На ходовых испытаниях...

Иван Малюшицкий
     Отгуляв очередной отпуск был направлен третьим механиком на РТМ «Надежда». До прихода на это судно работал четвёртым механиком. Опыта в новой должности, естественно, никакого, зато амбиций, как и у многих молодых людей, с избытком.
    
     После планового ремонта вышли на ходовые испытания. Собрав весь руководящий состав машинного отделения на планёрку старший механик (стармех), в какой-то момент, обратившись ко мне, спросил: «Ты проверил в трюме обжатие горловин топливных танков?»  Не зная в полной мере своих обязанностей по заведованию, к своему стыду, я эту работу не выполнил. Но чтобы не выглядеть профаном в глазах своих коллег-механиков, сказал: «Проверил! - всё в норме!» Как только закончилась планёрка, втайне от всех, отправился в трюм удостовериться в том, что гайки действительно зажаты. Соответствуя времени года, а это первая декада июня, одет был легко...
   
     Выйдя на ходовые испытания, все службы занялись проверкой своих заведований: в частности, рефмеханик, проверяя работу компрессорных установок, уже дал холод в трюма. Когда я подошёл к носовой надстройке, то люк трюма был открыт. Включив свет стал спускаться вниз по вертикальной металлической лестнице. Уже через несколько секунд почувствовал, что температура там далеко не летняя. В голове роем завертелись мысли: "Что делать?.. - Возвратиться?.. -  А вдруг, действительно, горловины не обжаты и в трюм попадёт дизельное топливо?..  Ладно, - подумал я, -  только посмотрю в каком месте они находятся и сразу же назад, а на своей вахте направлю моториста сделать контрольное обжатие". Приняв решение, - спуск продолжил...

       Через несколько минут в дальнем углу трюма обнаружил объект моих изысканий... Изменив свой первоначальный план, всё же проверил затяжку гаек и только убедившись, что всё нормально, направился к лестнице ведущей вверх. К тому времени уже успел изрядно замёрзнуть. Вдруг в трюме неожиданно погас свет, стало темно как в погребе. Ещё перед спуском, с каким-то нехорошим предчувствием, обратил внимание на стоящую почти вертикально, готовую в любой момент захлопнуться, массивную крышку.
      
      Подняв голову вверх обмер. Моё внутреннее "Я" меня не обмануло - кто-то сверху закрыл трюм. Я оказался в мышеловке из которой самому не выбраться. Надежда, что меня успеют найти до того как замёрзну, была иллюзорна. До выхода на вахту, а это почти три часа, естественно, искать не будут; да и после, кому придёт в голову мысль искать меня в трюме (будь я матрос - другое дело). Я тогда ещё не знал, что существует аварийная кнопка на случай ситуации подобно моей. Тем временем мороз крепчал...
    
    Взявшись, за металлическую лестницу, почувствовал леденящий холод. В кромешной темноте, перебирая руками ступеньки, стал медленно подниматься. Пальцы быстро стали коченеть, возникла опасность сорваться вниз. Когда голова коснулась потолка, опустив подбородок как можно ниже, поднялся ещё на одну ступеньку и сколько было сил надавил на люк. К моему счастью он поддался и в образовавшийся просвет удалось просунуть вначале руку, а затем протиснуться самому. 
      
    Говорят, в минуты сильного нервного потрясения у каждого человека открываются скрытые резервы. Известен такой случай: Во время пожара одна, уже немолодая, женщина в стрессовом состоянии волоком вытащила на огород, из горящей избы, сундук; позже, когда стресс прошёл, она его не смогла даже сдвинуть с места.               
   
    О том, что мне пришлось пережить в тот день, естественно, никому не рассказал. Виновником моих злоключений, думаю, был боцман. Проходя мимо трюма увидел непорядок. Посчитав, что кто-то из матросов, по причине разгильдяйства, забыл в трюме выключить свет и закрыть его, и как хороший хозяйственник тут же исправил недоработку своих подчинённых. Но не исключаю, что это "работа" и рефрижераторного механика, поскольку, как я сказал выше, он дал холод в трюма...               
   Моё везение заключалось в том, что боцман, если это его работа, всего лишь захлопнул крышку люка, а ведь мог и закрыть его на замок...               
   
        Размышляя о случившемся..., на ум пришло мудрое изречение: «Ложь до добра не доводит».
 Этот случай дал повод переосмыслить свои совершённые ошибки. Пришло осознание того, что: "Всегда лучше горькая правда, чем сладкая ложь!"
    В той путине это было первое испытание Судьбой, где я отделался только испугом. Второе, спустя четыре месяца, я бы назвал его "Чрезвычайное происшествие", много крат опаснее - там я пострадал физически...