О порочности в современной психологии

Лара Козиорова
О  порочности в современной психологии.
               
                Профессиональная некомпетентность стала лицом современной психологии. 
                Среди психологов  сейчас  редко встретишь настоящего альтруиста-профессионала, преданно своему делу, да и сама психология, к сожалению, пошла по американскому пути развития:  бестолковые, никак не оправдывающие себя  многочисленные тесты;  отсутствие объективности и  также  самого качества  анализа;  акцент не на глубины сознания, а на внешнюю оболочку,  и в связи с этим -  упрощенные пути решения проблемы, поверхностность суждения; фальшиво подогнанная в нужное русло статистика,  а именно некорректное следование процедурам обработки и фиксации полученных статистических данных;  и  конечно,  ориентир психологов на то, как «на подольше» привязать к себе клиента.   К тому же, финансовый фактор  стал сейчас главным  в психологии, это прослеживается  как  в  отношениях психолог-клиент,  так  и в самой психологии тоже:  на первое место вышла так называемая «психология успеха», а вместе с ней - и методики НЛП, и  выросшие, как грибы после дождя, сонмы улыбающихся и откровенно-наглых «психо-тренеров»,  активно бросились,  и разумеется   за немалые деньги,  учить  всех желающих тому, как быть «богатым и успешным в этом мире».  Вообще, в расплодившиеся коммерческие институты Психологии  активировались  пойти «учиться», и чаще всего, на заочные отделения (чтобы  в учебное заведение не ходить и вовсе) все кому не лень, но вовсе не из-за интереса к предмету и к глубинам сознания  человека, а с банальной целью зарабатывания  денег на  своих ценнейших советах.  Учить жизни, вещать прописные истины за деньги, да и просто, что называется «лить воду»  нынче модно.  Да и среди самих преподавателей этих многочисленных ВУЗов,  специалисты высокой квалификации,  действительно знающие предмет – большая редкость.  Между тем,  создаётся впечатление, что многим  таким «психологам»  и самим нужен психолог…
              В консультациях таких «специалистов» отсутствует фактор объективности. Почему психологи необъективны?  Здесь можно перечислить сразу несколько факторов, основные из них:
- Элементарное отсутствие должных знаний.  Многие современные психологи демонстрируют  явно низкую  квалификацию (хотя говорить могут красиво),  и здесь не будут секретом  явные плагиаты в дипломных работах, а рефераты и курсовые штампуются методом копирования и сдаются  преподавателям даже не читанными. А среди претендентов на звание кандидата наук большую роль играют вовсе не знания аспиранта, а тот фактор – входит ли его научный руководитель в состав принимающей комиссии, или нет.
-  Нет интереса к предмету,  профессия  воспринимается  лишь в качестве работы.
-  Заинтересованность в клиенте, то есть в том, кто платит: боязнь сказать то, что не понравится человеку и тем самым потерять его в качестве клиента.  В связи с этим, многие психологи  корректно говорят то, что хочет услышать  от него человек.
- Элементарная боязнь потерять рабочее место, если скажешь правду. Этот случай касается в большей степени психологов, работающих в детских садах и школах.  Поэтому, родителям  действительно проблемных детей (например, с подозрением на аутизм, или с детям  с явной малой мозговой дисфункцией) льются штампованные речи   о  том, что это «просто возрастной период», или  же  льстивые фразы об  уникальности их чада. 
-  Профессия психолога стала чем-то  напоминать  работу адвоката, где действует правило: кто платит – тот и прав.  Так например,   мне известен случай, когда  в одной семейной паре мужчина, любящий  букет форм  сексуальных извращений,  для  «излечения» своей жены нанял довольно известного (и  разумеется - дорогого) психолога,  чтобы тот каким-либо  способом повоздействовал на женщину и исправил её «неправильное» мировоззрение,  и как следствие – их сексуальную несовместимость.  Психолог  начал свою работу с лекций о том, что её задача, как женщины,  – доставлять  своему мужчине удовольствие, что «ничего страшного не случиться, если вы поступитесь со своими принципами».   Когда это не помогло, пошло  в ход  давление с фразами «если вы любите мужа, то вы должны…, иначе вы его потеряете». Когда не помогло и это, психолог  стал настаивать на сеансах гипноза.  Бедная женщина  была вынуждена  в тот момент выбежать из  комнаты («специалист» приезжал к ним домой) чтобы прервать этот начавшийся без её согласия сеанс. То есть, психолог, вместо того, чтобы поработать с  мужчиной,  у которого действительно была куча разных  психологических проблем, плюс склонность к сексуальным извращениям,  пытался изменить его жену,  человека с  абсолютно нормальной психикой, чтобы подогнать её под   сексуальные вкусы мужа.  Но раз заказчиком был муж,  то  кто заплатил  –  тот и  прав,  –  формула   многих сегодняшних психологов.
