Почему раввин не дал благословение

Борух-Нахман
…Учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал нам великий Моше…


     Верующие люди приходят в храм, чтобы вознести свои просьбы Всевышнему, помолиться Б-гу, поблагодарить Его за успехи и достижения. Иногда они приходят и просят благословения. В христианской традиции в благословении почти никому не отказывают.
     Словно с конвейера, любой человек получает стандартный набор напутствий и пожеланий и уходит обнадеженный и радостный.
     Любопытно, но не так дело обстоит в синагоге. Вот один случай, который заставил серьёзно задуматься и попытаться найти причины в поступке раввина прямо противоположном поступкам христианских священников.
Произошло это совсем недавно в одной из синагог Украины.
     В обстановке теперешней свободы вероисповедания стало модно примерять себя к различным религиям. Не мудрствуя лукаво, не утруждая голову изучением традиций, не заглядывая в книги, без малейших знаний и малейшего такта, даже не прикоснувшись к величию и бесконечности Творца, некоторые люди заходят в костелы, церкви, мечети, совершают ритуалы или участвуют в них, легко играя тем, за что раньше расплачивались работой, благосостоянием и жизнью. Стало современным и модным быть религиозным и провозглашающим себя наследником тех, кого за эти религиозные убеждения ссылали, сжигали и расстреливали. Люди не отдают себе отчета, что это непорядочно и просто нечестно жить за счет заслуг предков, да ещё, как правило, не своих.
    Нет необходимости объяснять, что эти строки ни в коей мере не затрагивают честь  людей, искренне стремящихся вернуться в мир реального будущего, так тщательно выстроенный нашими праотцами, желающих понять их мировоззрение, образ мыслей и путь.
   Этот разговор о людях, которые даже не пытаются осознать, что ни одно слово, ни один звук в молитве не случайны, что каждые из них ведут к последствиям, иногда необратимым. Любые действия, звук и движение, последовательность звуков и движений утренней, полуденной и вечерней молитв кардинально влияют на работу механизма изменения мира и уж, по крайней мере, на механизм изменения самого человека. Интонации, тембр могут вызвать как полную гармонию человека в мире, так и разрушить её.
   Никому из нас в голову не придет самостоятельно и без надлежащей подготовки регулировать инжектор «Тойоты». Мы близко не подойдем к часовому механизму или компьютерному комплексу, понимая, что тонкую работу должен сделать специалист, однако в душе своей, крутим подряд все винтики, ничуть не опасаясь последствий. Только высокая степень защиты, обеспеченная самим Творцом, спасает нас от неминуемого краха.
   Теперь мы поумнели, и когда с нами не всё ладно, спешим к психоаналитику или бесстрашно идем за советом к раввину. И есть множество свидетельств, когда через десятилетия атеизма, попав в безвыходное положение и утратив последнюю надежду, люди, вспомнив о своих корнях, шли в синагогу. И им помогали даже тогда, когда все другие земные средства были бессильны. Какой мощный инструмент - наш миньян. Главное - предельная искренность, безграничная вера Всевышнему. И тогда море расступится, фараон погибнет в пучине, и Эрец Исроэль примет тебя.
   И всё же о благословении.
В синагогу стал заходить человек явно не еврейского происхождения. Однажды, простояв всю службу возле «бимы», он подошел к раввину и попросил благословения. Тот пожелал здоровья, успехов в жизни, но полагающейся в таких случаях «брахи» не произнес. Вспомнилось много случаев, когда даже галлахические евреи на протяжении многих месяцев, иногда и лет, получить от раввина «браху» не могли - просили, просили, но раввин под разными предлогами уклонялся и не делал такого, на первый взгляд, простого дела.
Каков же механизм благословения и почему так скупы на него раввины?
   Интерес этот не праздный - огромное количество евреев, выросших в советское и постсоветское время, знаний о собственной традиции не имеют, а расстрелянные дедушки и бабушки передать их нам уже никогда не смогут. В большинстве своем остались только книги. Не будем обвинять никого в невежестве, на то есть вполне объективные причины - последствия Холокоста, репрессии, социалистическая система воспитания, - загнавшие национальное самосознание еврея на уровень почти генетического страха. Сорок лет мы шли по пустыне из Египта, семьдесят лет нас через советский диалектический материализм вели обратно. Может быть, разрыв родовой цепочки и есть главная трагедия Катастрофы.
Попробуем объяснить, почему раввин не дал благословения, понять, кто он собственно такой, чем же он отличается от христианского священника, и почему нас всегда не любили, и почему мы все-таки выжили.
   Каббалисты утверждают, что все миры построены по единой аналоговой матрице и что поняв этот мир, можно понять следующий. Создав соответственную матрицу в материальном мире, можно увидеть систему взаимосвязей в мире тонких энергий. Такая методика познания называется озаренческой, в науке - латеральным способом мышления, или ассоциативно-матричным.
