Вспышка

Юрий Кобенко
И вдруг эта вспышка, пронзительная и слепящая, заполнила сознание гулким звуком, – как волна, внезапно ворвавшаяся внутрь тебя. Аня почувствовала себя колокольчиком, сорванным с тамбурина и брошенным в океан звука. Погружаясь, она видела вокруг разные колокола, застывшие в океанической невесомости: большие и маленькие, увесистые благовестники и крошечные бубенцы. Они беззвучно смотрели на неё своими пробоинами и вмятинами, полученными от звука, обречённо замерев в вязкой пучине. Чем глубже тонула Аня, тем искорёженнее и бесформеннее становились колокола. Безжалостный звук превратил их в дуги и осколки, стёр с них надписи и узоры, а там, в таинственной и страшной глубине, в бездонном мраке покоился прах колоколов, некогда звонких, живых, поющих. Гигантские пространства грохочущего звука, всесильного и неизбежного, медленно перемалывали смолкший металл в немую, безжизненную пыль…
Не решившись смотреть ни вниз, ни вверх, Аня зажмурилась, и тут что-то вынесло её из зловещей пучины, буквально подбросило на поверхность, как сильные папины руки в младенчестве, обдав мириадами пузырьков живительного кислорода. «Какая я лёгкая!», подумала Аня с улыбкой и несмело открыла глаза.
Лесная поляна, на которой чудесным образом оказалась Аня, тонула в июльском разнотравье. Душистые дикоросы курили сказочные ароматы, и заутренние менестрели жизнерадостно осыпали звоном верхушки сосен. Небо раскинулось празднично-синим холстом над головой Ани, а смеющееся солнце ласково струило тёплые лучи на мир летнего леса. Пёстрые стрекозы и бабочки облюбовали Анины плечи и косички, щекотали крылышками нос, смешили девочку, словно хотели рассеять пережитый ею ужас. Поднявшись, она, к своему величайшему удивлению, полетела… Она умела летать! Невероятно! «Я всегда это знала!», призналась себе Аня, тихо ликуя. Деревья расступались перед ней, травы прижимались к земле, а порхающие вокруг бабочки со стрекозами легонько касались края её платьица, показывая дорогу.
Ей открылось озерцо у самшитовой рощицы, на берегу которого высился сказочный терем. Несмело приблизившись к нему, Аня застыла от его неземной красоты: терем был выстроен в форме раскрытой цветочной чаши с изящным орнаментом и искусными росписями фронтона и округлых наличников. «Кто здесь живёт?», едва подумала девочка, как рядом раздался голос: «Это твой дом». Голос был тёплым и нежным, он звучал так, будто она слышала его всегда-всегда, с самого рождения. Обернувшись, Аня обомлела: это был её… папа или брат, или дедушка, или одноклассник Гришка, или добрый дядя Миша, папин друг, который всегда привозил Ане гостинцы. Это всё был Он!
– Доброго здравия!– ласково молвил Он. – Прошу тебя входить!
Дверь отворилась, и свет, мягкий и серебристый, полился из терема.
– Тебя ждут! – добавил Он, нежно взяв в могучую руку хрупкую кисть Ани.
Нерешительно входя в терем, Аня чувствовала, будто заново рождается в этом свету. Изнутри на неё дохнул свежий ветерок с ароматом сосен и свежевыпеченной сдобы. Поразительно, но внутри ничего, кроме света, не было видно. Его искрящиеся частицы лились причудливыми узорами повсюду, но ни страха, ни сомнений Аня не испытывала.
– Это твой дом, – повторил Он. – И ты здесь – хозяйка.
– Я? – недоумевала девочка в полном изумлении.
– Ты. Как и все мы.
– А кто вы?
Но ответа не последовало. Вместо этого Он взял Аню за плечики и, опустившись перед ней на колено, произнёс:
– Ты должна выбрать.
– Я? Выбрать? Выбрать что? – Аня замерла.
– Выбрать помочь или наказать, – продолжал Он. – Тебе встретятся разные люди на пути. Твоя задача – решить помочь им или подвергнуть наказанию.
– Какому наказанию? – испуганно пролепетала девочка.
– Отправить к колоколам.
– К колоколам? – вздрогнула Аня в растерянности. Перед ней встали мрачные картины безжизненного океана, в котором тонули громады отзвеневшего металла.
– Это неизбежно. Ты выберешь сердцем, кому помочь, а кого отвергнуть, – наставлял Он.
Аня закусывала губы, силясь побороть страх перед неотвратимостью выбора, но Его взгляд был настолько мудрым и чистым, что девочка всё же решилась.
– Иди, – сказал Он, отпустив её. – Ты сделаешь правильный выбор, я знаю.
И она пошла, точнее, поплыла по просторам лучезарного света, поражаясь, как много места оказалось внутри терема. Тревога не покидала её, хотя не верить Ему она не могла. И вот перед ней возник первый силуэт. В заполненном светом пространстве терема очертания плыли, так что видеть Аня могла и вправду только сердцем.
