За стеной гармонь играет...

Анатолий Головков
Любимица Белорусского фронта, русская красавица, снайпер Роза Шанина, родом из вологодской глуши... Разговаривала с северным оканием. Меньше года на передовой - и отправила на тот свет 55 солдат и офицеров неприятеля. Одна из первых девушек-снайперов, удостоенных двух орденов Славы, третьей и второй степени, медали «За отвагу». Она вела дневник и повсюду носила с собой тетрадку в снайперской сумке.
Вот и читаю с комом в горле...
"8 августа 1944 г. Я недавно ушла в самоволку. Случайно отстала от роты на переправе. И не стала искать ее. Добрые люди сказали, что из тыла отлучаться на передний край не есть преступление. А я знала, что наша учебная рота не пойдет в наступление, а поплетется сзади. Мне же нужно быть на передовой, увидеть своими глазами, какая она, настоящая война. И потом, как было искать свою роту? Кругом, по лесам и болотам шатались немцы. Одной ходить опасно. Я и пошла за батальоном, который направлялся на передовую, и в этот же день побывала в бою. Рядом со мной гибли люди. Я стреляла, и удачно. А после троих взяла в плен... здоровых таких фашистов.
27 ноября 1944 г. Вчера были танцы. Танцую неважно. А сегодня мылись в бане. Вспомнили, как немцы захватили в плен наших девочек. Это было в мае. Фашистские разведчики во время поиска на переднем крае схватили двух снайперов - Аню Нестерову и Любу Танайлову. Где они сейчас? Живы ли? В руках палачей... Впервые видела немецких фрау. Мстить им за подруг? Нет. У меня к ним ненависти нет. А фашистов ненавижу и убиваю хладнокровно. И в этом вижу смысл моей жизни сейчас. А будущее у меня неопределенно. Варианты: 1) в институт; 2) не удастся первое, тогда я всецело отдамся воспитанию детей-сирот.
2 декабря 1944 года (последняя запись). Скука. За стеной играет гармонь. Хочу туда, где бой. Нельзя. Почему? Какие несознательные эти начальники..."
Роза Георгиевна Шанина погибла 28 января 1945 года, недалеко от деревни Ильмсдорф, округ Рихау, Восточная Пруссия, не пожелав бросить в бою своего командира. Было ей всего 20 лет...