Валаам. День шестой

Анатолий Дудник
(Начало - http://www.proza.ru/2015/08/04/350
Ночь не задалась. В разгар сна нас, где-то на просторах Ладоги,  через телефон супруги настигла "эсэмэска" о том, что сработал датчик удара системы сигнализации: наверное, в очередной раз, соседская кошка спрыгнула с забора на крышу автомобиля. До утра я обкатывал тезисы будущего репортажа: если хочешь спать в уюте, надо спать в чужой каюте; меньше знаешь - лучше спишь; если у вас нету кошки, она есть у соседа и так далее.

К  девяти часам 22-го мая  туристы нетерпеливо переминались у бортов: погода была чудо, как хороша - наверное впервые за половину круиза. "Наконец-то повезло!" -думал я, глядя на залитые солнцем весёленькие, насквозь каменные острова с торчащими соснами, которые цепочкой тянулись к Валааму. В районе пристани была какая-то  радостная  канитель из отходящих и подходящих теплоходов. В пространстве давлело ощущение трёхмерности из-за высокого  нависающего скалистого берега и не отпускало всё время пока мы были на островах архипелага.

  На баке нашего теплохода  матрос изготовился и ловко размахнувшись, швырнул  в сторону уже стоящего у причала первым бортом теплохода лёгость - это такая увесистая штукенция в виде груза, обвязанного заботливыми руками боцмана, с прикреплённым к нему шнуром, чтобы завести на причал швартовы.  При этом я, хотя и был далеко сзади и выше матроса, инстинктивно вжал голову в плечи, вспомнив, как однажды на  крейсере  с аппетитным "чмоком" шлёпнулась о полётную палубу такая штука.

"Всё по-взрослому!" - думал я, сходя  на берег. Вспоминая сейчас своё  главное ощущение при посещении замечательного места под названием Валаам, могу сказать, что это нечто , очень близкое  к  ощущениям на отдыхе  на курорте Боровое  в моём далёком детстве. Там тоже преобладало ощущение объёма из-за обилия скал в окружении соснового бора.  Синее небо едва просматривалось сквозь верхушки качающихся  и гудящих на ветру сосен. Под ногами приятно-угодливо, но упруго проминался толстой ковёр из опавших рыжего цвета  хвойных иголок.

 Наверное, мне было лет пять -шесть. После первых ахов и охов,  а также купания в озере, отобедали. Помню, что водитель нашего "газика" -"уазиков" ещё лет тридцать после этого не было - надравшись, мягко говоря, непостижимым образом  влез на ближайшую скалу и "расклинился" там лёжа между соснами, как на балконе, в одних плавках - тогда они у всех были черного цвета. Остальные члены команды  уговаривали бедолагу слезть и отдать ключи. Я  же переживал, как мы будем возвращаться домой.  Вот такое 3D-воспоминание.

Ступив на землю Валаамского архипелага, нашли свою группу по табличке в руках представителя компании. Экскурсовод - невысокая женщина в тёмной одежде, проживающая на острове в летнее время - пока массовый наплыв туристов. Думаю, что было ей лет сорок. С ее слов следовало, что гиды одеваются как капуста, чтобы при изменении погоды, а здесь это происходит часто и быстро, можно было легко подстроиться.

Наша утренняя экскурсия   проходила по острову через три скита. Валаам - удивительное место! Это теперь можем подтвердить и мы. Сурово, многообразно - незабываемо. Пейзажи  отличаются друг от друга, словно всякий раз оказываешься, по крайней мере, на другом острове.

Кто, когда и в каком месте укреплял свою веру, я, конечно, не помню, а, если бы и помнил, то не смог бы рассказать - больно тема духовная. Остались в памяти только чёткие штрихи, как зарубки. К Валааму подвели электроэнергию: столбы и кабели на них грубо и однозначно разваливали кадр за кадром. Оказалось, что прокладывать кабели в земле очень трудно и дорого. Последствия подвода электроэнергии к святым местам могут привести к тому, что самобытный уголок может стать излишне доступным и привычным для жизни. "Набегут. Испоганят!" - думал я о возможной перспективе архипелага, быстро шагая в сторону причала: опаздывали на обед.

Во второй половине дня нас перевезли на теплоходике на другую окраину острова для посещения монастыря, расположенного на  возвышении. Фотографировать разрешали не везде. Я ждал супругу у храма, когда, проходящий мимо рослый, с портупеей на животе монах, сказав мне, что здесь снимать нельзя, как-то неформально поинтересовался маркой моей камеры. Я назвал. В ответ услышал, что у святого отца есть крутая профессиональная фотокамера. Священник гордо промаршировал куда-то. "И здесь служба!" - думал я, так как не покидало ощущение, что в монастыре также многолюдно, как на территории 7-ой оперативной эскадры. Вроде бы и каждый человек сам по себе, но действует по единому взаимоувязанному плану.

Перед тем, как покинуть монастырь, нас пригласили послушать церковные песнопения. Непередаваемые ощущения! Купили на память диск  и вышли через арку. Пока ждал супругу у церковной лавки, из соседнего, под старину, магазинчика вышел рослый  турист с бутылкой водки в руках. По всей видимости, супруга, подошла и сказала ему, наверное то, что говорят всегда в таком случае. Он, она и мальчик лет десяти пошли в сторону причала.

"Слаб человек!" - думал я, засыпая в этот вечер. 
(Продолжение - http://www.proza.ru/2015/08/09/421)