Приблизившись к фигуре, девочка затаила дыхание. От волнения её сердце колотилось так сильно, что ей казалось, этот кто-то мог слышать его стук на расстоянии.
– Здравствуйте, – робко поприветствовала незнакомца Аня пересохшими губами.
– Здравствуй, – выдохнул кто-то и… заплакал.
Аня вздрогнула, отпрянула и обернулась назад, словно ища помощь Его, но в серебристых узорах света Его не было видно. «Ты выберешь сердцем», раздались в её голове слова Его. Несмело Аня повернулась к фигуре.
– Кто вы? – спросила она застенчиво.
– Я – солдат, – срывающимся голосом вымолвил кто-то. – Меня послали убивать мирных жителей. Меня заставили их ненавидеть и… убивать…
Аня похолодела от ужаса. Фигуру сотрясли рыдания, и она упала перед девочкой на колени. Остолбенев от подобных откровений, девочка поначалу сомневалась, но потом склонилась к фигуре и дотронулась своими хрупкими пальчиками до плеча незнакомца:
– Пожалуйста, не плачьте. Вы этого не хотели.
Фигура зарыдала ещё безутешнее.
– Ну, пожалуйста, – пробормотала Аня, едва не плача. – А то я сейчас тоже зареву. Не расстраивайтесь так! Мой дедушка говорит, если человек плачет, то он раскаивается.
Фигура беспомощно протянула трясущуюся руку к Ане.
– Я Вам помогу, – прошептала Аня с комком в горле, и лишь последнее слово было произнесено, как фигуру охватило золотистое свечение, и с исчезающим «Спасибо, девочка!» неизвестный растаял в искрящихся потоках света.
Взяв себя в руки, Аня двинулась дальше. В этот раз фигура возникла слева и полностью неожиданно для девочки.
– Здравствуйте! – уже смелее проговорила она.
В ответ новая фигура только вздохнула.
– С Вами всё хорошо? – продолжала Аня.
Фигура молчала. Аня обошла её вокруг. Эта была крупная фигура мужчины средних лет с выпуклым животом и вялой осанкой.
– Кто Вы? – полюбопытствовала Аня.
– Я – менеджер, – сдавленным голосом отозвался незнакомец.
– А что Вы сделали?
– Я совершил много плохих поступков, – признался неизвестный. – Я подстрекал солдат на убийство невинных людей, перевирал историю, намеренно искажал информацию, клеветал на честных и порядочных сограждан.
Аня задумалась.
– А зачем Вы это делали? – тихо спросила она.
– Из-за проклятых денег и тщеславия, – изрёк незнакомец со вздохом.
Аня почувствовала, как тяжело ему дались последние слова. Но отправлять его к колоколам было куда хуже всех его деяний.
– Я помогу Вам! – решила она. – Вы не хотели этого, я уверена!
Но незнакомец растворился не сразу. В нависшей тишине Аня услышала, как он плачет в себя, стыдливо закрыв лицо руками.
Путь до третьей фигуры был долог. С серьёзным лицом Аня перебирала в голове все эти ужасные факты, твёрдо веря в правильность сделанного выбора. И вот, когда расстояние от второго незнакомца показалось ей чересчур долгим, девочка буквально столкнулась с третьим.
– Здравствуйте! – выпалила она, силясь преодолеть конфуз.
В ответ тишина.
– Добрый день! – почти нараспев произнесла Аня, чтобы убедиться, что её слышат. Но ответа так и не последовало. Фигура, подтянутая и мускулистая, монументально стояла перед ней, разрезая надвое лучистый свет. Аня оторопела.
– Вам помочь? – несмело молвила она.
– Я убью вас всех! – прогремел его голос, и Аня чуть не потеряла равновесие. Отшатнувшись назад, девочка задрожала от ужаса. Не решаясь приближаться к фигуре, она боязливо попятилась назад, и, собравшись было броситься наутёк, очутилась в объятиях Его.
– Не бойся! – раздался над ней полный доброты и заботы знакомый голос. – Помни, ты должна решить сердцем.
– Я боюсь, – совсем по-детски шепнула Аня с выпяченной нижней губой, будто жалуясь папе на драчунов в песочнице. Он добродушно прижал девочку к себе:
– У тебя получится. Помни: зачастую тот, кто сеет страх, больше всего нуждается в помощи.
Аня удивлённо взглянула на Него:
– Правда?
– Чистая правда!
Вновь представ перед третьей фигурой, Аня принялась внимательно её изучать, сохраняя необходимую дистанцию. Волевая осанка, массивный торс, устойчивая постановка ног по ширине плеч. Решительность и упорство – вот, что бросалось в глаза при виде третьего незнакомца.
– А почему… почему Вы хотите всех… убить? – запинаясь, выговорила Аня.
– Тебе не понять! – выпалил неизвестный.
Аня глотнула. Очевидно, он был сделан из того же материала, что и те тяжёлые колокола, медленно идущие ко дну. Но отправлять человека в океан ужаса она не могла. Не могла.
