Мочало, мочало - начинай с начала!

Сергей Хайлов
В интернете появилась петиция. «Не допустим передачу Исакиевского собора и Храма Спаса- на-крови в ведение РПЦ».

Приехали.. Уже в который раз.

Я прожил в этом городе почти 55 лет, и в юном возрасте, и в зрелом, никогда не замечал какой-то особенной любви государства, какое бы оно не было, к этим «объектам культурного наследия».
Не замечал и рвения городских правительств в вопросах реставрации. Дошло до того, что Александр Розенбаум, даже в песне сообщил о своей мечте снять леса со Спаса-на-Крови. Дети выросли, пока собор был в лесах! Вообще, все эти годы, почти всем было «глубоко-фиолетово» и по поводу хора в Смольном соборе, и по-поводу состояния Сампсониевского собора и по поводу Исаакия. А вот император, помнится, порт не стал строить, ради Исаакиевского собора! Чувствуете разницу?
Насколько я понимаю, никто никогда не собирался капитально ремонтировать и укреплять фундаменты Исаакиевского и Сампсониевского соборов, никто не выделял на это деньги. Музей живет на средства, получаемые от экскурсий, от туризма. Госфинансирования никакого нет. Так уже много лет. Когда я был маленький, все ахали. Фундамент-фундамент! Крест-крест! Ах, подземный ручей! Ой, просадка! Повторюсь. Прошло уже 40 лет. И что?

К тому же, мне кажется, есть смысл задуматься о целях того, кто Исаакиевский собор строил. Его не для концертов возводили, не для туристов. Его строили для молитвы. Для Литургии.
Теперь авторы петиции снова озабочены состоянием «памятников». По такой логике запросто можно составить петиции о возвращении государству всех храмов и монастырей. Вот радости-то будет в правительстве! А уж в Минфине особенно!
Ну, действительно, получается цирк. Это все-равно, что купить автомобиль, нанять шофера, а потом водить к автомобилю экскурсии за деньги, а на крыше оборудовать сцену и смотреть как оттуда поют артисты, подсчитывая доход. И когда водитель придет со словами «Мне надо ехать!», - ответить ему, - «Знаешь, у нас тут культурное мероприятие, касса, и мы этот автомобиль охраняем, чистим, красим, так что, ты иди, давай, мимо.»
И, кстати, отчего никто из авторов петиции не скажет так:
- Оставьте собор в Федеральной собственности. Даю два миллиарда на реставрацию!
Или просто:
- Церковь не справится с содержанием соборов. Беру содержание на себя.

Однако, мне известны храмы и монастыри, восстановленные полностью, включая отвод подземных рек, восстановление кладки стен жидкими растворами под давлением, полную гидроизоляцию и.т.д. И это делала Церковь. На пожертвования. Тихо. Без петиций. И я знаю жертвователей. Один Храм «Богоявления» на Гутуевском острове чего стоит! Но, туда неудобно водить экскурсии, и концерт там не устроишь. «Проходимость не та», понимаешь…

Да и что так убиваться по поводу туризма?! Почему то авторы петиции не упоминают о храмах, куда уже десятки лет возят экскурсии, при ежедневной литургии. И ничего. Никто не возражает. Всё взаимно вежливо. Например, Спасо-Преображенский собор. С Церковью можно договориться. Нужно только договариваться, а не писать петиции.

За то, что государство сделало с Русской Православной Церковью, с её клириками и храмами, за прошедшее столетие, с поколением, которое государство изолировало от Церкви, за людей, что умерли некрещеными. Да за это всё, надо не только передать храмы Церкви, не только восстановить их, но и попросить прощения, и со слезами, на коленях бить себя в грудь со словами: «Какой позор!». И не надо спекулировать на том, что собор никогда не принадлежал Церкви, а принадлежал государству, забывая, что это было за государство.

Очень трудно отказаться от мысли, что авторами петиции движет не боль за памятники архитектуры, не ответственность за имидж города. Простите, но видна ненависть к Церкви, к любой её деятельности, а требования - лишь использование повода и способ. Почитайте комментарии к петиции. Это видно сразу. Да, у Церкви есть проблемы. Мы, тут в Церкви, о них знаем. Да, есть случаи, за которые, мне, как православному, стыдно. Есть и клирики, которых Господь очевидно просто терпит. Есть и вещи, которые, пока трудно понять. Но, Господа! Не отдавать храмы верующим потому, что там надо проводить концерты и выставки – это попытка перевести мировоззренческую проблему на бытовой уровень, противопоставить духовные потребности людей культурным, противопоставить вере - кассу.

Ну, и наконец, если есть закон, то его надо выполнять. А закон есть. Возражать надо было раньше.
И, знаете, как-то мне неловко даже за людей которые всё это делают. Послушайте! Это же Петербург! Как вам не совестно? Или, может, это уже не Петербург?