Притча о волшебном крыжовнике

Владимир Юденко
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ НОВОСИБИРСКА В РИГУ

   С тех пор прошло уже более двадцати лет. Сменились: власть, эпоха, тысячелетие.
А крыжовник, подаренный мне сестрой накануне отлёта домой, превратился из маленького отростка в щедро плодоносящий большой куст.
   Собственно, дала она несколько веточек с корешками обычного красного крыжовника и только одну самую маленькую без колючек. При этом напутствовала: "Это волшебная веточка, потом однажды поймёшь".

   Смочил корешки водой, завернул в небольшой пакетик - изымут в аэропорту или нет, там видно будет. При осмотре багажа обратили пристальное внимание на всё, кроме неприметного свёртка. Летел я вместе с сыном накануне больших потрясений, отмены полётов и т.п. Но добрались благополучно, если не считать маленькой заминки перед стартом самолёта.
   Как опытному авиатору мне показалось странным, что крылья аэробуса подозрительно легко вздрагивали при проходе рулёжки. А ведь в них заливается горючее... Поленился идти к экипажу, сами разберутся. Разобрались только на стартовой площадке, читая приевшуюся "молитву" и привычно щёлкая тумблерами приборов. Баки с керосином оказались почти пустыми, хватило бы на взлёт, на набор высоты, а вот на аварийную посадку - вряд ли.
   Обман - всегда приводит к нарушениям инструкций, авариям, а то и катастрофам.
Как же произошло такое вопиющее ЧП?! Конечно же он - пресловутый человеческий фактор... Привыкли расписываться за заправщика, не беспокоить же человека по таким пустякам. Нет, заправщик на месте был, что и успокоило командира экипажа, но вот сморило его в сон не после заправки (что бывало частенько), а до.
   Пассажирам повесили лапшу на уши: о якобы нелётной погоде, а разбуженный водитель-оператор заправочного автомобиля подъехал в нарушение всех правил к летательному аппарату и стал его заправлять с пассажирами на борту. Через час дали добро на взлёт.
   Начальство не стало покрывать нарушителей и сменило весь экипаж, включая и стюардесс, на пункте промежуточной посадки, который был так и так предусмотрен в этом длительном перелёте. Летчики, идущие на выход, матерились как сапожники, видимо надеялись, что их оплошность никто не заметит. Да и покидать борт преждевременно - явно не входило в их планы.

   Тогда я ещё не осознал волшебство крыжовника: и быть невидимым, и быть оберегом.


ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В РИГЕ, ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВСЕМОГУЩЕСТВА

   Огородил я сотку земли колючими веточками вместо ограды, а мягкую, шелковистую - посадил в самом саду-огороде. Через некоторое время нисколько не колючий крыжовник пропал. Выяснилось, что жена переселила его за пределы огорода, посчитав его угнетённым тенью от достаточно мощного дерева груши. Переселенец к всеобщему удивлению не только не пострадал, но и стал разрастаться ударными темпами, раза в два обогнав по росту своих собратьев.
   Я никогда не забывал его поливать наряду с растениями и деревьями в саду. И он отблагодарил своеобразно: ягоды были необычайно крупные и сочные, с некой неповторимой кислинкой, сразу же утоляющей жажду. Многие эти дары не принимали, не зная, что они съедобны.

   А волшебство между тем продолжалось по нарастающей.
   Начавшийся захват территории, сопровождающийся круглосуточным воем грузовиков и возведением глухого забора по указанию влиятельнейших людей столицы, неожиданно был остановлен в десяти метрах от моего огородика. Бесследно исчез забор, а вслед за ним и рабочие с техникой и времянкой со сторожем.
   Ночной взрыв моего двенадцатиэтажного дома (500 грамм тротила), обрушивший пару лестничных пролётов, совсем не коснулся моего этажа, если не считать мелких трещин на потолке и стенах.
   Моя госпитализация (по поводу заворота кишок) закончилась безо всякой операции, от которой я категорически отказался, поставив три подписи по требованию врача, которая меня сильно разочаровала двумя моментами. Во-первых, заявила, что до утра не дотяну; во-вторых, трижды переспросила: есть ли у меня деньги. Откуда они у заслуженного пенсионера, тем более, что пенсия моей жены (сто пятьдесят евро) даже не покрывала квартплату за месяц в зимнее время.
   Некая сила остановила меня в двух метрах от рельсов электрички, которая оглушила меня стуком колёс, резким свистком и быстро удаляющимся трёхэтажным матом машиниста...

   И всё это, а также и другие знаменательные моменты в моей жизни - я никоим образом не связывал в то время с наличием волшебного крыжовника.


ДУША ТАИНСТВЕННОГО РАСТЕНИЯ

   Только сегодня и понял о чём говорила моя сестра. А случилось вот что.
   Прихожу средь бела дня на берег озера, а там кроме знакомого рыболова стоит как раз напротив крыжовника не по погоде одетый бородач и умиротворённо пощипывает остатки ягод. Урожай собрали не люди, как я подумал вначале, а птицы.
Несколько дней назад, когда я приблизился вплотную к отдельно стоящему кусту, из него выпорхнула большая неизвестная мне птица.
   Вот об этом я и поведал бородачу, одетому в строгий костюм (и это в необычайно жаркую для Риги погоду!) Незнакомец загадочно улыбнулся и сказал: "Да она и сейчас сидит в кусте". В это трудно было поверить, чтобы пугливая птица терпела такое близкое соседство двух человек срывающих оставшиеся спелые жёлтые ягоды.
Я даже раздвинул куст: "Где же она?" "С моей стороны" - ответил невозмутимый незнакомец. Действительно, на ветке спокойно сидела птица и поглядывала на нас своими глазками, как бы утверждая: "Живу я тут". В её поведении не было никакого беспокойства. Даже подошедший удивлённый рыбак ничего не изменил в сложившейся ситуации.
   Мы смотрели на птицу как заворожённые, проговаривая гипотезы, но вскоре выяснили, что никто из нас не знает названия этого крылатого чуда. Она была чуть больше скворца, но отличалась более скромным оперением по раскраске и несомненно более длинным хвостом. Та, которую я спугнул накануне была гораздо крупнее. И тут я почувствовал телепатически слова: "Не столь важно какой я имею вид - вы должны равно принимать своих гостей".

   Не знаю, что почудилось другим свидетелям этого чуда, но мы отошли от крыжовника, а птица, до которой можно было дотянуться рукой, так и осталась невозмутимо сидеть на обозреваемом краю куста. Это и была душа крыжовника, ставшая на какое-то время видимой и осязаемой.

   Явится ли она вновь, чтобы я смог её сфотографировать?

   ***   Произведение опубликовано в журнале "Настоящее время" № 5(51).