Память

Валерий Семченко
 
                Что может помнить мальчик? Много или ничего.
                Что должен помнить мужчина? То, что хочет помнить.
                Нельзя. Невозможно уйти от памяти.
                Пока человек жив, она преследует его. 
                Напоминая. Обвиняя. Досаждая.

    С раннего детства хотел описать нашу жизнь. Так как видел, как чувствовал. Вот возьму и напишу. Пусть все знают как нам было плохо.
    Столько раз собирался, и каждый раз казалось - вот оно. Именно так и нужно описать всё то, что было. Всё то, через что мы прошли в те трудные, послевоенные годы. Как мы выжили, должны знать все, потому как это не должно больше повториться никогда. Об этом думал, убегая с уроков. Сидя на косогоре, смотрел как на него, пыхтя от натуги, паровоз затаскивает вагоны, чтоб затем спустить их с "горки".
    Вначале они медленно, словно предчувствуя что-то, начинали движение, затем всё убыстряли бег и вот уже неслись на встречу "гибели" своей, ведь там, куда они спешили, стояло множество вагонов. На скорости такой они должны были столкнуться и разлететься вдребезги, но, кто-то, в нужный момент, переводил стрелку и вагон плавно подкатывал к другим вагонам и замирал. До моего слуха долетал чуть слышный звон металла, звон как стон живого существа.
    До меня в то время не доходило, что я, как тот вагон, качусь без управления по рельсам в неизвестность – весело и безмятежно. Иной раз, успевая увернуться, чудом проскользнуть в миллиметре от столкновения, от падения, отделываясь – то ссадинами, то ушибами, не замечая, что такие же ссадины и ушибы остаются на теле близких людей. Однажды в мои руки попала замечательная книга. "Ночевала тучка золотая". Вот так. Оказывается, то, о чём я только думал, давно написано. Я не одинок в своих страданиях. Таких как я много, а главное – им намного хуже, чем мне. У меня есть мать, братья. Родные мне люди, к которым я могу в любое время прижаться, найти защиту. У "тех" мальчишек небыло никого. И, как-то, само собой эта тема отошла на задний план. Не то чтоб перестала волновать, а как бы ушла в глубину сознания и, как оказалось, довольно глубоко. Настолько глубоко, что только спустя пол века вернулся к ней. И даже сейчас не уверен, имею право, ну, право на правду имеет каждый, а вот смогу ли правильно преподнести то, что чувствовал когда-то. Достанет ли таланта изложить мысли на бумаге пропущенные через призму лет.
    С годами прихожу я к мысли: – что-то должно остаться внукам. Нет злата-серебра, так пусть станется самое дорогое – память - пожелтевшие от времени листы бумаги.
    Уходит время. Уходят люди. Уйдём и мы, а с нами уйдёт и то, что было. И уж ни кто, ни что им не  напомнит о прошлом: тяжёлом, порою неприятном, о чём хотелось бы забыть, не вспоминать, но это Наше, это Было, и от Этого нам никуда не деться. В своём повествовании не претендую на автобиографичность. Пусть будет так, как будет. Я постараюсь говорить на языке героя. Смотреть его глазами. Думать за него. Не подменять его, ну разве что поддерживаться некоей цензуры.
    Старший брат мне советовал: - Пиши, брат, но помни – слишком много было грязи. Не нужно про неё.
    Я, по натуре, не собиратель грязи. Я красоту люблю, но, к сожалению, без грязи мы не могли бы любоваться красотой. Они соседствуют, то, дополняя, то, оттеняя собой друг друга.

    - Кто играет нашими судьбами?
    - Кощунственно заглядывать туда, куда не следует?
    - А куда следует?
    Вся наша жизнь театр и мы актёры в нём. Мы, не задумываясь, играем в большом космическом спектакле. Играем, ослеплённые софитом солнца, на сцене мирозданья. У каждого из нас есть роль. Играем, для того, кого не видим. Играем, чтоб насладиться восхвалением Его, а потому никак не можем дождаться окончания спектакля. И отыграв, мы уступаем, реже талантливому, чаще бездарному герою. На "Этой" сцене, пока хватает места всем.

    Мы не актёры. Фигуры шахматные в руке Всевышнего и Вездесущего. А коли так, то не свободны в выборе своем. Все наши действия с рождения - прихоть есть Его.

    Мозги даны нам для того, чтоб не сойти с ума от своих действий.