Начнем с простого. В материальном мире крайне ограниченное количество строительного материала, и те, кто умеют распоряжаться им наиболее рационально, становятся богачами. Но дело в том, что богачом в одиночку не становятся. Тот, кто владеет фабрикой и заводом, в нагрузку к капиталу получает обязанности: рационально управлять коллективом, обеспечивать людей работой и создавать им возможность зарабатывать на жизнь. Больше того, необходимо обеспечить потребности работника в духовных и эмоциональных удовольствиях. Таким образом, управляющий производством или хозяйством, ничего другого, кроме работы организационной, тяжелой и почти всегда невидимой и неблагодарной, не делает. Труд каторжный, ежедневный и ежесекундный. Видимо, поэтому в древние времена в седьмой год рабы отпускались на свободу. Да-да, освобождение было благом не для раба, а давало возможность начать новую жизнь рабовладельцу.
Объективная реальность говорит, что богачом становится только тот человек, который может продуктивно организовать труд других людей, то есть занимается видом деятельности, на которую большинство не способно. Естественно, делая самую главную работу, он и денег получает больше, но и энергии тратит несравненно больше. А так как её отмеряно небесконечно, то и расходовать нужно экономно. Еще любопытное сравнение. Богач не может разбогатеть на ровном месте. Если его рабочие ничего не создали, он тоже не двинется вперед. Рабочие, делая внизу кирпичик, создают управляющему возможность воздвигать здание.
  Итак, материальное благосостояние рабочего создает капиталист, упорядочивая и организуя хаотичное движение трудящегося. Но обратите внимание, рабочий сам создал себе зарплату, он сам создал кирпичи, и если бы он этого не сделал, то здание собирать было бы не из чего. То есть благосостояние капиталиста создал тот же рабочий, которому капиталист создал рабочее место. Всё. Круг замкнулся. Конец - в начале, а начало - в конце, у каждого своя часть труда.
Теперь совершенно просто просматривается механизм благословения. Кстати, очень похоже: благосостояние и благословение.
   На духовном уровне человек через ежедневные молитвы, многократно обращаясь к Всевышнему, делает это на доступном ему уровне понимания, и, скорее всего, без умения сложить создаваемые энергетики в качественно новую структуру. Он уже изготовил все кирпичи-радиодетали, но собрать в радиоприёмник не может - не хватает сил и знаний. И может получиться что-то прямо противоположное, очень опасное.
  Надо, между прочим, заметить, что все кирпичи и все радиодетали давно произведены, труд рабочего отыскать их, а труд раввина сложить, но об этом другая статья.
Раввин всегда увидит, кто трудился в поте лица, кто проделал достаточную работу, и уже имеет нужные комплектующие. Он понимает, кто сделал всё сам, а кто ждал подарка со стороны. Это видение, может быть, и есть основная работа раввина, его сектор замыкания круга. Имея достаточное количество материала, в сущности уже завершенное благословение, раввин упорядочивает его единственно верным способом, при этом ни в коем случае не нарушая строго расположенного мудрецами набора слов и звуков. И тогда благословение быстро и просто собирает и упорядочивает полный комплект радиодеталей в совершенный приемо-передающий аппарат, который обеспечивает устойчивую, успешную и благодатную связь с тем, кто ведает удачей. Всего-то и работы, что сконцентрировать и направить. Надо сказать, что такие способности есть и у людей, которые никогда не учились в ешивах. У них в потенциале от рождения максимально развита интуиция и чувство гармонии. Их-то как раз и называют теми, у кого «легкая рука». Разница между раввином и ими - в том, что первые самодеятельно могут собрать простейший детекторный приёмник, раввин же будет ждать полного набора деталей для создания мощной и безотказной приёмо-передающей системы.
   И всё же, никто из своих деталей прибор собирать не будет. И если ты не предоставил готовый материал, не прошел свою часть круга, благословения не жди, ведь тогда всё пойдет за счет здоровья раввина, а оно тоже ограничено. И тут заповеди «не укради», «не убий» срабатывают неукоснительно. Только труд, ежедневный и продуктивный труд может принести человеку успех, а раввин всегда только учитель и наставник, правда, очень умный и знающий. Двоечников в следующий класс не переводят, и тех, кто не хочет учиться, не учат. В сущности, материал на благословение человек собирает сам, раввин только организует материал заказчика и переводит его в форму, понятную  Всевышнему, он только приводит в согласование усилия человека с потенциалом, данным ему Всевышним.
Когда раввину задают вопрос, почти всегда он отвечает притчей или мидрашем. Задумавшись и проанализировав его, мы начинаем понимать, что дан был единственно правильный совет. И это уже не совет раввина, это уже то, что ты нашел самостоятельно и это уже твоя собственная работа и заслуга. Ею ты дорожишь больше всего!
