Может ли покарать Бог

Леонид Фульштинский
               
               

      На эти размышления меня навёл рассказ одного старичка, или, соблюдая политес, назовём его более деликатно: «мужчина преклонного возраста».
      Сидели мы с ним на скамейке в парке, перебрасывались малозначительными репликами, ну, о погоде, о безбашенности современной молодёжи, о всеобщем падении нравов, о том, что раньше было так, а сейчас этак, и это нынешнее «этак», по его мнению, было намного хуже, чем хорошо ему знакомое «так». Ну, пожилые люди зачастую склонны к подобным обобщениям, ностальгии по прошлому, ведь тогда они были молоды, их не донимали болячки, и дыхание было глубже, и кровь горячее, и память цепче, хватающая всё на лету, и, конечно же, девушки скромней, красивей, привлекательней, не то, что нынешние вертихвостки.
      И вдруг мой собеседник говорит: «Я вообще-то атеист, так в советское время меня воспитывали и дома, и в школе, и средствами массовой информации, так что даже пожелай я поменять свою религиозную ориентацию, как это модно сейчас, когда вчера ещё он был несгибаемый коммунист, верный ленинец, громил со всех трибун «опиум для народа», а нынче, глядишь, смирненько стоит в храме, что-то там бормочет про себя, шепчет какие-то молитвы. Со мной такая метаморфоза произойти не может, поздно мне уже переучиваться, хотя я с одинаковым уважением отношусь и к верующему, и к неверующему человеку.
       По образованию я физик, отношусь к категории людей не суеверных, не поддающихся запудриванию мозгов, для меня непреложным подтверждением истины служит опыт, эксперимент, теоретические выкладки, опять-таки, проверенные лабораторным или аналитическим путём, расчётами других учёных, работающих над той же тематикой. И тут для нас не существует ни громких имён, ни авторитетов. В этом смысле показательна летопись ошибок, которые допускал гениальный Альберт Эйнштейн. И что же? Когда физик-теоретик Халатников написал Эйнштейну письмо, где указал на его ошибку в книге, которая вот-вот должна была выйти в свет, Эйнштейн согласился с ним, но не стал отменять издание книги. Он просто приобщил коротенькое уведомление к этой книге, где сообщил о допущенной ошибке, чтобы предостеречь других физиков, не дать пойти им по ложному пути. Очень порядочно поступил. Ведь даже ошибки гения были такого высокого уровня, что их тоже следует считать весомым вкладом в науку. В книге замечательного автора Ирины Радунской «Предчувствия и свершения» приведены примеры, когда и великий Эйнштейн и другие гениальные физики не боялись признавать свои ошибки и в этом ещё одна сторона их величия.
       Одним словом, я законченный материалист, и казалось, ничто не может  изменить мои взгляды на мир. Я верю тому, что могу «пощупать» своими руками и мозгами. Религиозные догматы в эту категорию не входят. Но вот однажды я прочитал книгу рабби Носсона Шермана «Свет изгоняет тьму» и наткнулся там на такое откровение: «Бывают в жизни времена, когда ни история, ни опыт, ни логика не в состоянии нас поддержать.
 Тогда нас поддерживает вера». Сильно сказано. Очень сильно. Автор – религиозный
человек, раввин, вовсе не отрицает достижений науки, цивилизации,
признаёт прогресс во всех его проявлениях - историю, опыт, логику – но в тоже время понимает, что бывают в жизни времена, ситуации, когда ничто из этих благ не в состоянии нас поддержать. И тогда нас поддерживает вера. Понятно, о какой вере идёт речь. Конечно же, не о тех мошенниках и прохвостах, которые убеждают больных и немощных поверить в их якобы всемогущие снадобья, продают им за бешеные деньги бесполезные, а то и опасные плацебо и тихо посмеиваются, пересчитывая полученные кровавые ассигнации.  Преступники, проходимцы, они обитают повсюду, как те микробы, которые нужно вытравлять всеми доступными методами.
     Ещё одно наблюдение расшатало мои, так сказать, идейные устои, повлияло на моё мировоззрение.
