На морской практике

Иван Малюшицкий
     На третьем курсе мореходного училища проходил практику на теплоходе «Олюторка». Судно принадлежало ВРХФ (Восток рыб холод флот). Порт прописки -  г. Владивосток. Ещё в пятидесятых годах оно было закуплено в Канаде, где работало в качестве банановоза.  Для погрузки и выгрузки бананов имело в бортах двери, которые впоследствии заварили...               
     Из-за своей длины в сто двадцать пять метров и невысокой надводной части, «Олюторка» была похожа на большую субмарину. Имея мощную двигательную установку в восемь тысяч лошадиных сил, развивала скорость в двадцать четыре узла. Задолго до моей практики попала в сильнейший шторм, переломилась посередине корпуса, но потом была отремонтирована (усилена дополнительными шпангоутами), и снова вступила в строй. На «Олюторке» я работал мотористом первого класса в смене второго механика.
      
    Как-то, возвращаясь из района лова с полными трюмами рыбы, оказались в зоне прохождения тайфуна.  В это время, как назло, вышел из строя главный двигатель. Прогорел поршень одного из восьми цилиндров. Возникла опасная, можно сказать, критическая ситуация. Судно, как щепку, стало швырять из стороны в сторону. По авралу подняли всю машинную команду. Быстро отвинтили и сняли головку с цилиндра, где прогорел поршень. Перекрыв на него подачу топлива, вновь запустили дизель. Ощутимо потеряв в мощности, мы всё же обеспечили ход судну.
   
     На то чтобы устранить неисправность ушло минут двадцать – двадцать пять, но их вполне хватило шторму, чтобы натворить много бед. Хочу заметить, что двигатель, который нам пришлось чинить, был более пяти метров в высоту, с диаметром цилиндра около метра...               
    
    Пока судно было обездвижено сильнейшая волна, обрушившаяся на носовую часть, оторвала около двадцати метров фальшборта и с силой бросила его на носовую надстройку. Старший помощник капитана, стоявший в то время на мостике, вызвал аварийную команду и приказал:  «Срочно закрепить фальшборт пока волной не смыло за борт!» Группа матросов во главе с боцманом, словно альпинисты, держась за канат, вышли на палубу. Ещё не успели сделать и нескольких шагов в нужном направлении, как очередная волна подхватила оторванный лист и  извивающейся лентой увлекла в морскую пучину.               
   
        Вскорости, после того, как запустили главный двигатель и обеспечили ход судну, выяснилось, что оно дало течь. Что характерно, как раз в том месте, где ломалось раньше. Видимо, всё же, была допущена ошибка при проектировании. В тяжелейших штормовых условиях матросы завели под днище брезентовый пластырь и остановили поступление воды в корпус. Не прося никого о помощи, своим ходом, пришли в родной порт, где после выгрузки рыбы стали на ремонт.