-  Личностная незрелость  (и это очень часто встречается) многих психологов также является причиной необъективности в консультациях.
- Шаблонные (а от того - ошибочные) методы психодиагностики. Например, визуальная психодиагностика всегда очень обманчива: так называемыми "психологами" выведены некоторые константы по различению правда и лжи. Считается, что если во время разговора человек потирает кончик носа, трогает волосы, или отводит глаза в сторону - значит говорит ложь. Это не так. Человек может просто волноваться при разговоре, а может банально, смущаться, и срабатывает механизм защитной реакции: он как бы хочет подсознательно  закрыться, поэтому теребит волосы, или кончик носа, щеку... Иногда таким образом люди скрывают и какие-то физические дефекты, например, при улыбке видно отсутствие зуба, а теребя волосы, человек может прикрыть свой дефект, или сместить акцент внимания собеседника от своего лица. Не потому что он врёт, а потому, что некомфортно себя чувствует. А глаза можно отводить в сторону и вверх - просто потому, что в это время могут работать и другие мысли о какой-либо проблеме. или же человек может усиленно что-то вспоминать.
-  Стремление слыть значимым в глазах клиентуры:  когда психолог боится потерять авторитет (или  не приобрести его), он начинает не анализировать  самостоятельно ситуацию, с которой пришел  к нему на консультацию пациент, а искать в учебниках, интернете и прочей литературе полезные советы на похожие случаи.
- Психологи, работающие в кадровых отделах по приему  в кампанию новых сотрудников, необъективны тем, что опираются на внешнее,  не увидев внутреннего.   А ведь  настоящий профессионал своего дела, или даже гениальный специалист в своей области,  может быть (и часто так и бывает)  и замкнут в общении, и неряшливо одет, и  даже иметь склонность к опозданиям, но зато ему нет цены как специалисту, и именно этот человек  потенциально мог бы вывести кампанию на лидирующие позиции.  Но стереотипы суждения психологов, поверхностный взгляд  об оценке личности, плюс введённая система тестирования, которая  никогда еще не давала точных результатов, делают своё дело.  Получается, что при приёме на работу, посредственность  с  «представительной внешностью» предпочтут  потенциальному гению.
-  Никому не нужные корпоративные психо-тренинги,  так как в большинстве случаев   – это пустое время провождение, что понимают все, и даже сами согнанные туда сотрудники, кроме, правда,  самих психологов и их начальников.  Что происходит на  подобных тренингах? В основном  (в организациях) такие тренинги бывают нескольких типов, где главные из них:  по повышению роста продаж продукции (которой занимается данная  организация),  тренинги  повышения самооценки (они же – личностного роста), тренинги так называемых раскрепощений (они же - тренинги самораскрытия). На тренингах по повышению производительности труда (роста продаж) сотрудников фирмы учат вовсе не тому, как улучшить качество продукции,  а агрессивной торговле,  искусству навязать  и суметь продать застоявшийся товар, или устарелые коллекции (если это одежда).   Менеджеров и различных продавцов  также учат быстрой речи,  забивающей сознание и не дающей опомниться  потенциальному клиенту (покупателю).  Не успевает посетитель зайти в магазин и бросить взгляд на прилавки, как за ним по пятам начинают ходить обученные психологами продавцы и начинают своё дело по обработке покупателя.   Но эффект от всего этого, как правило, обратный: у последнего это вызывает лишь реакцию отторжения и желание поскорее выйти из этого магазина. 