      У нас на улице жила одна очень злющая женщина. Её, скажем так, «материнская плата» была запрограммирована на агрессивный выпад по любому поводу, а чаще всего, без всякого повода. Ну, просто она должна была сказать вслед кому-нибудь гадость,
излить  на кого-нибудь свою желчь, скопившиеся в резервуарах души запасы яда, сбросить, как в ресивере, распиравшее изнутри давление. Как-то из окна своей квартиры она увидела идущего мимо мужчину с маленькой миниатюрной собачкой. Хозяин вёл её на поводке и имел несчастье пройти мимо этой самой злючки. Они – и хозяин, и собачка - шли тихо, мирно, собачка не лаяла, не нарушала ничей покой, не пыталась никого куснуть, или лизнуть, в общем, оба соблюдали полный нейтралитет. Но старуха, будучи в своём репертуаре, высунулась из окна своей квартиры на первом этаже, и ни с того, ни с сего облаяла безобидное животное, бросив ему вслед: «Чтоб ты сдохла, поганая тварь».
      Собачка, конечно, не среагировала, они, собаки, не всегда понимают человеческую речь, и очень хорошо, что не всегда, а то бы у них шерсть встала дыбом. А вот хозяин собачки, который вёл её на поводке, всё понял, опешил от неожиданности, остановился и ответил злопыхательнице, нет, нет, не в ёё стиле, чтоб, мол, ты сама, стерва, сдохла, а вежливо, нравоучительно, видимо, интеллигентный был человек: «Нехорошо вы сказали, женщина. Бог вас покарает». Сказал и прошёл мимо.
      Рядовой, в общем-то, в нашей обыденной жизни случай, мимолётный эпизод: кто-то что-то сказал, кто-то в ответ огрызнулся, таких мелких эксцессов валом вали – не сосчитать, если на каждом заострять внимание, да ещё излагать, как частенько бывает, в письменном виде - подавать заявление в районный, потом Верховный суд, а, если и тут не среагируют, в Страсбург, - то никаких «Записок охотника» не хватит, чтобы собрать все эти фрагменты в один законченный, полновесный фолиант.
     Но в нашем случае этот мелкий инцидент получил неожиданное развитие. Вы, конечно, помните финальную фразу этой мизансцены: «Бог вас покарает». Можно было бы закрыть занавес и объявить, что спектакль
окончен. Но произошло нечто очевидное - невероятное. Предположение собачника о неотвратимости божьего наказания через недельку стало сбываться.
       А что? Всевышний – это вам не милиция, тьфу, полиция, которая хоть и декларирует свой главный принцип о неотвратимости наказания, не всегда его соблюдает. А тут сбылось: эта человеко и собаконенавистница вдруг увидела на своей правой ноге пятно неопределённого цвета. Будь она поумней,  насторожилась бы, догадалась: это знак сверху. Но она отмахнулась от этого предупреждения, опомнись, мол, баба, меняй свой ядовитый характер, ещё не поздно. Не вняла. Проигнорировала. Тогда второе пятно появилось. Мол, делаем тебе второе китайское предупреждение. Не помогло. На третьем пятне баба всё же обратилась к врачу. Та схватилась за голову: что ж ты так запустила свою болезнь. Дескать, надо было после первого пятнышка, предупреждающего, так сказать знака, бежать со всех ног в поликлинику. А теперь что? Срочно ложись в больницу.
      Конец этой истории печальный. Женщину положили в больницу. Там поставили диагноз: запущенная меланома, и она умерла.  То есть, отдала Богу душу. Для Него это было не очень ценное приобретение, но в небесной канцелярии принимают всех без разбора, тут не повесишь табличку: приём окончен. С другой стороны, сей бартерный обмен получился не вполне корректным  и равноценным. Бог, стало быть, её покарал, как просил собачник, а она отдала ему душу. Пусть поганенькая душа, с изъянами, но отдала. Он её покарал, а она ему душу. И вот тут самое главное. БОГ не мог ПОКАРАТЬ. Бог вообще покарать никого не может. Потому что Бог – это милость и  сострадание.
      Его никто не видел и никогда не увидит. Да и не должен. Бог внутри каждого живого существа. И неважно, как он называется: Бог, Аллах, Будда или Яхве. Это не имеет никакого значения, ибо всё это псевдонимы под которыми творит БОГ – единый и всемогущий, А чтобы ещё короче: БОГ –  это добро. Но вот незадача. Как отличить Добро от Зла.
