Легизм

Константин Рыжов
Об основоположнике легистской школы фацзя Гуань Чжуне известно, что он был первым министром в царстве Ци (http://www.proza.ru/2015/08/02/1711) в правление Хуань-гуна (685-643 гг. до Р.Х.) и провел здесь целый ряд важных реформ, значительно укрепивших центральную власть.  Гуань Чжун был уверен, что процветание государства зависит  не от добродетелей государя или чиновников, а от строго и неуклонного исполнения законов. В связи с этим, всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности он считал недозволенной слабостью. Суровая справедливость напрямую отождествлялась Гуань Чжуном с волей Неба, и служение ей составляло по его понятиям главную добродетель государя. «Правители и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые – все должны следовать закону. Это и называется великим искусством правления», - писал он. Этот принцип равенства всех перед законом распространялся Гуань Чжуном не только на всех подданных, но и на монарха. «Закон стоит не под, а над государем, - отмечал он. - Сам правитель обязан выполнять его директивы». Во многом благодаря реформам Гуань Чжуна царство Ци достигло в середине VII в. до Р.Х. большого могущества и на короткий срок превратилось в гегемона. Однако позже из-за внутренних смут это главенствующее положение было утрачено.    

 Одним из величайших мыслителей школы фацзя был Шан Ян (390-338 гг. до Р.Х.). Ему удалось заинтересовать своим учением правителя царства Цинь (http://www.proza.ru/2015/08/05/304) Сяо-гуна  и тот доверил ему провести в своем государстве важные реформы. В результате последних центральная власть в государстве Цинь значительно окрепла. При этом Сяо-гун получил в свои руки  большие материальные средства, что позволило ему многократно увеличить армию и превратить свое третьестепенное царство в признанного всеми гегемона. Это был первый случай, когда философское учение в Древнем Китае оказалось притворенным в жизнь, и при том, на первый взгляд, с огромным успехом. Ведь именно благодаря реформам Шан Яна государство Цинь после целой серии войн объединило в III в. до Р.Х. под своей властью весь Китай.

     В чем же заключалось учение Шан Яна? Прежде всего, он решительно отверг концепцию Конфуция (http://www.proza.ru/2011/07/01/199) об управлении на основе личного примера. «Человеколюбивый может быть человеколюбивым к другим людям, - писал Шан Ян, - но он не может заставить людей быть человеколюбивыми. Справедливый может любить других людей, но он не может заставить людей любить друг друга. Отсюда становится ясным, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно для того, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной». Если Конфуций считал, что основной двигатель человека – совесть, то Шан Ян утверждал, что основной двигатель человека – стремление к выгоде и страх наказаний. Система наград и наказаний была у него главным средством наведения порядка. При этом роль наказаний ставилась неизмеримо выше роли наград. «В стране, добившейся владычества в Поднебесной, на каждые девять наказаний приходится одна награда, - утверждал Шан Ян, - в стране, обреченной на гибель, на каждые пять наказаний приходится пять наград».  Только жесточайшие наказания с небольшой добавкой наград могли, согласно Шан Яну, истребить в стране порок и утвердить добродетель.  Он считал, что наказания должны быть тяжкими даже за самый минимальный проступок. Законы следует доводить до сведения каждого и излагать так ясно, чтобы их мог понять даже самый тупой человек. Суть своих общественных взглядов сам Шан Ян выразил в краткой формулировке: «Если народ бессилен, государство могущественно, когда же народ могущественен, государство бессильно».

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339