– Я могу Вам пом…
– Замолчи, девчонка! – оборвал её незнакомец. – Что ты смыслишь в помощи? Думаешь, дашь мне свою куклу и решишь все мои проблемы?
Воздух задрожал от раскатов издевательского хохота незнакомца. В смятении и страхе девочка заплакала. Горько и больно звучали его слова. Они ранили гораздо сильнее той вспышки, бросившей Аню в безжизненный океан. Но наставление Его придали ей силы.
– А какие у Вас проблемы?
– Проблемы? Их видимо-невидимо! Мне нужны деньги! Понимаешь? Много, много денег! А никто из этих продажных мерзавцев заграницей не хочет раскошеливаться! Кормят одними обещаниями! Сплошные пустозвоны, чёрт бы их побрал!
– А сколько Вам нужно денег? – шмыгая носом, спросила девочка, внутренне готовая пожертвовать своей домашней свиньёй-копилкой в нижнем ящичке стола.
Незнакомец брезгливо засопел:
– Сколько?! Я же сказал: мно-о-ого!!! Пару миллионов долларов мне погоды не сделают! Нужны сотни миллионов, нет – миллиарды, десятки, сотни миллиардов, а лучше триллионов долларов!
– Трил-ли-оны, – по слогам повторила Аня, пытаясь представить себе эту огромную кучу денег. – А что на них можно купить?
– Глупая девчонка! – глумился над девочкой незнакомец. – На них можно купить беззаботную жизнь!
Аня почесала лоб:
– Мне кажется, деньги только добавляют забот. Так говорит мой папа. У богачей всегда голова раскалывается от проблем. Да-да-да, это точно!
Незнакомец брезгливо фыркнул:
– Много твой папа понимает! Нищие мне не указ! Подыхайте в грязи и бедности! А я предпочитаю жить полной жизнью – так, как мне нравится: есть, что нравится; пить, что нравится; смотреть, что нравится; делать, что нравится. Да что я тебе всё рассказываю?! Оставь меня в покое, нищенка!
Аня вздохнула и нахмурилась. «Только не к колоколам!», стояло в её голове. «Это бесчеловечно!»
– Я – не нищенка, – вдруг возразила она, сама от себя того не ожидая. – Кстати, я тоже живу полной жизнью: ем, пью, смотрю, что хочу. И делаю тоже, что хочу, разумеется, после уроков. Я не знаю, зачем Вам трил-ли-оны – какое сложное слово! – долларов, чтобы делать то же, что и я.
– Замолчи, босячка! – бросил разгневанно незнакомец.
– А всё-таки, почему Вы сказали, что хотите всех убить? – набравшись смелости, спросила Аня.
– Потому что за это мне дадут много денег! Неужели не понятно, бестолочь?! – набросился на неё третий. – Чем больше будет плавать там, в океане смерти, тем богаче стану я!
Аня окаменела от ужаса.
– Получается, это Вы меня бросили в… воду… в океан? – слёзы полились из её невинных голубых глаз.
Незнакомец сопел в приступе ярости:
– Всех вас туда брошу! Отбросы общества! В мире должны остаться только богатые, успешные люди! Нищих не должно быть!
Громко всхлипывая, Аня замотала головой:
– Нищие бывают только тогда, когда есть богатые. Это нам в школе объясняли.
– Вам это объясняли такие же нищеброды, как и ты! И вашу школу туда же отправлю! Всех, всех уничтожу! Только деньги и власть – вот смысл жизни!
– Нет! – решительно возразила девочка. – Нет! Не надо туда никого отправлять! Не надо! Не надо! Не надо!
Последние слова она произносила, казалось, чтобы не сорваться и не наказать незнакомца, чтобы не забыть свою установку «Только не к колоколам!».
– Я там была, – всхлипывая бормотала Аня, обессилев от страха и борьбы с упрямцем. – Там очень плохо, очень!
– Убирайся к чёрту!!! – голосил незнакомец, неистовствуя.
Она не помнила, как произнесла «Я помогу!» и как сильные мужские руки подхватили её вновь и отнесли в постель. Её глаза сомкнулись под тяжестью пережитого, и загадочный свет исчез. Но ужас застыл перед её взором: разъярённый человек, желающий всем смерти и отправивший её в безжизненный океан ради денег…

Аня проснулась от нестерпимой боли. Она лежала на больничной койке без ног и правой руки. Искалеченные конечности были забинтованы, оставшаяся левая рука – подключена к аппарату. Вспышка, лишившая её полноты жизни, была снарядом, взорвавшимся рядом с ней у здания донецкой школы. Домом её надолго стала больница. Белый свет то исчезал, то появлялся вновь. Фигуры в нём менялись каждый раз, но голос у них был один и тот же: нежный, ласковый и сострадающий.
Одно успокаивало Аню – она простила, простила всех. Она никого никогда бы не отправила в океан смерти…


Посвящается детям Донбасса, погибшим и искалеченным по вине украинских карателей.


Ни одна идеология на земле не стоит страданий одного ребёнка.