      Сын украл лекарство для больной мамы. У него не было денег, и он пошёл на это преступление. Мама выздоровела.  Сын совершил доброе дело. Но украл. Можно заводить уголовное дело. 
      У Бориса Пастернака есть замечательные стихи, наполненные глубоким философским смыслом: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». В этих двух строчках ключевые слова «ты сам».  Стало быть, другие могут отличать  твои поражения от твоих побед. А ты не моги. Почему? А чтобы не самообольщаться, не зазнаваться в случае победы и не впадать в депрессию, меланхолию в случае поражения. Держись – и там, и там.
«Твори, выдумывай, пробуй!», созидай, создавай, а ветры побед и поражений пусть проносятся над твоей головой, да не оскудеет твоя мысль,
да не ослабнет твоя рука. Вообще-то это наставление написано для художников, людей творческих. А если человек никак не может отнести себя к этой категории, то как? Формула, предложенная великим поэтом, применима для всех. И верховный судья здесь – ты сам.
      А вот в случае между добром и злом не всё так просто. Кто должен классифицировать эти поступки, раскладывать их по полочкам: это добро – да воздастся за него, а это зло – тоже да воздастся. И не всегда так просто их различить. Да вот хоть исторический пример. Вера Ивановна Засулич почти в упор стреляла из пистолета в губернатора Санкт-Петербурга, генерал-адъютанта Трепова, ранила его, едва не убила. Совершила она преступление? Безусловно. А вот суд оправдал её. Сказал: невиновна.
     Но разве не должно быть наказано зло? Или мы за поголовное всепрощенчество?  Ах, как часто с этой просьбой  мы обращаемся к Всевышнему за протекцией, имя Его употребляем всуе. «С Богом», «дай Бог», «Бог тебе судья», «с Божьей помощью» - разбрасываемся мы расхожими фразами, не задумываясь, уместно ли поминать каждый раз имя Господне. 
     Демонстрируется прекрасный фильм «Место встречи изменить нельзя». Бандитская сходка «Чёрная кошка» обсуждает операцию по освобождению Фокса. Перед выходом Пахан произносит как мантру: «На святое дело идём – товарища выручать». Ишь, ты, вспомнил  – СВЯТОЕ. А когда горы трупов за собой оставлял, сеял смерть направо и налево – это тоже святые дела?   Нет, «товарища выручать», конечно, поступок благородный, самоотверженный, вопрос -  какого «товарища»? Убийцу, гангстера, у которого руки по локоть в крови?
      Как-то, на сайте Яндекс было опубликовано откровенное письмо  известного музыканта Бари Алибасова. Представившись читателям, Бари коротко сообщил о себе: родился, учился, атеист, продюсер, а затем высказал свои взгляды на самые болевые аспекты нашей современной жизни с  её неустроенностью, с её неразрешимыми, вернее, неразрешаемыми проблемами. Между делом заметил: «У меня в руках две солдатские пряжки времён Великой Отечественной войны. Нашёл их под Курском, на месте знаменитой Курской битвы. Звёздная пряжка советского солдата и немецкая пряжка с надписью «Гот мит унс» - «С нами Бог». Для достоверности Бари разместил фотографии этих блях. Действительно, на немецкой чётко видна эта надпись. Вот ведь как. Фашист, деспот, нелюдь, может, именно он убил нашего паренька, а тоже уверен, что Бог примет его под своё крыло.
      А должен ли Бог простирать свою любвеобильность на каждого, кто её попросит. О, нет. Далеко не каждый достоин божьей милости. Наоборот. Носитель зла должен быть сурово наказан. И кто же должен выполнить эту чёрную работу?
Только не БОГ. Он, повторимся, – это добро. А вот карательные функции в руках ДЬЯВОЛА. Его имя тоже напишем заглавными буквами. А как же. Официальный оппонент, божий антагонист. Небесная Лубянка - это ведомство целиком в его руках.
      Так что предсказание того самого, отнюдь не чеховского «Мужчины с собачкой», уверенного, что злую старуху непременно достанет Бог, в корне неверно, как абсолютно бессмысленны и бездоказательны сплошь и рядом употребляемые угрозы: «Смотри, Бог-тя накажет».
      Нет, братцы. Ссылки на Бога тут неуместны. Давайте изобретать что-то новое».