На тренингах по повышению самооценки вообще происходит следующее:  участникам внушается какие они  неповторимые и уникальные личности,  часто звучит фраза «вы этого достойны», или ей подобная: «вы достойны самого лучшего», также   психологом предлагается рисование разных картинок, типа «каким  ( то есть, каким успешным )  я представляю себя в будущем» ,  «мой идеальный муж», итд. Или разыгрываются ролевые игры, что со стороны напоминает клоунаду.  Так например,  игра «пресс-конференция»  предполагает следующее:  участники представляют себя великими финансовыми магнатами (или хотя бы просто бизнесменами, здесь уже дело в воображении), якобы на посвященной им пресс-конференции, специально для которой они заготавливают краткое выступление о своем тяжелом  пути к успеху, какие им преграды пришлось пройти, и главное – как им помогли курсы  повышения самооценки (ну и квалификации тоже), и  чему научила их жизнь. Одни участники воображают и рассказывают о этапах своей карьеры. А остальные участники игры становятся представителями средств массовой информации, задавая вопросы, кто-то просит автографы...   Эффект подобных тренингов: неадекватная  оценка своей личности (я великолепен) , в разы возросший эгоизм,  самовлюблённость, наглость,  у многих появляется ощущение « я – центр мира».
Тренинги по  раскрепощению (самораскрытию личности) вообще представляют собой чистый детский сад: участники выкрикивают различные звуки (воют, лают, кукарекают,  итд, то есть, кому что нравится),  представляя себя животными, ходят на четвереньках,  бегают или «летают»;  или же, по заданию психолога,  неожиданно обнимаются (игра:  подойди  и  обними незнакомого человека);  смеются, выдавливая из себя смех; или  ходят по кругу и машут руками, представляя себя «спагетти», что символизирует обретение свободы через движение рук, итд, на что хватит фантазии у психолога.  Эффект от подобного веселья: в основном  это пустое время провождения. Колоссальная ошибка подобных занятий: никогда глубинные проблемы, происходящие в душе человека, не решишь внешними заменителями: упражнениями, рисунками, представлениями, играми итд. Но оправдать подобные развлечения  (а следовательно и свою зарплату) нужно,  поэтому многие психологи требуют отчета от участников тренингов, где последние должны написать отзывы (разумеется очень громкие и положительные), типа:  «после тренинга  я обрел покой и знания, понял что мне делать дальше, а главное,  я получил этот бесценный опыт…» итд. И эти «отчеты» сдаются психологу,  потом  -  руководителю, и все вроде бы довольны… К тому же, подобные психо-тренинги очень выгодны для психолога: ведь сумма от проведённых групповых занятий гораздо выше индивидуальной консультации. Особенно порочат Психологию, так называемые практики НЛП, которые введены для манипуляций над сознанием других людей в корыстных целях.
                Уважающий себя психолог  никогда не стал бы заниматься чем-то подобным.  Наверное, такие мастера как Фрейд, Юнг,  Фромм  испытали бы стыд за то направление, куда уходит сейчас  психология и за уровень  знаний современных психологов, в качестве профессионалов. Многие психологи  не только неадекватны к своей персоне, но еще ленивы  даже до анализа собственной жизни, потому  их дежурные фразы, предназначенные других людям,  не имеют никакого практического жизненного  подкрепления.  Среди современных психологов  крайне редко встретишь настоящего профессионала, понимающего  психологию и любящего свою профессию, да  клиент оценивается такими психологами  визуальным  образом по критерию «за сколько сеансов тот сможет заплатить», и просто так (бесплатно) никто  из них не скажет и слова, пусть даже не своего, а заимствованного.   
                Кроме того, в жизни бывают ситуации, когда даже  хорошие психологи бессильны.   Да, сказанное вовремя нужное слово,  дельный совет, или напутствие может помочь человеку выйти из кризиса. Но что можно сказать матери, потерявшей единственного сына  во время какой-нибудь катастрофы, видевшей в этом сыне единственный смысл своей жизни? Что можно сказать человеку  со сломившейся психикой в результате  сексуального насилия?   Что можно сказать однолюбу, потерявшему своего  любимого?  Да и сами психологи, защищая свою психику, часто ведут консультации,  внутренне абстрагировавшись  от бесконечных чужих проблем, боясь притянуть   что-то подобное к себе.  Поэтому, в  действительно тяжелых ситуациях помочь может лишь только очень близкий человек, неравнодушный к вашему горю, а если такого нет, то правило «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», остается в силе, ибо,  если сам себе не поможешь – никто не поможет…