Мы хотим подарков, но они есть только в самом-самом начале, когда нас чем-то хотят заинтересовать, остальное - только работа или кража, но и то, и другое имеет цену.
Видимо, поэтому раввины всегда предоставляют человеку право выбора и возможность трудиться, тем, кто, привык к сытому, упорядоченному командно-приказному вранью, читай, тщательно замаскированному рабству, это дико и неудобно.
В синагоге нет лжи. Хотя здесь то- же есть страсти и проблемы. Но  в синагоге ты всегда на виду, и с балкона за тобой наблюдают самые близкие тебе люди. Сможешь здесь, в маленьком зале, занять достойное место, понять свою функцию - успех во внешнем мире тебе обеспечен.
Читая уроки, раввин через сюжеты Торы и Талмуда рассказывает, как жили наши предки и что помогло им не погибнуть четыре тысячи лет назад. Раввин честно живет по законам мироздания и на собственном примере показывает, как это можно делать наиболее продуктивно. Не беда, что то, что станет единственно верным решением, скрыто от нас предельным приближением к проблеме и неправильными суждением о том, что в этом мире может быть что-то новое. Раввин действует так, как, нам кажется, поступает реликт, но стоит задуматься и подождать. Пройдёт время и мы увидим, что просидев много ночей за Талмудом, он, следуя традиции, принял единственно правильное решение, и оно обязательно найдет свое подтверждение через год, два, десятилетия, иногда через века, но всегда будет единственно верным, так как основано на Торе, на тысячелетнем опыте предков. Именно так мы выжили. Опыт древних - великая и непобедимая сила, а роль раввина в этом деле только труд, труд и еще раз труд, чтобы донести этот опыт до всей общины.
    Синагога устроена так, что в ней не услышишь елейного пения и сладких обещаний. Хотя тебя никогда не оставят голодным, здесь всё, как в жизни,  по-настоящему. Она - только модель мира, сконцентрированная и форсированная, как во времени, так и в пространстве. Своего рода учебный полигон.

Наверное, теперь понятно, почему раввин не дал благословения? И дай же Б-г, заслужить его вам.
Кстати, есть категория людей, которой трудно добиться благословения - это дураки. Существует такая матрица – матрица дураков. Общее название «дуракизим».
Дурак, он и в Африке дурак, это от цвета кожи не зависит. Неизлечимая болезнь. Симптом, хотя и скрытый, проявится рано или поздно. В дуракизме есть две крайне тяжелые составляющие. Первая – никогда не знаешь, когда наступит приступ. И тогда летят в тартарары все так тщательно выстроенные планы, рушатся  наработки, рвутся связи. Вторая – тот, кто решается лечить дурака, сам оказывается подверженным его матрице, и сам неизбежно сползает в это же заболевание. Дуракизм – заболевание сугубо души и способен развиваться только в ней. Другие органы тела он не поражает.
Характерная особенность:  даже психоаналитики, находясь рядом с матрицами дураков, подвержены крайнему риску того же заболевания. И все-таки способ лечения есть, и хотя он единственный, но, без всякого сомнения, действенный. Это Тора! Изучение Торы. И что главное - самоинициированное ее изучение.
 Матрица Торы бесконечно огромна, потопить её никаким отрицательным балластом невозможно, чего не скажешь о любом, самом гениальном мудреце и ученом,  в любой, без исключения науке.
Дурак также может перестать быть дураком в случае, когда осознает в себе, примет и обнародует признание, что он дурак, Правда не стоит это чрезмерно выпячивать. Тогда шаг за шагом удается перебраться на дорогу мудрости. Когда дурак изучит и примет на себя Книгу запретов и предписаний, все равно останется огромное пространство для свободы выбора и действий. Выяснится, что свободу выбора никто не отобрал. Это для умных дураков.
Кстати, ни высшее образование, ни количество знания, ни кандидатский минимум и даже докторская степень дуракизм не нейтрализуют. Интеллект, если он всего только объем знаний, дуракам тоже не помогает.
Ах, вот еще что! Но это на уровни шутки.
Умных людей нет. Есть только дураки с опытом, которые последним,то есть опытом, научились качественно  пользоваться, а неумение сумели запрятать...
 Примечание: дуракизм, если это качество не врожденное и не наследственное, иногда лечится своевременными и безжалостными родительскими розгами.
Внимание! Если человек настойчиво и многократно повторяет и обосновывает собственное мнение, можете не раздумывать: диагноз - дуракизм! Поверьте - есть другие способы.
Кстати, дурака не следует путать с простаком. Последнему благословения раввина не нужно. У него есть прямое благословение Всевышнего!

Борух-Нахман. Октябрь, 2003г. - Ноябрь, 2009г.
Рисунок автора.