Последние стихи

Анатолий Головков
Лена Ширман после Литинститута работала в ростовской газете "Молот". И вот в июле 1942 года она едет по заданию редакции в станицу Ремонтное, писать, как говорится, о тружениках тыла. Заодно - повидаться с родителями. А там немцы... Еврейскую семью арестовали гитлеровцы. Лену заставили рыть могилу для мамы и папы. После их гибели Леночке оставалась одна ночь. И она провела ее над тетрадкой своих стихов, прощаясь с другом: "Я завещаю девушке, которая будет любить тебя: //Пусть целует каждую твою ресницу в отдельности, // Пусть не забудет ямочку за твоим ухом,// Пусть пальцы ее будут нежными, как мои мысли.//Я могла бы пройти босиком до Белграда,// И снег бы дымился под моими подошвами,// И мне навстречу летели бы ласточки, // Но граница закрыта, как твое сердце,// Как твоя шинель, застегнутая на все пуговицы.// Белоголовый часовой поднимет винтовку,// И я не услышу выстрела// Меня кто-то негромко окликнет,// И я увижу твою голубую улыбку совсем близко,// И ты – впервые – меня поцелуешь в губы.// Но конца поцелуя я уже не почувствую..." Утром нагую женщину уже заставили рыть могилу в степи для себя. Потом приказали встать на колени, спиной к автоматчикам, но поэт Елена Михайловна отказалась, и приняла смерть в лицо. Ей было 34 года…