинистами и следовали талмуду – сложному учению, возникшему уже после христианства во 2 в. Караизм – вероучение торы, на территории бывшей Хазарии известно и сейчас, например, ему следуют караимы – последователи иудаизма. В  [3] сообщается все-таки о тюркютах, не используя понятия Каракесек. Но в правдивости исторических документов [8] трудно сомневаться, поэтому ясно, что каракесеки были не одни в кочевках в сторону Каспия, но, скорее всего они являлись одной из основ  этого движения также как евреи первопричи-ной Хазарии. Весьма вероятно, что каракесеки и были теми, кто изначально от имени хазароеврейского каганата управлял и был ответственным за организацию караванов. Тогда становиться понятным и другое: изначально каракесеки не являлись местным этносом - они прибыли сюда из Хазарии для управления караванами вместе с купцами – рахдонитами.  Фактическими носителями генов и идеологии могли быть представители и других родов, что в последствии привело к укреплению общего названия – тюркют. Этот народ населял северо-восточные районы Китая, Кашгарии и  в зоны нынешнего Баян - аула и Семиречья. Заметим, что и в средние века и в годы образования Красного Казахстана в семьях шетских каракесеков мать почиталась особо, и, несмотря на нормы ислама, мужья не редко покорялись женам. Интересно отметить и то что в некоторых подродах Каракесек название реки Чу (Шу) так и осталось, хотя под действием местного грубого фольклора их изначально китайское звучание изменилось (Чомекей, Чумугунь, Чуань, Чухань, чуваш - шуаш). Таким образом, иудеи, заселившие Семиречье  имели там конкретные цели создать управление  караванами, обеспечить их безопасность, питанием и водой, причем такие же структуры они могли попытаться создать в Отраре.  Институт рахдонитов имелся в Хазарии и постоянно под-держивался раввинистами. Поэтому аналогичные структуры они создавали и у зон, близких к конечной точке пути каравана, например и в Кашгарии. Территориальное распределение каракесеков практически совпадает с основными трассами ВШП.   
Чингисхан, объяснив разгром Отрара и жесткую казнь Каир – хана, как наказание за разграбление каравана показал, насколько дороги были принципы системогенеза, даже для тех, кто вел самую кровопролитную войну. Как в случае с евреями – рахдонитами убийство и ограбление  имело место не на трассе каравана, а в самих городах, где располагалось управление. Т.е. в моменты, когда присутствующие там же конкуренты посчитали, что управление заканчивает свои функции (восстание в первом случае и наступление Чингисхана во втором) и только они могут принять такие решения, как особые.  Отметим, что В [3] несколько занижает влияние на казахский этнос евреев из-за того, что кара не считались чистыми евреями, и к ним нельзя было применять всех привилегий. Но то, что не дополучали среди евреев,  они имели от тюркских хазар, где почиталась мать - тюрчанка. С другой стороны не признание раввинистов «выталкивало» кара в степь. И они должны были искать свою судьбу вне Хазарии, и в первую очередь, на караванных тропах, где рахдониты с удовольствием признавали родство и обеспечивали переселенцев достойной работой, и как понятно, для заботливого отношения были причины и у тюрков.   
Таким образом, для обеспечения на огромном пространстве Казахстана с небольшим населением надежного функционирования ВШП потребовалась  поддержка специфической государственности в виде 3 жузов с единым языком, каждый из которых выполнял в рамках государства свой цикл. Понятие цикла связано с кочевническим характером образования, где повторяющаяся траектория пути  становиться с каждым циклом важнее,  чем первоначальная по которой прибыл род. Это хорошо прослеживается на примере каракесеков (рис. 4). Не важно, откуда они начинали движение важно, что они присутствовали и в Китае и Хазарии и на траектории ВШП  одновременно. Важны внутренние циклы осуществляемыми родами жузов, но важны и внешние циклы осуществляемые родами тесно связанными с еврейством Хазарии на основе отработанных социально-экономических принципов близких к принятым в колене  Давидовом,   позволившим гармонично врасти в местное самоуправление, рис. 5. 
С падением Хазарии, а затем и монголо-татарского ига явные охранные функции в основном сохранились у части народа перешедшего в христианство (казачество). Исламизированная часть населения сохранила их в мамелюках, а часть оставшаяся на родине выражала своё прошлое  в виде мобильно собираемой армии 3-х жузов, державшей в напряжении  Бухару с юга, калмыков с севера и жунгар с востока. Вместе с тем время требовало перемен и проявления свойств генома, выражавшего умение  быть гибким и терпимым к иным народам, что конечно  в них было заложено самой судьбой.
 Попытаюсь снять напряжения от текста имеющего элементы анализа переходом к  фантастической и вызывающей улыбку  версии происхождения популярного в недавние годы презрительного в западном и центральном Казахстане прозвища казахов - калбит, которое также как жид для евреев может нести совершенно другой смысл чем обычно принимают люди.  В казахском оказывается имеется слово «калбию» обозначающим выглядеть унылым, бедным, подавленным. С еврейского «калб юде» - есть бедный еврей, каковыми они и были, попав в степь после поражения Кира на плато Устюрт или  разгрома Хазарии. Каракесеки нашего времени никогда не считали себя отпрысками евреев, но иногда поднимаемые темы среди людей говорят о том, что 300 летнее царение  иудеев не прошло бесследно для многих степняков. В [3] фактически  утверждается, что национальность это явление искусственное и политиче-ское  чем  генетическое. Например, из рис. 5 ясно, что казахи есть смесь в самых различных отношениях по крайне мере 5-ти этносов и со-ответственно их самоуправление впитывало законы управления других этносов. Какие то их рода ближе к хазарам или монголам или славянам, включая и жителей Тибета. Аналогичная ситуация складывалась и у других народов, в частности,  царские династии России могли существенно отличаться друг от друга в близости к германскому или тюркскому этносу. Например, отец Святослава Игорь и его мать Ольга, а также А. Невский   имеют и тюркскую кровь, а  князя Владимира, приведшего Русь к крещению В.А. Истархов объявляет евреем. Нацию вначале делают не, сколько кровь, но территория, идеология и средства её выражения – язык.
Современные исследования этногенеза предполагают анализы ДНК, но им должна предшествовать огромная статистическая работа по выборке исследуемых групп на основе глубоких теоретических обобщений. Если первое уже выполняется, то второе далеко не достаточно. Но известна  работа по выявлению в людях всех этносов генотипа Адама и некоторые израильские ссылки это подтверждают. Не случайно человек,  распространившийся по всей земле без всяких генных ухищрений, может создавать плодовитые пары на основе любых этносов. Из всех многочисленных гоминид природа отдала предпочтение одному виду, что отличает его от других животных [7]. Утверждают, что причина этого - в  возникновении  у кроманьонца морали. Ныне каждый этнос хранит в себе множество вариантов генома других этносов, включая нужные цепочки  в соответствующих условиях. Кажется единобожие в чём-то глубоко право, но человек пользовался им, когда возникала острая нужда, чаще прибегая к оружию, которое его же и подводило.